Памятка "Современные подходы к развивающему занятию"
методическая разработка (средняя группа)

Байданова Суркурай Сергеевна

Памятка для родителей и педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка «Современные подходы к развивающему занятию»

Байданова С.С. 18ДП/1, 4 курс

     

      Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

       Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания и может быть реализована любым педагогом, включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.

       Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.

       Среди педагогических технологий можно выделить следующие:

 

Название технологии

Цель

Классификация

здоровьесберегающие технологии

Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

- Медико-профилактические

- Физкультурно-оздоровительные

- Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

- Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

- Образовательные

- Обучения здоровому образу жизни

- Педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды

технологии проектной деятельности

Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

- Игровые

- Экскурсионные

- Повествовательные

- Конструктивные

технология исследовательской деятельности

Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Опыты (экспериментирование)

Коллекционирование (классификационная работа)

Путешествие по карте

Путешествие по «реке времени»

информационно-коммуникационные технологии

редъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

- Развитие воображения, мышления, памяти

- Говорящие словари иностранных языков

- Простейшие графические редакторы

- Игры-путешествия

- Обучение чтению, математике

- Использование мультимедийных презентаций

личностно-ориентированные технологии

реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

- Гуманно-личностные технологии

- Технология сотрудничества

технология портфолио дошкольника и воспитателя

копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

игровая технология

целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем

- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

технология «ТРИЗ»

развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;

с другой – поисковой активности, стремления к новизне;

 речи и творческого воображения.

Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.

Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств  предмета или явления в целом.

Лишь после того, как ребёнок поймёт, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

       Школьник превратился из объекта педагогического воздействия, в субъект познавательной деятельности. В этом случае учебный процесс должен быть построен так, чтобы школьник смог переживать весь познавательный цикл деятельности и осваивать его в единстве теоретического и эмпирического познания.  

Подходы

Характеристика

Личностно-ориентированный подход.

Представляет собой концентрированное внимание педагога на целостность личности человека. Педагог обязан заботиться не только о развитии умственных способностей, интеллекта, но и воспитывать ответственность, гражданственность, духовность, творческие, эмоциональные и эстетические качества с потенциалом для дальнейшего развития

Системный подход

Реализуется через: интеграцию различных форм воспитания и обучения школьников на всех этапах становления, развития их личности в дошкольных учреждениях, школ всех типов, внешкольные учреждения; интеграцию через различные предметы и виды искусств на всех стадиях развития детей, учитывая их способности и возраст; взаимодействие обязательных и факультативных форм обучения; тесное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса, педагогов, родителей и детей.

Деятельностный подход

Используется для раскрытия в детях творческого потенциала. В данном подходе основным считается постепенное развитие особого дара, который будет протекать от самого раннего детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь.

К основным видам деятельности относятся: практическая;

теоретическая;

познавательная;

коммуникативная;

художественно-эстетическая;

духовно-ценностная.

Интерактивный подход

Представляет собой тип деятельности, связанный с изучением нового материала и с использованием интерактивного урока. Основой такого урока являются интерактивные задания и упражнения, которые выполняются самими учениками. В современной педагогике огромный арсенал современных интерактивных подходов, это могут быть: групповые обучающие игры, имитации, ролевые, деловые, образовательные и пр.; творческие задания; проекты, познавательные умения, связаны с восприятие, запоминанием, поиском и обработкой информации, с помощью которых приобретаются самостоятельные знания.

Проблемный подход

Ориентирует на использование реальных возможностей образования в реализации социальных целей: управлять формированием личностных качеств нельзя; можно управлять деятельностью, которая способствует развитию определенных личностных качеств. Для решения проблем и развития творчества может быть использована проектная деятельность, которая выводит школьников за рамки школьного обучения.

Коммуникативный подход

Представляет собой ориентированное обучение. В данном подходе реализуются все основные требования к современному и развивающему обучению, такие как: использование задания;

коммуникативное поведение педагога на уроке;

воссоздание ситуаций общения, которые предполагают выполнение учебных действий и общение реальной жизни в рамках подобных ситуаций;

вместе с этим, одновременно происходит усвоение грамматической формы и всех ее функций в речевом виде; учитываются и индивидуальные особенности обучаемых школьников.

Компетентностный подход

Цель или результат образования с позиции компетентностного подхода в образовании – это ожидаемые результаты

Традиционный подход

Традиционный подход ориентирован на сохранение экстенсивного пути развития школы. Он предполагает, что чем большие знания приобрел обучаемый, тем и выше уровень его образования.



Предварительный просмотр:

Памятка «Современные подходы к развивающему занятию»

Байданова С.С. 18ДП/1, 4 курс

     

      Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

       Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания и может быть реализована любым педагогом, включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.

       Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.

       Среди педагогических технологий можно выделить следующие:

 

Название технологии

Цель

Классификация

здоровьесберегающие технологии

Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

- Медико-профилактические

- Физкультурно-оздоровительные

- Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

- Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

- Образовательные

- Обучения здоровому образу жизни

- Педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды

технологии проектной деятельности

Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

- Игровые

- Экскурсионные

- Повествовательные

- Конструктивные

технология исследовательской деятельности

Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Опыты (экспериментирование)

Коллекционирование (классификационная работа)

Путешествие по карте

Путешествие по «реке времени»

информационно-коммуникационные технологии

редъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

- Развитие воображения, мышления, памяти

- Говорящие словари иностранных языков

- Простейшие графические редакторы

- Игры-путешествия

- Обучение чтению, математике

- Использование мультимедийных презентаций

личностно-ориентированные технологии

реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

- Гуманно-личностные технологии

- Технология сотрудничества

технология портфолио дошкольника и воспитателя

копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

игровая технология

целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем

- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

технология «ТРИЗ»

развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;

с другой – поисковой активности, стремления к новизне;

 речи и творческого воображения.

Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.

Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств  предмета или явления в целом.

Лишь после того, как ребёнок поймёт, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

       Школьник превратился из объекта педагогического воздействия, в субъект познавательной деятельности. В этом случае учебный процесс должен быть построен так, чтобы школьник смог переживать весь познавательный цикл деятельности и осваивать его в единстве теоретического и эмпирического познания.  

Подходы

Характеристика

Личностно-ориентированный подход.

Представляет собой концентрированное внимание педагога на целостность личности человека. Педагог обязан заботиться не только о развитии умственных способностей, интеллекта, но и воспитывать ответственность, гражданственность, духовность, творческие, эмоциональные и эстетические качества с потенциалом для дальнейшего развития

Системный подход

Реализуется через: интеграцию различных форм воспитания и обучения школьников на всех этапах становления, развития их личности в дошкольных учреждениях, школ всех типов, внешкольные учреждения; интеграцию через различные предметы и виды искусств на всех стадиях развития детей, учитывая их способности и возраст; взаимодействие обязательных и факультативных форм обучения; тесное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса, педагогов, родителей и детей.

Деятельностный подход

Используется для раскрытия в детях творческого потенциала. В данном подходе основным считается постепенное развитие особого дара, который будет протекать от самого раннего детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь.

К основным видам деятельности относятся: практическая;

теоретическая;

познавательная;

коммуникативная;

художественно-эстетическая;

духовно-ценностная.

Интерактивный подход

Представляет собой тип деятельности, связанный с изучением нового материала и с использованием интерактивного урока. Основой такого урока являются интерактивные задания и упражнения, которые выполняются самими учениками. В современной педагогике огромный арсенал современных интерактивных подходов, это могут быть: групповые обучающие игры, имитации, ролевые, деловые, образовательные и пр.; творческие задания; проекты, познавательные умения, связаны с восприятие, запоминанием, поиском и обработкой информации, с помощью которых приобретаются самостоятельные знания.

Проблемный подход

Ориентирует на использование реальных возможностей образования в реализации социальных целей: управлять формированием личностных качеств нельзя; можно управлять деятельностью, которая способствует развитию определенных личностных качеств. Для решения проблем и развития творчества может быть использована проектная деятельность, которая выводит школьников за рамки школьного обучения.

Коммуникативный подход

Представляет собой ориентированное обучение. В данном подходе реализуются все основные требования к современному и развивающему обучению, такие как: использование задания;

коммуникативное поведение педагога на уроке;

воссоздание ситуаций общения, которые предполагают выполнение учебных действий и общение реальной жизни в рамках подобных ситуаций;

вместе с этим, одновременно происходит усвоение грамматической формы и всех ее функций в речевом виде; учитываются и индивидуальные особенности обучаемых школьников.

Компетентностный подход

Цель или результат образования с позиции компетентностного подхода в образовании – это ожидаемые результаты

Традиционный подход

Традиционный подход ориентирован на сохранение экстенсивного пути развития школы. Он предполагает, что чем большие знания приобрел обучаемый, тем и выше уровень его образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка «Современные подходы к развивающему занятию»

laquo;Современные подходы к развивающему занятию»...

Памятка для педагогов «Современные подходы к развивающему занятию»

Памятка  «Современные подходы к развивающему занятию»...

памятка современные подходы к развивающему занятию

ПАМЯТКА современные подходы к развивающему занятию...

Памятка "Современные подходы к развивающему занятию"

Памятка "Современные подходы к развивающему занятию"...

Памятка Современные подходы к развивающему занятию в доу

Современные подходы к развивающему занятию...