Программа подготовки кандидатов в замещающие родители "Мы вместе".
рабочая программа на тему
Актуальность программы «Мы вместе» определяется именно ориентацией на специализированную подготовку, которая позволит кандидату адекватно оценить свои возможности и выбрать форму семейного устройства, с учётом всех специфических особенностей, как ребёнка, так и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_my_vmeste_.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом «Аистёнок»
Утверждаю:
Директор ТОГБОУ
«Детский дом «Аистёнок»
__________Блинникова В.Н.
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ
В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
«МЫ ВМЕСТЕ»
АВТОРЫ-СОСТАВИТЕЛИ:
педагог-психолог
Карюкина О.А.
социальный педагог
Кочевцева О.А.
г. Мичуринск
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1. Актуальность программы:
В России сейчас около 200 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Масштабы социального сиротства велики. И Тамбовская область не исключение. В интернатных учреждениях каждое утро просыпаются около 2900 детей и каждый из них ждёт родителей — и те, кто их помнит, и те, кто их не видел ни разу.
Для того чтобы как можно больше детей обрели семью, создана система социально-педагогической и психологической подготовки потенциальных родителей.
О необходимости специализированной подготовки принимающих родителей свидетельствует как зарубежный опыт, так и практика семейного устройства в нашей стране.
Ведь принять ребёнка в семью — это серьёзный шаг, на который решится не каждый. Принять такое решение всегда непросто.
Люди, желающие взять ребёнка в семью, чаще всего не предполагают, какие изменения ждут их семью, с какими трудностями им придётся столкнуться, как подготовить свой дом, как оформить документы, как безболезненнее ввести ребёнка в свой мир, как строить дальнейшую жизнь с ребёнком и полюбить, как своего собственного.
Как показывает практика отсутствие системного обучения часто приводит к тому, что в семьях возникают большие сложности на начальном этапе принятия ребёнка в семью, прохождении возрастных кризисов, в подростковом возрасте. Именно в эти периоды неподготовленные, лишённые помощи специалистов сопровождения, семьи отказываются от воспитания ребёнка, расторгают договор о создании приёмной семьи.
Возврат в интернатное учреждение воспринимается ребёнком как предательство, может стать непреодолимой психической травмой для него, однажды уже лишившегося родителей. Психологи отмечают, что такие дети невротичны, агрессивны, необщительны. У них развиваются комплексы неполноценности, недоверия к окружающему миру.
Чтобы не допустить распада приёмных семей и связанных с этим психических травм у детей, необходима специализированная подготовка родителей в Школах замещающих родителей и дальнейшее их сопровождение.
Актуальность программы «Мы вместе» определяется именно ориентацией на специализированную подготовку, которая позволит кандидату адекватно оценить свои возможности и выбрать форму семейного устройства, с учётом всех специфических особенностей, как ребёнка, так и семьи.
2.2. ЦЕЛЬ:
Формирование сознательного, ответственного родительства и повышение психолого-педагогической родительской компетенции кандидатов в принимающие родители, предупреждение психологических проблем, возникающих в детско-родительских отношениях.
2.3. ЗАДАЧИ:
- Оказать профессиональную помощь кандидатам в принятии осознанного решения - взять ребёнка в свою, уже состоявшуюся, семью и стать для него приёмными родителями.
- Дать комплексные знания, которые помогут создать благоприятную психологическую атмосферу в детско-родительском сообществе.
- Развить умения и навыки кандидатов, которые помогут в дальнейшем создать систему взаимодействий (взаимоотношений) между членами семьи, необходимых для успешного (позитивного) воспитания приёмного ребёнка.
- Развить личностные качества и повысить уровень воспитательной культуры будущих приёмных родителей.
- Сформировать психологическую установку - быть успешными родителями.
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН:
3.1. Категория слушателей и их количество: кандидаты в принимающие
родители, 5 - 20 человек.
3.2. Длительность обучения: 87часов.
3.3. Периодичность обучения: 3 занятия в неделю
3.4. Учебный план:
Учебно-тематический план:
№. | Наименование разделов | Всего | В том числе | Форма | |
лекции | практические занятия | ||||
| Общей формой контроля по всем блокам станут:
а) для кандидатов: - контрольные вопросы, задания, упражнения; - «Карта семьи» (итоговое анкетирование кандидатов); -«Семейный альбом» (по практическим заданиям) - итоговая викторина «Путешествие по джунглям «Воспитание» (по материалам Школы); б) для специалистов: - мониторинг - отчёт | ||||
1 | Отборочный-диагностический блок: 1. Индивидуальная беседа:
2. Первичное интервью:
| 2 | - | 2 | |
3. Диагностическое обследование:
| 3 | - | 3 | ||
3. Мероприятие: «День открытых дверей»:
(с участием кандидатов)
| 4 | - | 4 | ||
Всего: | 9 | 0 | 9 | ||
II этап «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ» | |||||
2 | Юридический блок: Занятие № 1 (Лекционную часть занятия проводят специалисты отдела по охране и защите прав детства) Темы: 1. «Основные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей» 2. «Дети, подлежащие семейному устройству» | 3 | 2 | 1 | |
Занятие № 2 (Лекционную часть занятия проводят специалисты отдела по охране и защите прав детства) Темы: 1. «Права и обязанности замещающих родителей. Сопровождение замещающих семей» 2. «Правополагающие нормативные документы: статьи законов и постановлений» | 4 | 3 | 1 | ||
Всего: | 7 | 5 | 2 | ||
3 | Социально-экономический блок: Занятие № 3 Темы: 1. «Семейный бюджет» 2. «Выплаты замещающим родителям» 3. «Финансовая отчётность для замещающих семей» 4. «Социальные сети» | 4 | 3 | 1 | |
Мероприятие: «Презентация «Школы замещающих родителей»:
| 4 | - | 4 | ||
Всего: | 8 | 3 | 5 | ||
4 | Психолого-педагогический блок: Занятие № 4 Тема: «Жестокое обращение с детьми» | 4 | 2 | 2 | |
Занятие № 5 Тема: «Разлука с семьёй» | 3 | 2 | 1 | ||
Занятие № 6 Тема: «Индивидуально-психологические особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» | 4 | 2 | 2 | ||
Занятие № 7 Темы: 1. «Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину» 2. «Привязанность» 3. «Депривация» | 4 | 3 | 1 | ||
Занятие № 8 Темы: 1. «Неконструктивное поведение ребёнка» (групповая дискуссия) 2. «Вредные привычки»
| 4 | 2 | 2 | ||
Занятие № 9 Тема: «Навыки конструктивного взаимодействия с ребёнком» | 4 | 2 | 2 | ||
Занятие № 10 Тема: «Эмоциональное развитие ребёнка: эмоции, чувства, самооценка, самоконтроль, границы» | 4 | 2 | 2 | ||
Занятие № 11 (встреча кандидатов с замещающими родителями) Темы: 1. «Первая встреча с ребёнком» 2. «Адаптационный период — проблемы и способы их решения» 3. «Значение отношений с биологической семьёй ребёнка» | 4 | 2 | 2 | ||
Занятие № 12 (встреча кандидатов с замещающими родителями) Темы: 1. «Семейные правила, ритуалы, традиции, воспитательский потенциал» 2. «Формы и методы воспитания» 3. «Поощрение и наказание» (групповое обсуждение) | 4 | 1 | 3 | ||
Мероприятие: «Бабушкины посиделки»: Кандидаты и их родственники приглашаются в «Школу замещающих родителей» с участием во всех номинациях (если это летний период - в выездную «Школу замещающих родителей»).
