Статья на тему: «Рекомендации для родителей по развитию понятийного мышления у дошкольников».
статья (подготовительная группа)

Вашему вниманию предлагаются ряд игр, способствующих развитию у ребёнка зачатков понятийного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_po_razvitiyu.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Рекомендации для родителей по развитию понятийного  мышления у дошкольников».    

Автор: Соколова Елена Владимировна                                                                                воспитатель ГБОУ школа №601 ОДО

                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Отправляя ребёнка в первый класс, родители стремятся научить ребёнка счёту и чтению. Однако, педагоги начальных классов отмечают, что каждый второй ребёнок не способен правильно размышлять, выстраивать логические цепочки, делать предположения. Это всё возникает оттого, что развитию понятийного мышления у детей не уделяют должного внимания.

 Понятийное мышление - вид мышления, где используются понятия и логические конструкции.

Термин «понятийное мышление» в психологии появился не так давно. Его ввел советский ученый Лев Семенович Выготский. С 1924 по 1934 год он изучал, как сознание влияет на образ мыслей человека. И пришел к следующему выводу — то, как человек думает, зависит от следующих факторов: умения видеть истинную суть явления, способности отыскать причину происходящего, умения предвидеть последствия, навыка обращения с информацией, умения ее систематизировать, способности выстраивать полную картину происходящего.

Лишь те, кто обладает данной формой мышления, способны грамотно разобраться в любой ситуации. Остальные, а по некоторым данным их около 80%, думают, что правы лишь потому, что так думают именно они. Любую ошибку они объясняют вмешательством извне.

Понятийное мышление – способность не врожденная. Оно начинает появляться у ребенка в возрасте 6-7 лет.

Ребёнок должен научиться  самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать , находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

  Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагаются ряд игр, способствующих развитию у ребёнка зачатков понятийного мышления.

«Верю-не верю»                                                                                      Ведущий передаёт игроку какую-то информацию, которую необходимо опровергнуть или  подтвердить.                                                                   Например:  «Все шарики красные», «зимой всегда идёт снег», «все птицы улетают на юг», «некоторые карандаши сломаны», «летом мы надеваем рукавицы», «чай всегда горячий», «блины нужно есть с вареньем».

Лучше подобрать такие фразы, на которые нельзя дать однозначные ответы. Факты должны быть понятны ребёнку. Каждый свой ответ ребёнку необходимо обосновывать.

«Назови одним словом»                                                                                            Игры  подобного рода развивают способность к классифицированию, обобщению, расширяют кругозор и пополняют словарный запас. Задание: ребёнку нужно назвать одним словом группу предметов.                                     Примеры:                                                                                                                                             «Шкаф, комод, диван, стул»-мебель.                                                                              «Автобус, пароход, трамвай, мотоцикл»-транспорт.                                                     «Анна, Светлана, Мария, Ольга»-женские имена.

«Ассоциации (связи)»                                                                                       В этом упражнении ребенок  должен назвать все знакомые ему слова, связанные с приведенными понятиями.

(Родителям, по возможности, нужно постараться посетить все названные места вместе с детьми. Это упражнение - своеобразная программа  действий.)  Дом, детский сад, школа, улица, магазин, аптека, больница, библиотека, бассейн, рынок, киоск, завод, фабрика, ферма, столовая, кафе, парикмахерская, баня, ателье, химчистка, прачечная, мельница, пекарня, почтамт, телеграф, полиция, пожарная охрана, банк, стадион, вокзал, аэропорт, типография, церковь, кинотеатр, театр, музей ,выставка, галерея, филармония, цирка, зоопарк, мастерская, гостиница, гараж, элеватор, огород, сад, лес, поле, луг, сквер, парк, техникум, институт, море, река, озеро, пруд, болото.

"Исследователь"                                                                                                                  Это одна  из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком  - "исследователи". Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Для образца можно использовать следующую схему обследования предмета:                                 1.Назовите предмет.                                                                                     2.Охарактеризуйте его признаки: форму, размер, вес, цвет, какой он на ощупь, какой он на вкус, запах, из чего он  сделан, отличается "от"(каких-нибудь других предметов)                                                                                            3.Для чего нам нужен этот предмет?                                                                           4.Что случится, если уронить его на пол с высоты 1 метр? Бросить его в огонь? Бросить его в воду? Ударить по нему молотком? Оставить на улице без присмотра? Облить водой? Поставить в темное место? Оставить греться на солнышке?                                                                                                  5.Добавляйте другие вопросы по своему усмотрению.

«Сравнения»                                                                                                                    Эта игра  направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах    признаки сходства и различия.                                                                          I Найдите сходство                                                                                                                       1.На что по цвету похожи: огурец, морковь, снег , слива, одуванчик ?        2.Что по форме похоже : на круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник?

3.На что по величине похожи : карандаш, книга, заяц, корова, муха?

4.На что по материалу похожи: тетрадь, ложка, стол, цветочный горшок, платье?

II. Найдите отличия (необходимо указать как можно больше  признаков или  свойств  отличия).                                                                                                                 1.Чем отличаются морковь и огурец?                                                                      2.Чем отличаются пчела и слон?                                                                                3.Чем отличаются книга и тетрадь?                                                                           4.Чем отличаются вода и молоко ?                                                                           5.Чем отличается старый человек от молодого?                                                       III. Ответьте на вопросы.                                                                                                       1.На кого больше похожа утка: на гуся или на поросенка? Почему?                 2.На кого больше похожа килька: на щуку или на воробья? Почему?                 3.На кого больше похожа кошка: на собаку или на утку? Почему?                     4.На что больше похожа тетрадь: на книгу или на пенал? Почему?                     5.На что больше похожа ручка: на карандаш или на ранец? Почему?               IV. Найдите общее (необходимо указать как можно больше признаков или свойств сходства).                                                                                                      1.Яблоко и груша.                                                                                                    2.Ворона и воробей.                                                                                               3.Диван и кресло.                                                                                                    4.Кефир и творог.                                                                                                    5.Куртка и пальто.                                                                                                    6.Береза и клен.                                                                                                   7.Ромашка и колокольчик.                                                                                      8.Девочка и мальчик .                                                                                           9.Гармонь и баян.                                                                                             10.Стрекоза и бабочка.

«Четвёртый лишний»                                                                                                     Даны четыре слова. Три из них чем-то похожи, у них есть что-то общее, их можно назвать одним  словом, а четвертое - от них отличается оно лишнее. Угадайте какое слово лишнее? Почему?

Шкаф, кресло, кастрюля, тумбочка.                                                                               Волк, медведь, корова, белка.                                                                              Лошадь, заяц, кошка, собака.                                                                                  Бабочка, стрекоза, муха, воробей.                                                                            Клен, дуб, ромашка, береза.                                                                                       Апельсин, мандарин, капуста, груша.                                                                      Утро, лето, зима, осень.                                                                                           Январь, среда, март, июнь.                                                                                               Вторник, зима, среда, пятница.                                                                                     Красный, мизинец, зеленый, голубой.                                                                          Петров, Гена, Смирнов, Белов.                                                                                          Кукла, мяч, волчок, шашки.                                                                             Прямоугольник, линейка, квадрат, овал.                                                                    А, Б, один, В.                                                                                                                         Рубанок, балалайка, гитара, гармонь.                                                                        Россия, Япония, Москва, Италия.                                                                                       Земля, Марс, Петербург, Венера.                                                                                     Волга, Дон, Нева, Волгоград.                                                                                         Дождь, ветер, снег, град.                                                                                                  Золото, серебро, железо, кирпич.                                                                                Колбаса, творог, сыр, молоко.                                                                                        Батон, булочка, баранка, пирожное.                                                                           Перец, гвоздика, корица, банан.                                                                        Холодильник, пистолет, пылесос, мясорубка.                                                     Прыжки, бег, плавание, вязание.                                                                                       Халва, булочка, камень, яблоко.  

«Продолжите»(вид-вид)

Красный, ... (желтый, зеленый).                                                                               Сапоги, ... (тапочки, ботинки).                                                                                Диван, ...                          Тарелка, ...                                                                                Кепка, ...                           Волга, ...                                                                             Москва, ..  .                      Кошка, ...                                                                                 Грач, ...                              Тюльпан, …                                                                          Зима, ...                             Вторник, ...                                                                     «Колобок", ...                   Пистолет, …                                                                  Футбол, ...                          Мизинец, ...                                                                       Тигр, ...                                Береза, …                                                                      Малина, …                          Пенал, ...                                                                      Январь, ...                            Автобус, …

«Знаете ли вы»(Род-вид)                                                                             Упражнение развивает  способность к конкретизации понятий. Ниже даны родовые понятия. Ребенку необходимо назвать как можно больше видовых понятий (для  детей пяти лет - 3, для шести-семи лет - не менее 5). Если ребенок затрудняется, ему нужно помочь усвоить неизвестное понятие. Он лучше поймет и запомнит слово, если увидит предмет,   потрогает его, ощутит его запах, услышит его звучание (конечно, если это возможно).

