Памятка для замещающих родителей и педагогов
статья
Предварительный просмотр:
Памятка для замещающих родителей и педагогов
Педагог-психолог Южакова С.А.
«Выявление жесткого обращения с детьми в семье»
(как распознать особенности ребенка, пострадавшего от жестокого обращения)
ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»
г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная,5
2020г.
1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.
Внешний вид: - множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие); - задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей); |
Основные типы травм: На теле – синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера. |
Особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется ретинальными геморрагиями и субдуральными гематомами (кровоизлияния под оболочки головного мозга) без наружных признаков повреждений. Проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей. |
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие.
Возраст 0 - 6 мес. | - малоподвижность; - безразличие к окружающему миру; - отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы; - редкая улыбка в возрасте 3-6 мес. |
Возраст 6 мес. – 1.5 года | - боязнь родителей; - боязнь физического контакта со взрослыми; - постоянная беспричинная настороженность; - плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль; - испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки. |
Возраст 1,5 – 3 года | - боязнь взрослых; - редкие проявления радости, плаксивость; - реакция испуга на плач других детей; -крайности в поведении – от чрезмерной агрессии до безучастности. |
Возраст 3 года – 6 лет | - примирение со случившимся, отсутствие сопротивления; - пассивная реакция на боль; - болезненное отношение к замечаниям, критике; - заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; -псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых); - негативизм, агрессивность; - лживость, воровство; - жестокость по отношению к животным; - склонность к поджогам; |
Младший школьный возраст | - стремление скрыть причину повреждений и травм; - одиночество, отсутствие друзей; - боязнь идти домой после школы. |
Подростковый возраст | - побеги из дома; - суицидальные попытки (попытки самоубийства); - делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение; - употребление алкоголя, наркотиков. |
Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее; |
- позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица; |
- обвинение в травмах самого ребенка; |
- неадекватность реакций родителей на тяжесть повреждения, стремление к её преувеличению или преуменьшению; |
- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка; |
- невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком; |
- обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка; |
- рассказы о том, как их наказывали в детстве; |
- признаки психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.) |
2. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий. Назовем их:
- мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;
- введение для стимуляции предметов во влагалище, анус;
- сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;
- несоответствующие возрасту ребенка домогательства, демонстрация эротических материалов с целью стимуляции ребенка;
- мастурбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;
- эксгибиционизм – демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц перед ребенком;
вуаеризм – подглядывание за ребенком в момент купания, переодевания или пребывания в туалете, а также принуждение ребенка к раздеванию.
Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
а) не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
б) не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.
Особенности внешнего вида ребенка, характер травм и заболевания, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:
- повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер; |
- расширение ануса; |
- следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях; |
- заболевания, передающиеся половым путем; |
- беременность; |
- повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей; |
- резкие изменения веса (потеря или прибавление); |
- вагинальные кровотечения; |
- психосоматические расстройства. |
Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.
Дети дошкольного возраста | - ночные кошмары; - страхи; регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для младшего возраста); - открытая мастурбация; - несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; |
Дети младшего дошкольного возраста | - низкая успеваемость; - замкнутость, стремление к уединению; - изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя); - ухудшение взаимоотношений со сверстниками; - несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение; нет необходимости. |
Дети старшего школьного возраста, подростки | - депрессия; - побеги из дома или институциональных учреждений; - низкая самооценка; - угрозы или попытки самоубийства; - сексуализированное поведение; - употребление наркотиков или алкоголя; - проституция или беспорядочные половые связи; - жалобы на боли в животе. |
3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- оскорбление и унижение его достоинства;
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
- ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить - эмоциональное насилие:
- задержка физического и умственного развития; |
- нервный тик; |
- энурез |
- печальный вид; |
- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология). |
Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:
- беспокойство или тревожность;
- нарушение сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение;
- угрозы или попытки самоубийства;
- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
- плохая успеваемость;
- низкая самооценка;
- нарушение аппетита.
