«Как подготовить ребенка дошкольника к решению арифметических задач»
консультация (старшая группа)
Именно в детском саду дети делают первые шаги на пути к умению решать задачи.
Решить задачу – это значит: разобраться в ее условии, выделить, какие величины известны, какую надо найти, как они между собой взаимосвязаны, на основе этого правильно выбрать арифметическое действие, записать соответствующий пример (используя карточки с цифрами и знаками), вычислить его и записать ответ, сформулировав его в полном, развернутом виде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kak_podgotovit_k_resheniyu_arifmet.zadach.docx | 155.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Теремок»
г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области
Консультация для родителей:
«Как подготовить ребенка дошкольника
к решению арифметических задач»
Составитель: Шалютова Светлана Анатольевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Именно в детском саду дети делают первые шаги на пути к умению решать задачи.
Решить задачу – это значит: разобраться в ее условии, выделить, какие величины известны, какую надо найти, как они между собой взаимосвязаны, на основе этого правильно выбрать арифметическое действие, записать соответствующий пример (используя карточки с цифрами и знаками), вычислить его и записать ответ, сформулировав его в полном, развернутом виде.
Для того чтобы научить ребенка решать и составлять арифметические задачи, педагог должен поставить перед собой цель: научить находить то арифметическое действие, которым они решаются.
Задачи, которые воспитатели ставят перед собой в обучении детей решению арифметических задач:
- понимать и удерживать цель задания;
- понимать смысл арифметических действий ( сложение и вычитание);
- понимать смысл: больше, меньше, столько же, на сколько больше, на сколько меньше;
- устанавливать причинно - следственные связи;
- выполнять анализ, синтез, сравнение;
- использование моделей (предметные, вербальные, графические).
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, непрерывная непосредственная образовательная деятельность по ФЭМП с воспитанниками в нашем детском саду проводится в различных формах:
организованная образовательная деятельность: путешествия, игровая экспедиция,
интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг;
демонстрационные опыты; театрализация с математическим содержанием;
обучение в повседневных бытовых ситуациях (во время дежурства, на прогулках,
на физкультурных занятиях, экскурсиях;самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Воспитательно-образовательный – процесс по формированию элементарных математических способностей строится с учётом следующих принципов:
• принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;
• формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;
•использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;
• стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий.
Виды арифметических задач, которые используем в работе с дошкольниками:
Простые задачи, т.е. задачи, решаемые одним действием (сложением или вычитанием), принято делить на следующие группы.
К первой группе относятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий, т. е. какое арифметическое действие соответствует той или иной операции над множествами (сложение или вычитание). Это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка (На столе лежало 3 красных яблока и 2 желтых. Сколько всего яблок лежало на столе??).
Ко второй группе относятся простые задачи, ( эти задачи воспринимаются детьми более сложнее) при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действии. Это задачи на нахождение неизвестных компонентов - например («Даша и Катя надували шарики. Сколько Катя надула шариков, если Даша надула 2 шарика, а вместе девочки надули 5?»).
К третьей группе относятся простые задачи, связанные с понятием разностных отношений:
а) увеличение числа на несколько единиц («Леша вылепил 6 морковок, а Костя на одну больше. Сколько морковок вылепил Костя?»);
б) уменьшение числа на несколько единиц («Маша вымыла 4 чашки, а Таня на одну чашку меньше. Сколько чашек вымыла Таня?»).
В зависимости от используемого для составления задач наглядного материала они делятся на:
- задачи-драматизации
- задачи-иллюстрации
- устные задачи
Особенность задач-драматизаций состоит в том, что содержание их непосредственно отражает жизнь самих детей, т.е. то, что они только что делали или обычно делают. В задачах-драматизациях наиболее наглядно раскрывается их смысл. Дети начинают понимать, что в задаче всегда отражается конкретная жизнь людей. Слайд 25. Задачи этого вида особенно ценны на первом этапе обучения: дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям.
Особое место в системе наглядных пособий занимают задачи-иллюстрации с картинками или игрушками. Если в задачах-драматизациях все предопределено, то в задачах-иллюстрациях при помощи игрушек, создается простор для разнообразия сюжета,
эти задачи развивают воображение, стимулируют, память и умение самостоятельно придумывать задачи, а, следовательно, подводят к решению и составлению устных задач. Требования к картинкам: простота сюжета, динамизм содержания и ярко выраженные количественные отношения между объектами.
В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению пространственной фигуры.
Уже с первого года обучения мы начинаем готовить детей к решению арифметических задач, а именно развивать логическое мышление, умение рассуждать, через форму групп однородных предметов, учим различать количество предметов (один - много). С взрослением детей в программе идет усложнение материала.
В подготовительной группе идет активная подготовка к решению арифметических задач. А именно во втором полугодии мы начинаем составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+,-,=).
Сравнивать, измерять длину предметов, отрезков прямых линий с помощью условной меры. Делить круг, квадрат на две и четыре равные части. Сравнивать целый предмет с его частями. Видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие. Ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги (в клетку).
В своей работе с детьми по данному направлению используем учебно - методический комплект для всех возрастных групп (И.А. Помораева, В.А. Позина).
Важным условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация развивающей предметно – пространственной среды в возрастных группах.
Предметно-развивающая среда группы должна быть основополагающая – это различные конструкторы
(Конструктор Поликарпова),
Дары Фребеля,
математические наборы,
мягкие модули,
настольно - печатные игры, которые дети могут использовать вне занятия.
А, так же мы используем наглядный и раздаточный материал, который изготавливаем своими руками: карточки с заданиями, головоломки, лабиринты.
По данной образовательной области в нашем детском саду ежегодно проходят открытые занятия. …………………………………………………………
Мы с вами, уважаемые коллеги, ступень перед школой. Если к концу подготовительной группы дети будут уметь составлять и решать простые задачи, то в школе им будет легче. И нам надо не забывать поддерживать у детей интерес к ФЭМП, желание заниматься и познавать что- либо новое.
Уважаемые родители!
Предлагаем вам выполнить задания.
Переложить 2 палочки так, чтобы фигура: похожая на корову, смотрела в другую сторону.
Переложить 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону.
Найти недостающую в третьем ряду фигуру на основе анализа, сравнения и обобщения рядов фигур по признакам: форма туловища, головы, количество усов и направление хвоста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение обучения дошкольников решению арифметических задач
В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач....
Учебно-методическое пособие "Обучение детей решению арифметических задач в подготовительной к школе группе""
Представлено учебное пособие: схемы составления арифметических задач (условие, вопрос, решение, ответ). Данное пособие облегчает понимание детьми что такое задача и как ее составить....
Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач
Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач...
Решение арифметических задач в ДОУ
Как учить детей решать арифметические задачи...
конспект непосредственно образовательной деятельности по решению арифметических задач
закрепление навыков решения арифметических задач...
Тема: «Логическая задача. Решение арифметической задачи, решение примеров, величина»
Тема: «Логическая задача. Решение арифметической задачи, решение примеров, величина»Возрастная группа: подготовительнаяКлассификация занятия: закрепление ранее полученных знанийФорма орган...
Конспект занятия по ФЭМП «Решение арифметической задачи, решение примеров» в подготовительной группе
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе...