Памятка "Современные подходы к развивающему занятию"
методическая разработка (средняя группа)
Памятка для родителей и педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Памятка «Современные подходы к развивающему занятию»
Байданова С.С. 18ДП/1, 4 курс
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания и может быть реализована любым педагогом, включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.
Среди педагогических технологий можно выделить следующие:
Название технологии | Цель | Классификация |
здоровьесберегающие технологии | Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. | - Медико-профилактические - Физкультурно-оздоровительные - Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - Образовательные - Обучения здоровому образу жизни - Педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды |
технологии проектной деятельности | Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. | - Игровые - Экскурсионные - Повествовательные - Конструктивные |
технология исследовательской деятельности | Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. | Опыты (экспериментирование) Коллекционирование (классификационная работа) Путешествие по карте Путешествие по «реке времени» |
информационно-коммуникационные технологии | редъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). | - Развитие воображения, мышления, памяти - Говорящие словари иностранных языков - Простейшие графические редакторы - Игры-путешествия - Обучение чтению, математике - Использование мультимедийных презентаций |
личностно-ориентированные технологии | реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. | - Гуманно-личностные технологии - Технология сотрудничества |
технология портфолио дошкольника и воспитателя | копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. | диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др. |
игровая технология | целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем | - игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; - группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; - группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; - группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. |
технология «ТРИЗ» | развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. | Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей. Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом. Лишь после того, как ребёнок поймёт, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации. |
Школьник превратился из объекта педагогического воздействия, в субъект познавательной деятельности. В этом случае учебный процесс должен быть построен так, чтобы школьник смог переживать весь познавательный цикл деятельности и осваивать его в единстве теоретического и эмпирического познания.
Подходы | Характеристика |
Личностно-ориентированный подход. | Представляет собой концентрированное внимание педагога на целостность личности человека. Педагог обязан заботиться не только о развитии умственных способностей, интеллекта, но и воспитывать ответственность, гражданственность, духовность, творческие, эмоциональные и эстетические качества с потенциалом для дальнейшего развития |
Системный подход | Реализуется через: интеграцию различных форм воспитания и обучения школьников на всех этапах становления, развития их личности в дошкольных учреждениях, школ всех типов, внешкольные учреждения; интеграцию через различные предметы и виды искусств на всех стадиях развития детей, учитывая их способности и возраст; взаимодействие обязательных и факультативных форм обучения; тесное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса, педагогов, родителей и детей. |
Деятельностный подход | Используется для раскрытия в детях творческого потенциала. В данном подходе основным считается постепенное развитие особого дара, который будет протекать от самого раннего детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь. К основным видам деятельности относятся: практическая; теоретическая; познавательная; коммуникативная; художественно-эстетическая; духовно-ценностная. |
Интерактивный подход | Представляет собой тип деятельности, связанный с изучением нового материала и с использованием интерактивного урока. Основой такого урока являются интерактивные задания и упражнения, которые выполняются самими учениками. В современной педагогике огромный арсенал современных интерактивных подходов, это могут быть: групповые обучающие игры, имитации, ролевые, деловые, образовательные и пр.; творческие задания; проекты, познавательные умения, связаны с восприятие, запоминанием, поиском и обработкой информации, с помощью которых приобретаются самостоятельные знания. |
Проблемный подход | Ориентирует на использование реальных возможностей образования в реализации социальных целей: управлять формированием личностных качеств нельзя; можно управлять деятельностью, которая способствует развитию определенных личностных качеств. Для решения проблем и развития творчества может быть использована проектная деятельность, которая выводит школьников за рамки школьного обучения. |
Коммуникативный подход | Представляет собой ориентированное обучение. В данном подходе реализуются все основные требования к современному и развивающему обучению, такие как: использование задания; коммуникативное поведение педагога на уроке; воссоздание ситуаций общения, которые предполагают выполнение учебных действий и общение реальной жизни в рамках подобных ситуаций; вместе с этим, одновременно происходит усвоение грамматической формы и всех ее функций в речевом виде; учитываются и индивидуальные особенности обучаемых школьников. |
Компетентностный подход | Цель или результат образования с позиции компетентностного подхода в образовании – это ожидаемые результаты |
Традиционный подход | Традиционный подход ориентирован на сохранение экстенсивного пути развития школы. Он предполагает, что чем большие знания приобрел обучаемый, тем и выше уровень его образования. |
Предварительный просмотр:
Памятка «Современные подходы к развивающему занятию»
Байданова С.С. 18ДП/1, 4 курс
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания и может быть реализована любым педагогом, включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.
