Памятка Современные подходы к развивающему занятию в доу
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Памятка
Современные подходы к развивающему занятию
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.
Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).
Особое значение в дошкольных учреждениях придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Понятие «предметно-игровая среда» является составляющей «развивающей предметной среды».
Таким образом, можно выделить несколько компонентов развивающей среды:
1Социальный компонент.
На основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:
Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;
Преобладающее позитивное настроение;
Авторитетность руководителей;
Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
Сплоченность;
Продуктивность взаимоотношений.
2. Пространственно-предметный компонент
Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;
Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;
Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
3. Психодидактический компонент
Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного.
Итак, среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Для того, чтобы грамотно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация.
В целом, все программы в дошкольном образовании должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать:
Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
Эмоциональное благополучие каждого ребенка;
Интеллектуальное развитие;
Создание условий для развития личности;
Приобщении детей к общечеловеческим ценностям;
Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.
Основные положения личностно ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды.
Основные принципы построения развивающей среды
1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»). Использование разновысокой мебели ( горки, подиумы, уголки).
2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды. Использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.
3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменение в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности. Использование сборно-разборной мебели, игрушечной мебели, емкостей для хранения игрушек, игрушки, мягкие плоскости, подиумы для отдыха.
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой). Использование игрового спортивного оборудования, игровых столов сложной конфигурации, мебель – трансформер, вертикальных разделителей, кукольного театра, костюмерной, игрушек – заменителей.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования - реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, место отдыха, место уединения.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов –эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет. Что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды. Использование больших ярких игрушек из винила и кожи, ткани, пластика, элементов образного декора.
6. Принцип «половых и возрастных» различий, реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Создание специализированных игровых зон.
7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе: темы; сюжета; необходимых игрушек; места; времени.
8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» Содержать предметы и материалы известные детям, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и материалы.
Умело организованная окружающая среда более чем на 50:% снимает конфликтность в общении детей друг с другом. Снимает синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого. Дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников.
У них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками.
Разработка предметно-пространственной среды, помимо возрастного состава групп, должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:
- психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и т.д.);
- количественного соотношения мальчиков и девочек (например 50:50; 90:10);
- социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;
- окружающей социальной практики (город, поселок, село).
Другим инновационным подходом в оформлении предметно-игрового пространства в группах раннего возраста стало оформление его по принципу логически выстроенных комплексов. Локальные игровые пространства («зоны») должны сочетаться по направленности детской деятельности. Например, уголок экологического воспитания (природный) может сочетаться с уголком сказок и местом отдыха (релаксации).
До сих пор мы говорили об общих стратегических принципах организации игровой среды, но для педагога нужны какие-то промежуточные ориентиры, которые помогли бы ему конкретно помочь заполнить пространство. Еще одно обстоятельство, которое затрудняет выбор – это огромное количество игрового материала на современном рынке. Иногда это приводит к перенасыщению среды и в тоже время может чувствоваться недостаток необходимых средств. Кроме того, материалы часто подбираются хаотично, без учета требований конкретных программ, часто из личных предпочтений, причем из женских «предпочтений», т.к. выбор в основном осуществляется женщинами.
Всего можно выделить 4 основных вида деятельности ребенка:
игровая;
продуктивная;
познавательско-исследовательская;
двигательная.
Таким образом, оснащение каждого образовательного учреждения должно формироваться следующим образом:
- Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную среду;
- Материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности;
- Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую идентификацию;
- Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности.
Игры и игрушки в развивающей среде ГБДОУ занимают ведущее место, поэтому необходимо придерживаться некоторых критериев при отборе материалов.
Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования
Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:
- провоцировать ребенка на агрессивное действие;
- вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и к персонажам игры (людям, животным);
- провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
- остроумность образного решения (дизайн, высокий художественно-эстетический уровень);
- многовариативность;
- обобщенность;
- открытость (возможность придумывать новые задания);
- полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);
- дидактические свойства;
- разнообразие по уровню сложности;
- возможность применения группой детей;
- использование различных фактур;
- методические рекомендации.
Материальная база должна включать следующие разделы:
I. Оборудование помещений для создания развивающей среды
II. Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребенка:
оборудование для развития общих движений;
игровые средства для развития мелкой моторики;
игровые средства для развития сенсорного восприятия;
игровые средства для развития мышления;
игровые средства для развития речи и языка;
игровые средства для ознакомления с окружающим миром;
игровые средства для социально-эмоционального развития;
игровые средства и материалы для творческого развития;
игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой игры.
И, наконец, предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Современные подходы к развивающему занятию"
Памятка для педагогов...
Памятка «Современные подходы к развивающему занятию»
laquo;Современные подходы к развивающему занятию»...
Памятка "Современные подходы к развивающему занятию"
Памятка для воспитателей...
памятка современные подходы к развивающему занятию
ПАМЯТКА современные подходы к развивающему занятию...
Памятка "Современные подходы к развивающему занятию"
Памятка для родителей и педагогов...
Памятка "Современные подходы к развивающему занятию"
Памятка "Современные подходы к развивающему занятию"...
памятка "Современные подходы к развивающему занятию"
памятка "Современные подходы к развивающему занятию"...