| 4 | - | 4 | ||
Всего: | 39 | 18 | 21 | ||
5 | Медицинский блок: Занятие № 13 (Лекционную часть занятия проводят старшая медсестра и врач-педиатр) Темы: 1. «Генетические факторы и факторы риска в медицинском понимании» 2. «Особенности состояния здоровья детей-сирот» | 4 | 2 | 2 | |
Занятие № 14 (Лекционную часть занятия проводят старшая медсестра и врач-педиатр) Темы: 1. «Детские заболевания и их профилактика» 2. «Организация здорового образа жизни» | 4 | 2 | 2 | ||
Всего: | 8 | 4 | 4 | ||
6 | Оценочный блок: (оценка результатов обучения) 1. Викторина «Путешествие по джунглям «Воспитание»
| 4 | - | 4 | |
2. Подведение итогов домашнего задания «Карта семьи» 3. Оценка ведения «Домашнего дневника» | 1 1 | - - | 1 1 | ||
3. Опрос мнения участников о прошедшем обучении в Школе 4. Упражнение «Эстафетная палочка»:
| 1 1 | - - | 1 1 | ||
5. Торжественное вручение кандидатам справок о прохождении «Школы кандидата в замещающие родители», психологических профилей (приглашаются: специалисты отдела по охране и защите прав детства, администрация детского дома, специалисты Школы, родственники кандидатов):
| 2 | - | 2 | ||
Всего: | 10 | 0 | 10 | ||
III этап « КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» | |||||
7 | Консультативный блок: Индивидуальное консультирование кандидатов и их родственников специалистами:
| 6 | - | 6 | |
Всего: | 6 | 0 | 6 | ||
8 | Сопроводительный блок Дальнейшее сопровождение и поддержка кандидатов, их родственников (до момента принятия ребёнка в семью):
| - | - | - | |
Итого: | 87 | 30 | 57 |
4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМЫ:
(ко всем занятиям имеются презентации)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЛОКОВ:
№ | Наименование блоков | Цель | Задачи |
1 | Отборочный-диагностический | Получение информации о ресурсах семьи и пожеланиях кандидатов | - Установить доверительные отношения с кандидатами. - Выявить серьёзность намерений, готовность кандидатов к принятию ребёнка. - Выявить мотивацию и ожидания кандидатов. - Обозначить возможные варианты сотрудничества. |
2 | Юридический | Информирование кандидатов о содержании законодательной базы, касающейся замещающих родителей | - Познакомить кандидатов с основными формами семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. - Обозначить статус детей, подлежащих семейному устройству. - Познакомить кандидатов с их правами и обязанностями. - Раскрыть понятие - «сопровождение замещающих семей». |
3 | Социально-экономический | Пополнение знаний кандидатов, необходимых для успешной социализации замещающей семьи. | - Научить правильно составлять семейный бюджет, с учётом доходов и расходов. - Познакомить с финансовой отчётностью замещающих семей. - Определить возможности «социальных сетей». |
4 | Психолого-педагогический | Получение необходимых знаний, развитие навыков с помощью которых кандидаты смогут самостоятельно понимать причины возникающих проблем и находить пути их решения. | - Раскрыть психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей. - Раскрыть общие вопросы возрастной психологии. - Познакомить с формами и методами воспитания, обсудить воспитательный потенциал семьи. - Раскрыть особенности адаптационного периода. - Развить навыки конструктивного взаимодействия с ребёнком. - Познакомить кандидатов с замещающими родителями, с их опытом приёма и проживания детей, успехами и неудачами. - Развивать умение строить и поддерживать партнёрские отношения. |
5 | Медицинский | «Вооружение» кандидатов необходимыми медицинскими знаниями с целью успешного оздоровления и необходимого лечения, а также профилактики детских заболеваний. | - Обозначить факторы риска и состояние здоровья детей, оставшихся без попечения родителей. - Дать комментарии к часто встречающимся формулировкам детских диагнозов. - Познакомить с детскими заболеваниями и их профилактикой. |
6 | Оценочный | Определение правильности выбранного направления и форм обучения, соответствия учебного плана потребностям в обучении замещающих родителей. | - Выяснить какие цели обучения достигнуты и в какой степени. - Определить степень освоения навыков и новых знаний. - Определить сильные и слабые стороны «родительского поведения». - Создать мотивацию для более эффективной «родительской деятельности». |
7 | Консультативный | Оказание психологической помощи кандидатам в процессе обучения и дальнейшего сопровождения. | - Оказать помощь кандидатам по вопросам программы обучения, по семейным проблемам и т. п. - Оказать помощь членам семьи. |
8 | Сопроводительный | Оказание психологической помощи и поддержки кандидатам на период ожидания приёма ребёнка. | - Знакомить с опытом замещающих семей, приглашая на занятия и мероприятия в «Школу замещающих родителей». - Оказывать помощь в решении назревших вопросов и проблем в этот период. - Поддерживать уважительное отношение членов семьи друг к другу. - Развивать способность положительного видения ситуаций. |
5. СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- анкеты
- интервью
- психодиагностические методики
- бланки
- презентации занятий
- учебные материалы
- видеоматериалы
- материал для самостоятельного чтения
6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
6.1. Средства обеспечения программы:
- просторное помещение (столы, стулья, стена «Новости»)
- оборудование ( ноутбук, проектор, экран, флип-чарт)
- учебный план
- наглядные материалы (презентации, плакаты, буклеты и т.п.)