Задания выполняются постепенно, это программа работы с ребенком на длительное время.                                                                                                                Домашние животные(коза, корова, кошка)                                                                            Дикие животные, птицы, рыбы, насекомые,  деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы, время суток, одежда, головные уборы, обувь,  украшения, пальцы(назвать все), фамилии, имена, игрушки, времена года, месяцы, дни недели, буквы, числа, сказки, стихи, загадки, инструменты, музыкальные инструменты, транспорт, государства, планеты, реки, осадки, оружие, виды спорта, школьные принадлежности, игры, цвета, геометрические фигуры, продукты питания, молочные продукты, хлебо-булочные изделия, крупы, кондитерские изделия, пряности, ткани, строительные материалы, бытовые приборы, породы собак, военная техника, марки автомобилей.

«Подбери понятие под определение»                                                       1.Крупное домашнее животное, которое даст нам молоко.                          2.Дерево, на котором растут сливы.                                                             3.Учреждение, где готовят и хранят лекарства.                                                4.Первый месяц года.                                                                                                    5.Второй день недели.                                                                                                6.Время года, когда поспевают ягоды.                                                                 7.Время суток, когда восходит солнце.                                                                    8.Планета, на которой мы живем.                                                                             9.Инструмент, с помощью которого откручивают и закручивают шурупы. 10.Инструмент, с помощью которого забивают гвозди.                           11.Спальная принадлежность, которую мы кладем под голову. 12.Электрический прибор для освещения помещения.              13.Приспособление для защиты от дождя.                                              14.Приборы для измерения времени.                                                                   15.Пальто, изготовленное из меха.                                                                   16.Старик с большой белой бородой и мешком с подарками, приходящий к нам на  Новый год.                                                                                          17.Сказочный герой, очень худой и костлявый.                                                     18.Посуда для переноски воды.                                                    20.Приспособление, которое люди носят на лице для улучшения зрения.  21.Предмет, которым мы пишем.                                                                       22.Участок земли, где растут овощи.                                                                         23.Человек, который шьет сапоги.                                                                        24.Человек, который чистит трубы.                                                                         25.Сильная электрическая вспышка во время грозы.                                            26.Осадки, которые выпадают зимой.                                                                  27.Осадки в виде замерзших горошин                                                                      28.Праздник, который отмечают 9 Мая.                                                                         29.Игра на клеточном поле с 32 фигурами.                                                 30.Устройство для приема телевизионных передач.

«Аналогии»                                                                                                            Два первых слова в задании находятся в определенной связи. Назовите четвертое  слово, которое относится к третьему так же, как второе - к первому.                                                                                                                                    I. 1. Ложка: есть, нож: ... (резать).                                                                        2.Пила: пилить, топор: ...                                                                                         3.Грабли: сгребать, лопата: ...                                                                        4.Тетрадь: писать, книга: ...                                                                                   5.Линейка: измерять, ластик: ...                                                                                               6. Червяк: ползать, муха: ...                                                                                             7.Игла: шить, ножницы: ...                                                                                                 8.Песня: петь, танец: ...                                                                                             9.Собака: лаять, кошка: ...                                                                                   10.Лошадь: ржать, корова: ...                                                                             11.Оса: жужжать, шея: ...                                                                                     12.Воробей: чирикать, ворона: ...                                                                          13.Человек: идти, машина: ...                                                                                    14.Кровать: спать, стул: ...                                                                                          15.Глаз: видеть, ухо: ...                                                                                             16.Пироги: печь, суп: ...                                                                                      17.Рубанок: строгать, молоток: ...                                                              18.Змея: ползать, птица: ...                                                                               19.Лицо: умывать, зубы: ...                                                                                20.Пылесос: чистить, утюг: ...                                                                                     21.Цвет: видеть, звук: ...                                                                                            22.Врач: лечить, учитель: ...                                                                              23.Библиотека: читать, бассейн: …                                                                             24.Воздух: дышать, вода: ...                                                                        25.Балерина: танцевать, певица: …                                                                             II. 1. Магазин: продукты, аптека: ...                                                                            2. Больница: врач, школа: ...                                                                                      3. Холодильник: металл, книга: …                                                                                      4. Платье: шелк, окно: ...                                                                                           5. Соловей: сад, щука: ...                                                                                            6. Лес: охотник, река: ...                                                                                              7. Апельсин: фрукт, огурец: ...                                                                                  8. Рыба: чешуя, птица: ...                                                                                             9. Сирень: кустарник, береза: ...                                                                               10. Человек: рот, птица: ...                                                                                   11. Север: юг, утро: ...                                                                                             12. Огурец: огород, яблоко: ...                                                                              13. Стол: дерево, игла: ...                                                                                        14. Кошка: дом, заяц: ...                                                                                            15. Грибы: лес, пшеница: ...                                                                                     16. Человек: дом, птица: ...                                                                                      17. Перчатка; рука, ботинок: ...                                                                               18. Часы: время, градусник: ...                                                                                  19. Учитель: ученик, врач: ...                                                                                20. Пол: ковер, стол: ...                                                                                           21. Лошадь: жеребенок, собака: ...                                                                       22. Корова: теленок, овца: ...                                                                                   23. Утка: утенок, курица: ...                                                                                     24. Муха: паутина, рыба: ...                                                                                     25. Мальчик: мужчина, девочка: …                                                                               26. футбол: футболист, хоккей: ...                                                                           27. Январь: февраль, понедельник: …                                                               28. Посуда: кастрюля, мебель: ...                                                                           29. Дом: комнаты, улей: ...                                                                                      30. Хлеб. пекарь, дом: ...                                                                                    31.Пальто: пуговица, ботинок: ...                                                                  32.Вода: жажда, пища: ...                                                                                  33.Паровоз: вагоны, конь: ...                                                                         34.Teaтp: зритель, библиотека: ...                                                              35.Корова: молоко, курица: ...                                                                  36.Ячмень: перловка, просо: ...                                                                     37.Стакан: чай, тарелка: ...                                                                              38.Самолет: воздух, пароход: ...                                                                     39.Палец: кольцо, ухо: ...                                                                             40.Нога: туфель, голова: ...                                                                  41.Шифоньер: одежда, сервант: ...                                                                  42.Лето: панама, зима: ...                                                                                  43.Толпа; люди, стадо: ...                                                                          44.Человек: нога. кошка: ...                                                                                    45.Собака: косточка, кошка: ...                                                                46.Медведь: мед, заяц: ...                                                                            47.Козел коза. кот: ...                                                                                  48.Хлеб: мука, мороженое: ...                                                                         49.Птица: клюв, волк: ...

