Консультация для родителей; "Влияние развития высших психических функций и навыков, связанных с готовностью к обучению в школе: приемы, рекомендации, игры."
консультация (подготовительная группа)
Подготовка к школе - серьезный и продолжительный процесс, над которым, на самом деле, родители работают с самого рождения. Потому что, школьная зрелость, это не умение считать, писать и читать, это психологическая готовность, зрелость ЦНС (центральной нервной системы), коры больших полушарий, сформированность психических функций, общее эмоциональное благополучие ребенка. В данном материале представлены приемы,рекомендации и игры по развитию высших психических функций и навыков, связанных с готовностью к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_podgotovka_k_shkole.docx | 162.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние развития высших психических функций и навыков, связанных с готовностью к обучению в школе: приемы, рекомендации, игры.
ВОСПРИЯТИЕ и ВНИМАНИЕ
Графические диктанты очень полезны и важны, они помогают понять насколько ребенок готов действовать по правилу, выполнять команды взрослого, быть внимательным, задействуют множество мыслительных процессов одновременно, проверяют его моторику, ориентировку и на бумаге и в пространстве, счет, и они очень сложны для ребенка. Поэтому, родители, запаситесь терпением. Чтобы их выполнять нужна тренировка. Можно превратить их в игру «Угадай мой рисунок», «Шифр» и пр. Для проведения графического диктанта нужен лист бумаги в клетку с проставленной «точкой отсчета», простой карандаш, схема рисунка (шаблон) у взрослого, смотря на который он будет «диктовать» куда вести карандаш, чтобы в итоге получилось то, что нарисовано на шаблоне. «Ставим карандаш на точку и рисуем, не отрывая от листа бумаги (это очень важное замечание! иначе ребенок запутается, его выполнить крайне сложно с первого раза), 2 клеточки вправо, 1 клеточку вниз, 3 клеточки вправо, 2 вверх и т.д.».
Мелкую моторику нужно тренировать при любом удобном случае (перебирать пуговицы, крупу, для бабушки - лук-севок, строить плоские фигуры из счетных палочек, «колодцы» из спичек, вязать, шить и пр.), проводить пальчиковые гимнастики.
И только благодаря развитию мелкой моторики и пальцев рук может успешно развиваться мозг и наше мышление, т.к. нейронные сети, отвечающие за моторику руки и мышление находятся рядом и, скорее всего, «вплетены» друг в друга.
МЫШЛЕНИЕ и РЕЧЬ
Развитие познавательной деятельности определяем через богатство и широту кругозора, любовь к чтению, сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей).
Желательно, чтобы представления о мире были достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года.
Правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого текста, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.
Т.е. может понять смысл поговорок, скрытый подтекст сказок, притч, юмор. Может ответить на вопросы и даже упрощенно пересказать услышанное.
- Ребенку можно предложить набор картинок (из 3-5 штук), на которых нарисованы события какой-то одной истории и попросить его выложить последовательность картинок и рассказать историю. При чем, главное, на что следует обращать внимание, это не правильность «выкладки» карточек, а логичность и обоснованность рассказа. Здесь же будут видны особенности развития речи ребенка, его словарный запас. Игры по принципу «Четвертый лишний», «Найди пару», «Найди по тени», «Лабиринты», «Что следующее», «Обобщение» (мебель, общественный транспорт, одежда, техника и пр.), «Сортировка» (например, умение различать и классифицировать на «овощи-фрукты»), «Лото», «Домино» помогут понять развитие мышления ребенка. С их же помощью можно скорректировать то, что пока не получается. Для развития мышления очень полезны такие игры, как: шашки и шахматы, разгадывание ребусов и кроссвордов, логических задач, проведение экспериментов, это не только эффективно и посильно для ребенка 6-7 лет, но и интересно для всех членов семьи.
ВООБРАЖЕНИЕ
-Воображение вы можете оценить и, затем, развить с помощью таких игр на листе бумаги как «Дорисуй ...». Когда есть готовые части рисунка или геометрические фигуры, или «загогулины» и нужно придумать и дорисовать предмет. Можно делать это по кругу всем членам семьи и получится забавное «чудо-юдо», а потом придумать историю о нем, также, сочиняя, каждый - по предложению.
-Придумывание историй или продолжение уже имеющихся сказок («Что стало с Дюймовочкой после ее счастливой свадьбы с эльфом») или придумывание того, что было до начала реальной истории или сказки (например, «Что было до того, как Папа Карло выстругал Буратино») подключает к работе все психические функции, а не только воображение. Это верно для всех перечисленных игр и занятий, между прочим.
