Памятка «Современные подходы к развивающему занятию»
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Памятка «Современные подходы к развивающему занятию»
Обучение и развитие личности обучающегося будет более глубоким и полным, если преподавателями будут освоены, эффективно внедрены и непрерывно использованы новые педагогические технологии.
- ФГОС с 1.01.14г. вступил в силу и утвердил требования к структуре Программы, условиям реализации Программы и результатам освоения.
В современных условиях ребёнок выступает в роли не «объекта», а в роли «субъекта» образования, ребёнок – самоценная личность.
Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в дошкольном образованиии использовании современных, уже отработанных технологий, а также психолого-педагогических подходов к данному процессу.
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания. Технология может быть реализована любым педагогом. Технология включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.
Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
- необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
- осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
- возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия педагога и ребёнка, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля. Любая педагогическая технология должна быть воспроизводима и быть здоровьесберегающей.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
- Концептуальность – опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
- Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
- Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
- Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
- Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).
Структура образовательной технологии:
Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в её фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Название технологии | Цель | Классификация |
здоровьесберегающие технологии | обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. | - Медико-профилактические - Физкультурно-оздоровительные - Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - Образовательные - Обучения здоровому образу жизни - Педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды |
технологии проектной деятельности | Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. | - Игровые - Экскурсионные - Повествовательные - Конструктивные |
технология исследовательской деятельности | сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. | Опыты (экспериментирование) Коллекционирование (классификационная работа) Путешествие по карте Путешествие по «реке времени» |
информационно-коммуникационные технологии | предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). | - Развитие воображения, мышления, памяти - Говорящие словари иностранных языков - Простейшие графические редакторы - Игры-путешествия - Обучение чтению, математике - Использование мультимедийных презентаций |
личностно-ориентированные технологии | реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. | - Гуманно-личностные технологии - Технология сотрудничества |
технология портфолио дошкольника и воспитателя | копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. | диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др. |
игровая технология | целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем | - игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; - группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; - группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; - группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. |
технология «ТРИЗ» | развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. | Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей. Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом. Лишь после того, как ребёнок поймёт, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации. |
«Золотые правила» деятельностного подхода
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
Учи анализировать каждый этап работы;
Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Принципы деятельностного подхода:
- принцип субъектности воспитания;
- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
- принцип учета сензитивных периодов развития;
- принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;
- принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
- принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
- принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
- принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
- принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности
- принцип активности ребенка в образовательном процессе , который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Современные подходы к развивающему занятию"
Памятка для педагогов...
Памятка "Современные подходы к развивающему занятию"
Памятка для воспитателей...
памятка современные подходы к развивающему занятию
ПАМЯТКА современные подходы к развивающему занятию...
Памятка "Современные подходы к развивающему занятию"
Памятка для родителей и педагогов...
Памятка "Современные подходы к развивающему занятию"
Памятка "Современные подходы к развивающему занятию"...
Памятка Современные подходы к развивающему занятию в доу
Современные подходы к развивающему занятию...
памятка "Современные подходы к развивающему занятию"
памятка "Современные подходы к развивающему занятию"...