«Развитие музыкального творчества у дошкольников в процессе ознакомления с книжной графикой»
статья (старшая, подготовительная группа)
Данная статья раскрывает синтез искусства, в частности иллюстрации и музыкальное оформление при чтении, просмотре и знакомстве с книжными новинками, либо классикой.
Для развития творчества и способностей воспринимать глубже прекрасный мир книги у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_muzyka_i_knizhnaya_grafika.doc | 39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие музыкального творчества у дошкольников
в процессе ознакомления с книжной графикой»
«Почти у каждой книги для детей,
особенно у книги для маленьких, - два автора.
Один из них писатель, другой – художник.
Когда называют книгу, знакомую нам с детства,
мы, прежде всего, вспоминаем милые, смешные,
затейливые рисунки, часто раскрашенные от руки,
а потом уже и текст.
Такую существенную роль играет в детской книжке рисунок…»
С.Маршак
Аннотация:
Данная статья раскрывает синтез искусства, в частности иллюстрации и музыкальное оформление при чтении, просмотре и знакомстве с книжными новинками, либо классикой.
Для развития творчества и способностей воспринимать глубже прекрасный мир книги у дошкольников.
Ключевые слова:
Книжная графика, музыкальный материал, музыкальное сопровождение,
иллюстрированные издания знакомых произведений.
Графика – это вид искусства, которое создается линиями и пятнами на
бумаге, пергаменте, шелке и пр. карандашом, пером, цветными мелками, акварелью, гуашью. Особенность иллюстрации как жанра изобразительного искусства состоит в том, что её образный строй опирается на данную литературную канву и подчинен определенной задаче - освещению и объяснению текста.
Музыкальный материал, звучащий во время просмотра книжки, или во время чтения текста, углубляет восприятие услышанного и увиденного, развивает творческое начало для действия. Музыкальное сопровождение, правильно подобранная музыка в основном должна состоять из произведений композиторов – классиков Чайковского, Глинки, Прокофьева, Мусоргского, Вивальди и других, либо народные произведения в обработке композиторов.
Книжная графика и музыкальное фоновое сопровождение выступает в синтезе со всеми элементами книги. А главное – самим текстом литературного произведения, его сюжетом и стилем.
Подлинно художественная графические иллюстрации всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство, а музыка действует как стимулятор восприятия увиденного и услышанного, для развития творчества и способностей воспринимать глубже прекрасный мир книги у дошкольников.
Художники и музыканты, поэты и писатели способствуют комплексно формировать интереса к книгам, иллюстрациям книг, графическим рисункам.
Регулярно рассматривание с детьми иллюстрации графических зарисовок, в сопровождение музыкального произведения, характерно увиденному образу ребенком, вызывает положительный эмоциональный отклик на книжные иллюстрации. Открывает желание у ребенка творить, по-своему передавать своё восприятие услышанного, но, конечно, участие взрослого не назидательно, но направляюще, должно присутствовать.
Рассматривание иллюстрации В.В. Лебедева «Кошкин дом», «Пожар», Ю.А. Васнецова «Заинька», «Конь» закрепляет знания детей о книге, книжной иллюстрации, продолжает работу по формированию интереса к книге.
И тут же можно фоном включить музыкальное сопровождение (например: «Импровизации» музыка Кабалевского, русская народная мелодия «Заинька»…).
В некоторых случаях возможны предварительные прослушивания музыкальных произведений, выбранных для «озвучивания» иллюстрации, чтобы ребенок вслушался в музыку, воспринял её характер, и как вариант, сам выбрал из предложенных ему иллюстраций, походящих по содержанию и по замыслу.
Мир ребёнка станет намного богаче, а личность ребенка – развита художественно эстетически, если предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные графические иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Рачёвым, Е. Чарушиным. И всё это сопровождать музыкой композиторов – классиков.
Задачи:
1. Знакомить с творчеством художников – иллюстраторов детских книг (Ю.В иллюстраторы Ю.А.Васнецов Е.М. Рачёв В.В. Лебедев, Ю.Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И.Билибин и др.).
2. Обращать внимание детей на оформление книги, на графические иллюстрации.
3. Слушать музыку композиторов-классиков: Чайковского, Глинки, Прокофьева, Мусоргского, Вивальди и других, народные произведения в обработке композиторов, национальные народные мотивы и напевы.
3. Сравнивать иллюстрации художников и музыкальные произведения композиторов – классиков к разным произведениям искусства.
Пусть ребенок не боится фантазировать и старается выразить свои творческие восприятия от книги и музыки. Всё вместе даст хорошие предпосылки для развития творческой, художественно – одаренной личности.
Литература:
- Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н.В. Нищева.- СПб, Детство – Пресс, 2010
- Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Изд. 3-е, дораб. – М.: Линка-Пресс, 2014.
- Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях / под ред. В.К. Загвоздкина, И.В. Кириллова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 116 с.
У леса на опушке
Жила зима в избушке,
Она снежки солила
В берёзовой кадушке.
Она сучила пряжу,
Она ткала холсты,
Ковала ледяные
Да над реками мосты.
Потолок ледяной,
Дверь скрипучая,
За шершавой стеной
Тьма колючая,
Как пойдёшь за порог
Всюду иней,
А из окон парок
Синий-синий.
Потолок ледяной,
Дверь скрипучая,
За шершавой стеной
Тьма колючая,
Как пойдёшь за порог
Всюду иней,
А из окон парок
Синий-синий.
Ходила на охоту,
Гранила серебро,
Сажала тонкий месяц
В хрустальное ведро.
Деревьям шубы шила,
Торила санный путь,
А после в лес спешила,
Чтоб в избушке отдохнуть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доминантное занятие по развитию музыкального творчества старших дошкольников "Милютинская ярмарка"
Конспект доминантного занятия по развитию музыкального творчества старших дошкольников...
Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Рекомендации для родителей....
Родительское собрание на тему "Развитие всех сторон речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой "
ЗадачиПознакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.Формирование у детей представления о доброте, взаим...
Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой
1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов. Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая...
Развитие эмоциональный сферы ребёнка-дошкольника в процессе ознакомления со сказкой/Проект
Эффективность применения сказки как основы развития эмоциональной сферы ребёнка в современных условиях...
«Развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе обучения сочинению сказок»
Художественная литература требует от читателей особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности,умения чувствовать образное слово, целостность произведения, понимания мо...
Выступление на педсовете "Развитие интереса к изобразительному творчеству у дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными изобразительными техниками"
Развитие интереса к изобразительному творчеству у младших дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными изобразительными техниками В истории дошкольной педагогики проблема творчества все...