ПАМЯТЬ
-Для того, чтобы оценить память, можно использовать простые наборы слов в количестве 10 штук, зачитать их, а потом попросить повторить (нормативные показатели - это количество запомнившихся слов=возраст ребенка+(-)2, т.е. для ребенка 7 лет «норма» по развитию памяти от 5 до 9 вспомнившихся слов). Но, стоит делать «скидку» на слова, для того чтобы оценить память по предложенной схеме, слова должны быть специально подобраны (см. тест «Запоминание 10 слов» А.Лурия). Не забываем, что память лучше проверить не только слуховую, но и зрительную, показывая картинки или предметы (по 10 штук), а потом незаметно меняя или убирая какие-либо из них с лукавым вопросом «Что изменилось?» или «Чего не стало?».
-Психические функции нужно оценивать осторожно, лучше, если это сделает психолог. Есть вероятность того, что на фоне кризиса 7 лет или какого-либо стресса у ребенка произойдет снижение всех показателей по уровню мышления, памяти, восприятия, речи, воображения. Это нормальная ситуация временного регресса, так как организм копит силы на восстановление и работает в «автономном» режиме, как только эмоциональный фон восстановится, познавательные функцию вернутся на прежний, а скорее всего на качественно новый (более высокий и совершенный) уровень развития.
-Или из-за банального страха перед родительским осуждением ребенок может впасть «в ступор» и не выполнить ни одного из ваших заданий (поэтому важно так подать задания, чтобы малыш не понимал, что его тестируют, игра вам в помощь). Так что, никогда не стоит делать преждевременных выводов.
Простые рекомендации для неготового к школе ребенка:
1.Постарайтесь заранее посетить школу, организовать туда экскурсию (хотя бы погулять вокруг здания), почаще проходите мимо школы и обращайте внимание ребенка на нее.
2.Если вы начали посещать подготовительные курсы в выбранной школе, то знакомство пройдет намного успешнее и быстрее
3.Если у вас получится записать ребенка к психологу, чтобы он позанимался с ним, повышая готовность к школьному обучению, это будет очень здорово. Если нет, то вы вполне можете заниматься с ребенком сами, хотя бы по выходным, используя рекомендации книги, например.
4.Чем ближе заветный день 1 сентября, тем меньше должна быть нагрузка на ребенка - включите режим «лайт-нагрузки» за месяц до 1 сентября и на 2-3 месяца после 1 сентября. Временно отмените все кружки, секции, дополнительные занятия, не перетруждайте его «зубрежкой», компьютерными играми, ТВ (нужно регламентировать их просмотр). Лучше, если ребенок будет больше гулять, играть в спортивные игры, кататься на велосипеде, самокате. Ему предстоит долгая адаптация к школе и ничто постороннее не должно отвлекать организм и нервную систему малыша от этой работы.
5.Особый вопрос в ситуации неготового к школе ребенка, это «продленка». По возможности, не оставляйте его там вовсе или хотя бы надолго. Ему и так тяжело, а тут еще когда хочется домой, в родные стены, приходится оставаться в этом пока чужом и непонятном месте. Необходимо определится, кто будет забирать ребенка из школы в первые годы обучения, каким образом будет организована вторая половина дня.
6.Если вы наблюдаете сильную усталость у вашего ребенка после школы, предложите ему немного поспать, когда придете домой и пообедаете. В первый месяц после начала обучения это бывает актуально, даже, если ваш ребенок «не спит» с 6 лет! Не зря в некоторых школах, есть помещения со спальнями для первоклашек.
Подготовка к школе - серьезный и продолжительный процесс, над которым, на самом деле, родители работают с самого рождения. Потому что, школьная зрелость, как мы теперь знаем, это не умение считать, писать и читать, это психологическая готовность, зрелость ЦНС (центральной нервной системы), коры больших полушарий, сформированность психических функций, общее эмоциональное благополучие ребенка. Готовность к школе сопряжена с системной работой разных специалистов - психологов, педагогов, врачей, нейропсихологов. Важно определять причины неготовности и выстраивать свое взаимодействие с ребенком, исходя из этого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых методов и приемов как средство развития высших психических функций у будущих первоклассников.
Использование игровых методов и приемов как средство развитиявысших психических функций у будущих первоклассников.Программа дошкольного образования предусматривает развитие у детей впроцессе раз...
«Развитие высших психических функций у старших дошкольников посредством игры при переходе на начальную ступень обучения»
Выступление на региональной научно-практической конференции "Формирование высших психических функций в процессе игровой деятельности у детей дошкольного возраста"...
Развитие высших психических функций посредством специальных методов и приемов в группе «Особый ребенок». «Дары Фрёбеля» в инклюзивной практике
Фридрих Фрёбель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей...
Эффективные приемы для развития высших психических функций у дошкольников
В материале описаны различные игровые приемы по развитию высших психических фуккций у детей дошкольного возраста....
Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»
Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...
Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"
Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"...
Рабочая программа педагога-психолога по коррекции и развитию высших психических функций у дошкольников старшего возраста "В школу с радостью!"
Рабочая программа педагога-психолога по коррекции и развитию высших психических функций у дошкольников старшего возраста "В школу с радостью!"...