"Любимые писатели детства"
статья

Минина Татьяна Владимировна

Статья для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubimye_pisateli_detstva.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

   «Любимые писатели детства»

    Литература для дошкольников — явление парадоксальное. Во-первых, у нее нет читателей, есть только слушатели. Во-вторых, у нее нет собственных писателей, занятых исключительно книжками для дошкольников. Лучшие произведения этой литературы созданы энтузиастами, которые приходят к малышам, оторвавшись от других своих дел. Что мешает нашим большим поэтам Маршаку, Чуковскому, Михалкову, Барто из года в год писать только для малышей? Мешает талант, ищущий проявления не в одной, а в самых разных областях. Мешает, может быть, исключительное сопротивление материала. Наши лучшие детские писатели говорят с самыми маленькими книголюбами лишь тогда, когда они к этому внутренне расположены. Малыш не читает книжку, а смотрит картинки и вспоминает, что ему прочли. Все это сближает дошкольную литературу с устным народным творчеством, с фольклором. Есть в литературе для дошкольников и одна постоянная величина, которая и делает ее литературой, то есть печатным словом. Эта постоянная величина — издатели, редакторы. Они тоже несут народную функцию, без которой нет фольклора, функцию отбора. Правда, у народа было больше времени для отбора, а про издателя иногда можно сказать словами Пушкина: «Он — человек, им властвует мгновенье». И еще одна удивительная сторона специфики дошкольной литературы. Многие из тех прекрасных качеств, которые мы хотим воспитать в малышах, свойственны детской литературе. Любовь к труду, , острое ощущение справедливости и несправедливости, ненависть к злу, любовь к добру непосредственность видения мира, фантазия, творческий дух, пытливость, удивительное чувство языка, безукоризненный художественный вкус, любовь к природе — все это мы помним по своему детству, все это мы видим в детях. Внешний мир малыша, его кругозор, казалось бы, очень узок, ограничен. Но в этом внешнем мире есть солнце, времена дня и времена года, стихии природы, луна, звезды, лес и поле, улица и дом, машины и игрушки, взрослые и дети, деревья и животные.
   А этого не так уж мало для большой литературы. Ведь все явления внешнего мира на какое-то время становятся образами внутреннего мира малышей. И если говорить о нашей главной задаче — о воспитании, то тут нам нужно опираться на внутренний мир ребенка, выражать его, укреплять и развивать великолепные качества, в которых проявляется сущность самой природы человека. Поэтому в дошкольном возрасте при ознакомлении детей с художественной литературой актуально выражение « Не навреди».  Вряд ли нужно доказывать, что детским чтением необходимо руководить. При бессистемном чтение не воспитывается интерес к книге, к стихам, рассказам. Бессистемное, случайное чтение не приносит пользы, ток как память детей перегружается множеством литературных героев, сюжетов. У ребёнка создается мнение, что он знает и ту и другую книгу, но это только обрывки знаний, разрозненное впечатления. Для чтения детям можно использовать: 1) народное творчество, 2) творчество классиков и лучших дореволюционных писателей, 3) советскую детскую литературу.

Принципы отбора книг для круга чтения

   Ценна ли детская книга, если она высокоидейна? Возникает вопрос, как понимать идейность в отношении литературы для самых маленьких, где нет больших жизненных проблем, нет героев со сложной жизненной судьбой.

   Любовь писателя ко всему, что дорого человеку, любовь к жизни, отсутствие назойливого морализирования... делают детскую книгу идейной. Когда писатель воодушевлен... любовью к детям и пониманием их психологии, он находит и тему, и героя, и сюжет. В меру своего таланта и мастерства он показывает читателю жизнь не холодно и объективно, а с увлечением, со страстью. Таковы, например, стихотворения С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» и др.Моральный облик героя произведения также определяет идейность книги. Идейную направленность несут в себе и короткие стихи и рассказы о животных, об игрушках, о цветах, т.е о том, что близко самым маленьким детям, если эти произведения проникнут теплотой, жизнерадостностью, любовью к ребенку-слушателю, если мы чувствуем улыбку или любовный юмор автора.

Высокое художественное мастерство — необходимый критерий при выборе книги детям.

   К сожалению, мы, педагоги, нередко нарушаем это требование. Если нас удовлетворяет тема книги, мы прощаем неряшливость языка, неудачную форму и вялость сюжета, безликость героя и т.д. Но с этим никогда нельзя мириться. Плохо написанную книгу не спасает актуальная тема. Самая высокая нравственная идея, не воплощенная в художественную форму, оставит детей холодными, равнодушными.

   Разговор о мастерстве писателя начинают с языка.

   В художественной литературе для маленьких детей мы хотим видеть образцовый русский литературный язык, но, конечно, не книжный, а живой.

Русские народные сказки, рассказы Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, М.Пришвина, стихи С.Маршака, В.Маяковского, многие стихи А.Барто дают образцы русского языка.

Ценно, когда детские писатели используют интонации живой разговорной речи, идиомы русского языка, обогащают свой язык самоцветами народного творчества, умело отбирая то, что можно и нужно детям дошкольного возраста.