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:
- нежелание утешить ребенка, который, действительно, в этом нуждается;
- оскорбление, брань, обвинение или публичное оскорбление ребенка;
- постоянное сверхкритичное отношение к нему;
- негативная характеристика ребенка;
- отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;
- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
4. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка:
- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
- отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
- нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.
Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
- утомленный, сонный вид, опухшие веки; |
- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез; |
- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, - во время пребывания в больнице или приюте); |
- задержка роста или общее отставание в физическом развитии; |
- задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке; |
- выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание, характерные для грудных детей; |
- частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями; |
- многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи; |
- повторные повреждения от случайных травм или отравлений. |
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:
- постоянный голод и/или жажда; |
- кража пищи; |
- стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе - внимание взрослых; |
- требование ласки и внимания; |
- подавленное настроение, апатия; |
- пассивность; |
- агрессивность и импульсивность; |
- деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма; |
- неумение общаться с людьми, дружить; |
- неразборчивое дружелюбие; |
- регрессивное поведение; |
- мастурбация; |
- трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний; |
- низкая самооценка. |
Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях.
Различные формы насилия по отношению к детям могут быть вызваны семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в ней эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка.
Социальные проблемы семьи.
Факторами риска считаются:
- неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;
- семьи с приемными детьми;
- наличие в семье больного алкоголизма или наркоманией;
- социальная изоляция семьи, специфические культурные или религиозные факторы;
- стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
- использование физического и психического насилия в качестве наказания;
- юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
- низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
- статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.
Состояние здоровья и поведение родителей, других членов семьи:
- психические заболевания (психоз, депрессия); |
- критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.); |
- умственная отсталость; |
- недостаточный самоконтроль или импульсивность; |
-наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми, инцесты, привлечение к уголовной ответственности за половые преступления; |
- родители в детстве сами подвергались жесткому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания. |
Факторы риска, характеризующие особенности детей – жертв насилия:
- нежеланный ребенок; |
- наличие у ребенка физических и умственных недостатков; |
- низкая масса тела при рождении, недоношенность; |
- врожденные уродства; |
-нелюбимый ребенок в семье; |
- сходство с нелюбимым родственником; |
- нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность; |
- «трудный» ребенок; |
- высокоодаренный или талантливый ребенок. |
Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа подготовки кандидатов в замещающие родители "Мы вместе".
Актуальность программы «Мы вместе» определяется именно ориентацией на специализированную подготовку, которая позволит кандидату адекватно оценить свои возможности и выбрать форму семейного устройства,...
Презентация на тему "Подготовка кандидатов в замещающие родители".
Представляю Вашему вниманию практико-ориентированный долгосрочный проект «Подготовка кандидатов в замещающие родители».В последние годы большое внимание уделяется семейному устройству детей-сирот и де...
Профилактика эмоционального выгорания замещающих родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека....
Как разучивать наизусть стихотворения с детьми. (памятка в помощь родителям и педагогам).
Эта памятка поможет и родителям и воспитателям. В ней указаны простые правила,которые помогут учить стихи с детьми....
памятка- рекомендация для родителей и педагогов о словесных играх с детьми
В данной памятке для себя, Вы найдете отобранную информацию, о пользе свесных игр, и их примеры.Ведь это универсальные и быстрые игры, не требующие подготовки,при этом несущие в себе огромный по...
Методическое пособие для замещающих родителей ПОДРОСТКОВЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: БОЯТЬСЯ ИЛИ ПОНЯТЬ?
Молодость – время бунта и протеста, когда хочется нарушать общепринятые нормы поведения. Многие молодые люди объединяются по интересам в субкультуры – группы, которые своей системой ценнос...
Памятка - рекомендация для родителей и лиц их замещающих: «СВЕТООТРАЖАТЕЛИ - СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ»
Каждое третье ДТП происходит с участием детей-пешеходов. В целях снижения количества ДТП с участием детей-пешеходов необходимо использование светоотражающих элементов (фликеров)....