Среди педагогических технологий можно выделить следующие:
Название технологии | Цель | Классификация |
здоровьесберегающие технологии | Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. | - Медико-профилактические - Физкультурно-оздоровительные - Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - Образовательные - Обучения здоровому образу жизни - Педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды |
технологии проектной деятельности | Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. | - Игровые - Экскурсионные - Повествовательные - Конструктивные |
технология исследовательской деятельности | Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. | Опыты (экспериментирование) Коллекционирование (классификационная работа) Путешествие по карте Путешествие по «реке времени» |
информационно-коммуникационные технологии | редъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). | - Развитие воображения, мышления, памяти - Говорящие словари иностранных языков - Простейшие графические редакторы - Игры-путешествия - Обучение чтению, математике - Использование мультимедийных презентаций |
личностно-ориентированные технологии | реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. | - Гуманно-личностные технологии - Технология сотрудничества |
технология портфолио дошкольника и воспитателя | копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. | диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др. |
игровая технология | целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем | - игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; - группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; - группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; - группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. |
технология «ТРИЗ» | развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. | Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей. Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом. Лишь после того, как ребёнок поймёт, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации. |
Школьник превратился из объекта педагогического воздействия, в субъект познавательной деятельности. В этом случае учебный процесс должен быть построен так, чтобы школьник смог переживать весь познавательный цикл деятельности и осваивать его в единстве теоретического и эмпирического познания.
Подходы | Характеристика |
Личностно-ориентированный подход. | Представляет собой концентрированное внимание педагога на целостность личности человека. Педагог обязан заботиться не только о развитии умственных способностей, интеллекта, но и воспитывать ответственность, гражданственность, духовность, творческие, эмоциональные и эстетические качества с потенциалом для дальнейшего развития |
Системный подход | Реализуется через: интеграцию различных форм воспитания и обучения школьников на всех этапах становления, развития их личности в дошкольных учреждениях, школ всех типов, внешкольные учреждения; интеграцию через различные предметы и виды искусств на всех стадиях развития детей, учитывая их способности и возраст; взаимодействие обязательных и факультативных форм обучения; тесное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса, педагогов, родителей и детей. |
Деятельностный подход | Используется для раскрытия в детях творческого потенциала. В данном подходе основным считается постепенное развитие особого дара, который будет протекать от самого раннего детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь. К основным видам деятельности относятся: практическая; теоретическая; познавательная; коммуникативная; художественно-эстетическая; духовно-ценностная. |
Интерактивный подход | Представляет собой тип деятельности, связанный с изучением нового материала и с использованием интерактивного урока. Основой такого урока являются интерактивные задания и упражнения, которые выполняются самими учениками. В современной педагогике огромный арсенал современных интерактивных подходов, это могут быть: групповые обучающие игры, имитации, ролевые, деловые, образовательные и пр.; творческие задания; проекты, познавательные умения, связаны с восприятие, запоминанием, поиском и обработкой информации, с помощью которых приобретаются самостоятельные знания. |
Проблемный подход | Ориентирует на использование реальных возможностей образования в реализации социальных целей: управлять формированием личностных качеств нельзя; можно управлять деятельностью, которая способствует развитию определенных личностных качеств. Для решения проблем и развития творчества может быть использована проектная деятельность, которая выводит школьников за рамки школьного обучения. |
Коммуникативный подход | Представляет собой ориентированное обучение. В данном подходе реализуются все основные требования к современному и развивающему обучению, такие как: использование задания; коммуникативное поведение педагога на уроке; воссоздание ситуаций общения, которые предполагают выполнение учебных действий и общение реальной жизни в рамках подобных ситуаций; вместе с этим, одновременно происходит усвоение грамматической формы и всех ее функций в речевом виде; учитываются и индивидуальные особенности обучаемых школьников. |
Компетентностный подход | Цель или результат образования с позиции компетентностного подхода в образовании – это ожидаемые результаты |
Традиционный подход | Традиционный подход ориентирован на сохранение экстенсивного пути развития школы. Он предполагает, что чем большие знания приобрел обучаемый, тем и выше уровень его образования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Современные подходы к развивающему занятию"
Памятка для педагогов...
Памятка «Современные подходы к развивающему занятию»
laquo;Современные подходы к развивающему занятию»...
Памятка "Современные подходы к развивающему занятию"
Памятка для воспитателей...
Памятка для педагогов «Современные подходы к развивающему занятию»
Памятка «Современные подходы к развивающему занятию»...
памятка современные подходы к развивающему занятию
ПАМЯТКА современные подходы к развивающему занятию...
Памятка "Современные подходы к развивающему занятию"
Памятка "Современные подходы к развивающему занятию"...
Памятка Современные подходы к развивающему занятию в доу
Современные подходы к развивающему занятию...