- раздаточный материал (методические материалы в распечатках, буклеты, журнал «Семейный причал», рекомендации «Азбука для родителей», памятки, распечатка ведомственных нормативных документов и т.п.)
- канцелярские товары (бумага формата А1 (для флип-чарта) и А 4, ручки, цветные маркеры, бумажный скотч, ножницы, карандаши, фломастеры и т. п.)
- литература
6.2. Основные методы реализации программы:
- диагностический
- обучающий (презентация, выступление (мини-лекции, сообщения), дискуссия, вопросы, обсуждение, выводы, разминка, «Мозговой штурм», «Аквариум», игры (ролевые, имитационные и др.), разыгрывание конкретных ситуаций, анализ ситуаций, упражнения, кино-упражнения и др.)
- наблюдение, оценка
7. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
7.1. Структура первичного интервью с кандидатом, впервые обратившимся с запросом пройти Школу принимающих родителей:
ПЕРВИЧНОЕ ИНТЕРВЬЮ С КАНДИДАТОМ:
ФИО____________________________________________________________________________
Возраст_________________________________________________________________________
Образование_____________________________________________________________________
Профессия и род занятий__________________________________________________________
Семейное положение_______________________________________________________________
ФИО мужа (жены)_________________________________________________________________
Возраст__________________________________________________________________________
Образование______________________________________________________________________
Профессия и род занятий_____________________________________________________________
Члены семьи и их образ жизни_______________________________________________________
Жилищные условия_________________________________________________________________
Доход____________________________________________________________________________
Отношение членов семьи к такому решению__________________________________________
Пожелания к полу и возрасту ребёнка________________________________________________
Предпочитаемая форма устройства_________________________________________________
Отношение к кровным родителям ребёнка____________________________________________
Мотивация и ожидания от приёма__________________________________________________
Готовность к сотрудничеству______________________________________________________
«____»_______________20___г. Подпись специалиста____________________________
7.2. План диагностики кандидатов в принимающие родители:
№ | Название методик | Ключевые показатели |
1. Знакомство с кандидатом | ||
1 | Индивидуальная беседа | Получение информации о ресурсах и пожеланиях, мотивации и ожиданиях кандидата. Готовность сотрудничать со специалистами Школы. |
2 | Первичное интервью | |
3 | «Карта семьи» | |
4 | Стандартизированное интервью (модификация В.Н.Ослон) | Выявление условий проживания, семейной позиции, жизненного уклада, принципов и взглядов и др. |
| ||
5 | Опросник «Биополе семьи» (автор В.В.Бойко) | Выявление состояния биополя в семье кандидата. |
6 | Методика «Семейная социограмма» | Оценка динамики семейных взаимоотношений, характер коммуникаций в семье. |
7 | Экспресс-анкета | Оценка психологического климата в семье. |
2. Диагностика супружеских отношений | ||
8 | Тест «Стабильность брака» | Оценка степени благополучия супружеских отношений. |
9 | Тест «Семейные установки» (Иванова Н.П., Красницкая Г.С.) | Выявление семейных установок. |
3. Личность кандидата | ||
10 | Тест Кэттелла | Выявление свойств личности кандидата: - личностные факторы; - социально-психологические особенности; - эмоциональное состояние; - интеллектуальное развитие; - самооценка. |
11 | Проективный цветовой тест Люшера | Оценка эмоционального состояния кандидата. |
4. Отношение к воспитанию детей | ||
12 | Мини-анкета (составлена с учётом выводов А.Спиваковской) | Выявление воспитательной позиции кандидата. |
13 | Опросник родительского отношения (Варги и Столина) | Выявление способов поведения в общении с ребёнком, понимания личности ребёнка и его поступков. |
8. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ
8.1. Период разработки программы:
Программа подготовки кандидатов в замещающие родители «Мы вместе» разработана в период с 2007 - 2008 г.
8.2. Дата утверждения программы:
Программа «Мы вместе» была утверждена 01.09.2008 г.
Доработанный и обновлённый вариант программы «Мы вместе» был утверждён 21.05.2009 г.
8.3. Период адаптации программы:
Программа «Мы вместе» адаптировалась продолжительное время - с 01.09.2008г. по 21.05.2009 г. На протяжении всего этого времени она постоянно претерпевала исправления, изменения, дополнения в соответствии с веяниями времени.