«Определение понятий»

Дать определение понятию - сложная умственная работа. И все же давайте  попытаемся... Вначале дается родовое понятие, а затем определяются видовые отличия.  Например, кукла - это игрушка (родовое понятие), похожая на человека  (видовое  отличие).

Велосипед - вид транспорта (родовое понятие), колеса которого приводятся   в  действие ногами с  помощью педалей (видовое отличие). Ранец - ученическая сумка, которую носят на спине.  Шорты - короткие брюки.

 I.Корова - ...                 II. Герой- ...                  III. Мир- ...                                              Курица - ...                  Трус -...                          Дружба -...                                                 Утка -...                        Ябеда - ...                Честность - …                                       Собака -.. .                  Лентяй -...                Злоба  -…                                               Кошка -...                    Жадина -...                Доброта - ...                                           Яблоня -...                  Лгун -...                     Нежность  -...                                           Вишня -...                     Хвастун -...               Красота - ...                                                  Береза -...                     Нытик -...                  Любовь  -...                                        Лопата -...                    Тихоня -...                                                                                       Пила - ...                      Копуша -...                                                                                   Топор -...                     Зевака - ...                                                                                  Зима -...                       Зазнайка - ...                                                                                Понедельник - ...       Умница -...                                                                                    Декабрь -..                                                                                                                          Диван -...    Серьги -...  Кепка - ... Тапочки - ...    Сапоги - ...  Кошелек - ...

 

             

 

 

 

 

                                                                                     

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Рекомендации для родителей"

Родители не только могут помочь специалистам в исправлении заикания, но иногда в легких случаях справиться с этой задачей самостоятельно. Если заикание только что появилось у вашего ребенка, необ...

Статья на тему "Теневой театр как средство развития творческих способностей дошкольников "

Статья об истории возникновения теневого театра, а также об особенностях работы в данном виде искусства с дошкольниками....

Статья на тему "Роль художественной литературы в развитии и воспитании дошкольников"

Роль книги трудно переоценить. Книга развивает речь и фантазию ребенка, учит общению с ровесниками и взрослыми, воспитывает и дает возможность познавать мир....

Методические рекомендации для родителей по развитию ручной умелости дошкольников «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Предлагаю несколько советов по развитию мелкой моторики у детей.Материал может быть полезен родителям и педагогам ДОУ....

Рекомендации для родителей по развитию словарного запаса дошкольников 5-7 лет

Родителям нужно очень внимательно отнестись к развитию активного словаря своего ребёнка. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизн...

Консультация для родителей на тему: «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук у старших дошкольников»

  Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.    Взаимосвязь общей и ре...