Нельзя мириться с бедностью словаря литературного произведения, требовать нарочитого обеднения языка ради того, чтобы буквально каждое слово было понятно детям.

Не оправдано частое употребление уменьшительных слов в стихах, рассказах для дошкольников. Это создает впечатление нарочитой детскости или сентиментальности, и смысловая сторона слова обедняется. Ведь уменьшительная форма слова выполняет определенную смысловую функцию или несет эмоциональную окраску; употребление же уменьшительных слов без надобности обезличивает эту форму.

Сюжетная занимательность. Книги с занимательным сюжетом, с острой характеристикой героев особенно увлекают ребенка.

Если мы внимательно посмотрим книги, наиболее любимые детьми, то увидим, что им присущи именно эти качества. В первую очередь к таким книгам относятся русские народные сказки. Их динамично развертывающийся сюжет все время держит слушателей в напряжении.

Сюжетная занимательность характерна для многих книг советских писателей: С.Михалков «Дядя Степа»; С.Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Пожар», «Усатый полосатый», «Рассказ с неизвестном герое»; А.Бар-то «Девочка чумазая»; К.Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит»; Б.Житков «Что я видел». Из классиков: Л.Н.Толстой «Косточка», «Пожарные собаки», «Филипок»; Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»; А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; ДС.Д.Ушинский «Четыре желания».

Простота и ясность композиции. Образцом в этом отношении тоже являются названные выше произведения.

Конкретность в изображении героев, обстановки, конкретность деталей вызывает в сознании слушателей наглядные, зримые образы. Жизненную правду и убедительность создает иногда какая-то одна деталь, одна характерная черточка.

Мы ясно видим героев книг С.Маршака, девочку чумазую АБарто, дядю Степу С.Михалкова, Чука и Гека Гайдара; мы ясно представляем Ваню из рассказа Л.Толстого «Косточка».

Доступность детям, т.е. соблюдение возрастного принципа в подборе книг для круга чтения.

...Дети дошкольного возраста не одинаковы по возможностям восприятия, понимания, по интересам. Следовательно, необходимо дифференцированно подходить к составлению круга чтения для детей трех-четырех и пяти-шести лет. Однако возрастной принцип нельзя понимать как биологическую ограниченность возможностей детей. Многое зависит от воспитателя, от его методов и приемов донесения книги до детей.

Учет конкретных педагогических задач.

Воспитание уважения и интереса к труду, природе, родной стране, задачи эстетического воспитания требуют разнообразия тематики детских книг. Детская литература отражает жизнь детей в детском саду и в семье, труд советских людей, наши... праздники, жизнь природы и те чувства, которые она в нас возбуждает. Писатель откликается на все, что интересует ребенка, чем мы хотим его заинтересовать. Однако с разнообразием литературных жанров дело обстоит еще не совсем благополучно. Недостаточно еще художественных очерков, таких, как в книгах Соколова-Микитова «Лето в лесу»; «Зима в лесу» или в книгах Скребицкого.

Нужны также разные типы изданий: книга, которая дается в руки ребенку, книга, которую ему будет читать взрослый, книги-картинки с подписями, сборники сочинений одного автора, сборники типа хрестоматии, забавные книги (книжка-игрушка).

Чем глубже понимание художественной литературы воспитателем, тем ярче, выразительнее передача, тем сильнее воздействует книга на слушателей, тем более полно и эмоционально книга будет воспринята детьми.

Широкий педагогический кругозор, хороший литературный вкус, любовь к художественной литературе, увлеченность книгой — все эти качества воспитателя накладывают отпечаток на его работу с детьми.

Правильный отбор книг для чтения детям требует от воспитателя постоянного пополнения своих знаний о детской литературе, совершенствования методики, овладения искусством выразительного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина "Писатель детства - С. В. Михалков"

13 марта исполнилось 100 лет со дня рождения известного детского писателя С. В. Михалкова.В подготовительной группе был проведен цикл мероприятий по ознакомлению дошкольников с его творчеством. Итогов...

Викторина "Писатель детства. С. Михалков"

Приобщение к чтению художественной литературы через знакомство с творчеством Сергея Владимировича Михалкова....

Педагогический проект в подготовительной группе «Писатели - любимые с детства»

 Трудно переоценить значение литературы в развитии ребенка. Она способствует расширению кругозора, познания об окружающем мире, формирует представления о прекрасном, способствует усвоить о...

Проект "Писатели любимые с детства" (подготовительная группа)

Книга - источник знаний. Ребёнок должен любить книгу и тянуться к ней. Нужно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ...

Проект на тему «Писатели, любимые с детства» в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР «А»

Проект на тему«Писатели, любимые с детства»в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР «А»...

Педагогический проект "Писатели, любимые с детства" 2023 г.

В 2022-2023 учебном году реализован долгосрочный педагогический проект "Писатели,любимые с детства". Участниками проекта стали педагоги и дети подготовительной группы, родители, а также наш ...