8.4. Период использования программы:
Представленный вариант программы подготовки кандидатов в замещающие родители «Мы вместе» используется два года.
8.5. Общее количество человек, прошедших обучение по данной программе за период адаптации и использования программы:
Прошли обучение по данной программе - 148 кандидатов.
8.6. Анализ эффективности программы:
Обширный лекционный и практический материал повышает психолого-педагогическую родительскую компетентность кандидатов в замещающие родители; даёт полное представление о детях-сиротах, формах семейного устройства детей, законодательстве по семейному устройству, о замещающих семьях, адаптации ребёнка в замещающей семье.
Программа раскрывает возможности:
- оказания профессиональной помощи кандидатам в принятии осознанного решения - взять ребёнка в свою семью и стать для него приёмными родителями;
- предоставления комплексных знаний, которые помогут в дальнейшем создать благоприятную психологическую атмосферу в семье;
- развития умений и навыков кандидатов, которые помогут в дальнейшем создать позитивные взаимоотношения между членами семьи;
- развития личностных качеств и повысить уровень воспитательной культуры будущих приёмных родителей;
- сокращения возвратов детей в сиротские учреждения.
Но программа не способна полностью сформировать сознательное ответственное родительство, предупредить все психологические проблемы, возникающие в детско-родительских отношениях.
Мониторинговые отслеживания проведения Школы по данной программе дают возможность отследить динамику результатов, оценить количество:
- подготовленных кандидатских семей;
- кандидатов в замещающие родители;
- подготовленных семей, принявших на воспитание детей;
- отказов от приёмных детей;
- консультационных проблем, возникающих на момент приёма ребёнка и степени их решения;
- диагностических обследований на момент приёма ребёнка в семью;
- психокоррекционной помощи на момент приёма ребёнка в семью.
9. ЛИТЕРАТУРА:
- Фромм А. Азбука для родителей. - ЛЕНИЗДАТ, 1996.
- Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1975.
- Семейное воспитание. Словарь для родителей. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1967
- Куфтяк Е.Е. Профессиональная замещающая семья: новый этап развития патронатного воспитания и сопровождения // Подари ребёнку Семью, 2009, Выпуск 1.
- Селенина Е.В. Социально-трудовая адаптация детей группы риска // Инновационные услуги в профилактике социального сиротства. - Москва, 2006.
- Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи / Ж. «Вопросы психологии», 2001 - №4.
- Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. - Москва, 2006.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - М.: ПИТЕР, 2007.
- Обухова В.Н. Возрастная психология. Учебник. - М.: ПЕРСЭ, 2008.
- Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации. Спб.: ПИТЕР, 2009.
- Эльконин Д.Б. Психология детства. - М.: «Академия», 2006.
- Рычкова Н.А. Поведенческие растройства у детей: диагностика, профилактика и коррекция. - Москва, 1998.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1993, 2-е издание, дополненное.
- Семейный кодекс РФ
- Трудовой кодекс РФ
- Гражданский кодекс РФ
- ФЗ №48 «Об опеке и попечительстве»
- ФЗ «О государственном банке данных, о детях, оставшихся без попечения родителей»
- Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 г., 19.05.2009 г
- Закон Тамбовской области от 10.05.2011 г.
- Постановление № 14 главы Тамбовской области от 02.06.2011 г.
- Постановления Тамбовской области от 30.07.2009 г., 09.06.2011 г.
- Закон о дополнительных гарантиях от 19.07.2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Подготовка кандидатов в замещающие родители".
Представляю Вашему вниманию практико-ориентированный долгосрочный проект «Подготовка кандидатов в замещающие родители».В последние годы большое внимание уделяется семейному устройству детей-сирот и де...
программа подготовки дошкольников к переходу в замещающую семью.
Программа составлена и опробирована, дала положительный результат....
рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».
Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...
Рабочая программа «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»
Рабочая программа по подготовке к обучению элементам грамоты и раннему обучению чтению на 2017-2019 учебные годы составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве»...
ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»
Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и моноло...
ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»
ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»...
Программа подготовки старших воспитателей/методистов к реализации программ наставничества в ДОУ на основе технологии педагогической фасилитации.
В современных условиях функционирования дошкольного образовательного учреждения, становятся актуальными такие формы наставничества, которые позволяют педагогическому работнику активно участвовать в пр...