Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников в музыкальной деятельности»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Михайлова Ирина Витальевна

Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Именно в нем происходит становление личности и индивидуальности ребенка. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для активного усвоения ребенком речи, развития и становления всех четырех ее сторон: связной, фонетической, лексической и грамматической.

Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности. Л.С. Выготский подчеркивал, что гармония личности возможна только при условии единства в развитии двух сфер – эмоциональной и интеллектуальной. Многие исследования показывают, что взаимодействие различных видов искусства более эффективно в эмоциональном и общем развитии дошкольников. 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» также отражает интегративный подход в речевой и музыкальной деятельности: «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razv_dosh._v_muz._deyat.docx278.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение  детский сад « Алёнушка» п. МКК г. Рудни Смоленской области

 Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников в музыкальной деятельности»

Музыкальный руководитель: Михайлова И.В.

C:\Users\мкк\Desktop\Ирина Вит\Муз занятие 2018\IMG_20181119_105715.jpg

Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Именно в нем происходит становление личности и индивидуальности ребенка. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для активного усвоения ребенком речи, развития и становления всех четырех ее сторон: связной, фонетической, лексической и грамматической.

Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности. Л.С. Выготский подчеркивал, что гармония личности возможна только при условии единства в развитии двух сфер – эмоциональной и интеллектуальной. Многие исследования показывают, что взаимодействие различных видов искусства более эффективно в эмоциональном и общем развитии дошкольников.  

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» также отражает интегративный подход в речевой и музыкальной деятельности: «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»

Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. И речь, и музыкальное произведение, как симфония, так и опера - это тексты, которые требуют определенного прочтения. И у музыки, и у речи есть особый письменный код - это ноты и азбука, которые сохраняют партитуры и тексты. Письменная форма речи, превратившаяся с помощью таланта известных писателей и поэтов, в произведения литературного искусства, может быть содержанием музыкального произведения, но и музыка может быть содержанием речи: при общении между людьми, при высказывании чего-то личного, глубокого. Музыка, как самый эмоциональный вид искусства способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни.

Исследования показали, что использование музыкотерапии при речевых патологиях имеет благоприятное воздействие [1]. Поэтому сочетание работы над речью дошкольников в процессе музыкальной деятельности является актуальной задачей. Воздействие музыки на речь детей выражается в пассивном или активном ее восприятии. Пассивное восприятие, которое имеет активизирующий эффект, находит себя в музыкальном оформлении игр, в сопровождении образовательной деятельности, также музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы дошкольников. Активное восприятие выражается в беседе о музыкальном произведении. В такой беседе, детям предлагается охарактеризовать эмоционально-образное содержание произведения, что позволяет расширить и обогатить словарный запас дошкольников. Такая беседа очень важна. Она «просит» понять свои чувства по поводу услышанного музыкального произведения, а затем рассказать о них. При подборе музыкального произведения следует отталкиваться от интереса детей. Например, при изучении русских народных сказок желательно подобрать соответствующее музыкальное произведение. Музыкальное сопровождение речевых занятий радует детей, вызывает разнообразные чувства и помогает лучше понять содержание и сюжет сказки или рассказа. Учитывая привычку малышей к подражанию, уже с двух лет можно начинать показы-инсценировки. Правильно подбирая музыкальное сопровождение, умело, используя его, можно обогатить и развить речь. Знакомство детей с песнями, музыкальными пьесами позволяет расширить представлениями детей о различных явлениях действительности и способствует расширению словарного запаса. При многократном прослушивании произведений дети узнают их, и отвечают на вопросы: весёлая или грустная песня; нравится ли или нет. Таким образом, музыка способствует речевому развитию ребёнка.

В таком музыкальном виде деятельности, как пение работа над речью дошкольников проходит наиболее продуктивно. Полезно пение как для детей с нарушением речи, так и без них. В нем активно развивается дыхание, пение формирует чувство ритма и темпа речи, развивает слух и голос, а также улучшается дикция. Пение помогает корректировать недостатки в речи, например, такие как невнятное произношение, проглатывание окончания слов. Попевая песни с короткими, удобными для дыхания фразами, педагог развивает у ребёнка силу воздушной струи, тем самым способствует правильному речевому дыханию. Для речевого развития необходимо создать эмоционально-положительную среду, основой, которой, может служить музыкальное сопровождение. Развитие координации слуха и голоса способствуют развитию артикуляционного аппарата, гласные звуки пропеваются на хорошем дыхании, с правильным звукообразованием, построенным на умении ребёнка расслаблять голосовые связки.

Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса. В работе над дыханием важно сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого можно использовать игру «Понюхай цветочек». Дети будут стараться нежно нюхать цветочек, в то время как правильное дыхание начнет формироваться.

В работе над дикцией полезно проговаривать текст не вслух, а только губами, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни. И третья сторона в процессе обучения пению - это постановка певческого голоса дошкольника, в которой решаются речевые задачи:

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

- культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

- формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

-развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.

C:\Users\мкк\Desktop\Ирина Вит\Муз занятие 2018\IMG_20181119_105527.jpg

Ритм и мелодия рифмовки акцентируют морфологический признак, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребёнка. Многократное восприятие и воспроизведение грамматических форм, предложно-падежных конструкций, словосочетаний, которыми максимально насыщена рифмовка способствуют формированию у детей морфологических и синтаксических обобщений. Критерием тщательного отбора содержания рифмовки является его соответствие детскому опыту. Простой текст и мелодия рифмовки рассчитаны на то, что ребёнок сможет подпевать взрослому. Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», эта фраза принадлежит известному педагогу В.А. Сухомлинскому. Связь мелкой моторики и интеллектуального развития, речи была отмечена еще давно многими педагогами и психологами, например, связав музыку, речь и мелкую моторику Е. Железнова и С. Железнов разработали комплекс упражнений по развитию мелкой моторики под музыку: «С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий. Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму».  В средней группе детского сада, предусматривается изучение нового инструмента-металлофона. Игра на нем способствует развитию у дошкольников мелодического слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Дети начинают подбирать мелодии на слух, что активизирует их речь, так как речевой слух составляет основы слуха музыкального.

Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность.

Литература

1. Битова, А.Л., Липес Ю.В. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития: методические рекомендации для музыкальных педагогов, логопедов, воспитателей. - М, 1994.

2. Железнова Е., Железнов С. Пальчиковые игры для малышей «Веселые пальчики» (2-6 лет). – М.: Изд-во Новый диск, 2005.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-речевое развитие дошкольников в музыкальной деятельности

Как распевки и дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях положительно влияют на развитие речи у дошкольников...

Речевое развитие дошкольников в музыкальной деятельности

Материал будет полезен педагогам дошкольных организаций и музыкальным руководителям...

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Дошкольный возраст - период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Овладение грамотной речью является необходимым у...

Консультация для воспитателей "Речевое развитие дошкольников через игровую деятельность"

На сегодняшний день проблема речевого развития дошкольников является одной из самых актуальных. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте является одним из условий нормальног...

Консультация для родителей: "Речевое развитие дошкольников через театрализованную деятельность"

Консультация для родителей: "Речевое развитие дошкольников через театрализованную деятельность"...

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников, через познавательно - исследовательскую деятельность».

Познавательно - исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усв...

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка очень велика. Она стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппара...