Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности»
статья
Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка очень велика. Она стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми), является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условия, необходимого для организации совместной деятельности детей, в процессе которой происходит речевое развитие дошкольников. Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Исследование Г.А. Волковой показало, «что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка очень велика. Она стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми), является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условия, необходимого для организации совместной деятельности детей, в процессе которой происходит речевое развитие дошкольников. Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Исследование Г.А. Волковой показало, «что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др.
Интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, включающая в себя не только действия детей с куклами или собственное действие по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, исполнение песен от лица персонажей, напевание и т.д.). Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки и музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует умственному развитию и совершенствованию речи. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников немаловажна. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизации в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется умение различать и называть противоположные по значению названия действий и признаков. Так, например, при знакомстве детей со сказкой «Колобок» в речь детей вводят новые слова (сусеки, амбары, печка), тем самым активизируя словарь. Театрализованные игры обогащают продуктивную речевую деятельность дошкольников (сочинение собственных сюжетов или импровизация заданного) и развивают исполнительское творчестве (музыкально – речевое, двигательное).
Особое внимание в театрализованной деятельности уделяется развитию интонационной выразительности, позволяющей каждому ребенку передать эмоции, чувства, характерные особенности героя, выразить собственное отношение к событиям в монологе и диалоге, не стесняясь слушателей. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей проводятся подготовительные упражнения: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, скороговорки, чистоговорки на развитие дикции, логоритмические упражнения, что совершенствует звуковую культура речи, развивает моторику речедвигательного аппарата, дикцию, речевой слух и речевое дыхание, происходит приобщение к словесному искусству. В качестве речевого материала используются знакомые и любимые детям сказки, стихи, небольшие по объему литературные произведения, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сюжетов литературных произведений позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. В процессе разыгрывания в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, инсценировок) у дошкольников отрабатываются практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, последовательно и понятно для окружающих передать содержание готового текста, композиционно и грамматически оформить смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений, что способствует развитию связной речи дошкольников. Интенсивному развитию диалогической речи способствует самостоятельная театрально – игровая деятельность, которая включает в себя действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический и интонационный строй, развивается умение заканчивать фразу и отвечать полным ответом на поставленные вопросы. Развитие речи тесно связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. В целом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи, совершенствования звуковой стороны и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении ряда условий: единства социально-эмоционального и когнитивного развития; насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием; постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности; наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка дошкольника: активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Разностороннее развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Одним из средств разностороннего развития детей дошкольного возраста является музыкально-театрализованная деятельность. На занятиях театрализованной деятельностью сочетая возможности нескольких ...
Инновационный проект " Физическое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности в контексте ФГОС"
В настоящее время остро стоит вопрос безразличия и нежелания учащихся приобщаться к здоровому образу жизни, заниматься физическими упражнениями в ДОУ и школе. Реализация проекта позволит привлечь вним...
Проект "Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности"
В проектной деятельности задействованы разнообразные виды детской деятельности: рисование, театрализованная игра, настольный театр, пальчиковый театр, словесная игра, рассматривание картин....
Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Дошкольный возраст - период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Овладение грамотной речью является необходимым у...
Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности
Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности...
Консультация для родителей: "Речевое развитие дошкольников через театрализованную деятельность"
Консультация для родителей: "Речевое развитие дошкольников через театрализованную деятельность"...
Консультация для родителей«Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности&ra...