Статья на тему "Теневой театр как средство развития творческих способностей дошкольников "
статья (подготовительная группа) на тему

Статья об истории возникновения теневого театра, а также об особенностях работы в данном виде искусства с дошкольниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_teatr.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Теневой театр как средство развития творческих способностей дошкольников

Педагог ДОУ в своей работе должен использовать разнообразные методики и средства, призванные максимально раскрыть творческие эстетические способности ребенка, развить коммуникабельность и пр. Одним из средств достижения этих целей является организация теневого театра.

Что такое теневой театр?

Теневой театр известен с глубокой древности. Впервые об этом удивительном жанре упоминается в исторических источниках Китая.

На освещенный экран плотно прикладываются фигуры и, таким образом, создается иллюзия двигающихся теней. Фигуры по традиции изготовляются из бумаги или картона, раньше также использовалась тонкая кожа.

Сегодня теневой театр в виде инсценировок сказок и стихотворений, повестей и рассказов служит прекрасным средством развития творческих способностей воспитанников ДОУ. Практически в любом ДОУ можно создать такой театр. Оборудование для него в изготовлении и управлении чрезвычайно просто. Необходимы следующие компоненты.

  1. Экран любого размера (в зависимости от пространства музыкального зала)
  2. Источник света (им может служить обычная настольная лампа)
  3. Непосредственно фигуры, вырезанные из плотного картона и закрепленные на деревянные палочки (или шпатели, если театр миниатюрный).

Бесспорный плюс теневого театра – минимальные материальные затраты. Фигуры изготавливаются из картона, проволоки, ниток и планок из дерева. Они также не требуют больших площадей для хранения.

Что он дает?

Особенности мировосприятия малышей делает для них театрализацию различных произведений запоминающейся, образной и яркой.

Театр оказывает мощное позитивное воздействие на маленьких зрителей, благодаря целому спектру различных средств. Художественные образы, оригинальное оформление, текстовое и музыкальное сопровождение – все эти компоненты развивают способности и эстетические чувства детей. Необходимо построить спектакль так, чтобы зрители выступали и в качестве участников, вступали в живые диалоги, сопереживали, делились своими впечатлениями с родителями и т.п. Так развиваются коммуникативные навыки, умение поддерживать беседу в форме диалога, рассказывать о своих впечатлениях.

Играть со своей тенью – занятие чрезвычайно интересное и увлекательное. Дети открывают для себя новые грани, возможность фантазировать и видеть это наяву. Это развивает внимательность, способность подмечать мелкие детали и в обычной жизни ребенка.

Для детей представление теневого театра – праздничное событие, полное эмоций и впечатлений.

Как показывает практика, детям под руководством педагогов вполне по силам постановка таких сказок как «Красная шапочка», «Курочка Ряба», «Репка» и пр. Важные, но трудные для теневого театра моменты, можно просто прочесть без силуэтного сопровождения.

Особенности работы

Первый момент, о котором хотелось бы сказать, в качестве рекомендаций: не следует усложнять и загромождать сцену. Необходимо исходить из принципа минимализма реквизита и декораций. Каждая сцена может сопровождаться лишь двумя-тремя характерными деталями. Они способны создать иллюзию целой картины. Например, колонны и арки – может быть необычные – волшебный город, подобие пещеры – логово драконов и т.п.

Важный момент декорации необходимо держать близко к прожектору, и работают с ними актеры, незадействованные непосредственно в спектакле.

Костю актера должен быть удобен и практичен. Особое внимание деталям, идентифицирующим героя спектакля. Корона – и вот пред зрителями образ короля, шляпа – мушкетер. Все должно быть лаконично и легко взаимозаменяемо. При этом силуэты и маски могут быть как статичными, так и с движущимися элементами. Но и сам актер должен открывать рот и жестикулировать более интенсивно, поскольку это театр теней.

Основываясь на опыте, можно рекомендовать для первых постановок самые простые сюжеты, а затем двигаться от простого к более сложному. Репертуар подбирать, исходя из особенностей теневого театра. Это, главным образом басни, сказки, рассказы, где есть множество разнообразных героев – люди, звери, птицы, которые хорошо «ложатся» в качестве силуэтов, теней, ярких запоминающихся образов. Для предания героям комических черт различные элементы их костюма могут быть гипертрофированы, им можно придать карикатурные черты. Например, к короля, большая корона сползающая на бок и всклоченная борода. У бабы-яги – длинный крюкообразный нос и т.п. Такие костюмы и декорации необходимо готовить совместно с детьми. Это позволит им глубже «прочувствовать» свою роль.

Вообще же теневой театр – это плод совместного творчества детей и педагогов. Поэтому педагог должен, прежде всего, наладить полное взаимопонимание со своими подопечными, найти общий язык со всеми участниками спектакля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"

Театральная деятельность - это самый распространненый вид детского творчество. Она близка и понятна  ребенку. Всякую свою выдумку, впечетление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живы...

Обобщение опыта "Театр как средство развития творческих способностей дошкольника"

Участие детей в театрализованной деятельности  способствует овладению культурой  речи ,то есть умению передавать свои мысли и в соответствии с целью высказывания грамматически правильно, лог...

Мастер – класс «Трафаретный театр как средство развития творческих способностей дошкольников»

Мастер – класс«Трафаретный театр как средство развития творческих способностей дошкольников» Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развити...

Теневой театр как средство развития творческих способностей дошкольников

Роль теневого театра в развитии детей дошкольного возраста...

Статья "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"

Статья "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников" Театраллизованная деятельность-это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи ...