Построение развивающей среды в условиях семьи
занимательные факты (младшая группа)

Авраменко Полина Васильевна

Построение развивающей среды в условиях семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postroenie_razvivayushchey_sredy_v_usloviyah_semi.docx353.5 КБ

Предварительный просмотр:

 http://windoworld.ru/frames/birthday/6.png

Построение развивающей среды в условиях семьи.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, получая в семье уроки добра и зла. В семье формируется отношение ребенка к внешнему миру, в семье он получает опыт моральных норм поведения [Козлова С. А.; 2000].

Предметно-развивающая среда, как, известно, является эффективным средством формирования личности ребёнка.

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка" [Новоселова С. Л.; 2005].

Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих "сред": математическая предметно-развивающая, речевая предметно-игровая, эстетическая предметно-развивающая.

Проектирование образовательной среды (развивающего пространства) в условиях семьи - это организация пространства и использования оборудования и другого оснащения в соответствии с целями обеспечения безопасности психического благополучия ребенка, а также его развития.

Проектировать пространство важно с учетом следующих факторов:

Комфортность и безопасность домашней обстановки. Это создает чувство уверенности и безопасности. В результате пребывания в естественной, уютной

http://windoworld.ru/frames/birthday/6.png

обстановке складываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса у ребенка, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы для организации пространства (может даже уголка) необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира [Коломийченко Л. В.; 2009].

Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специально подобранными материалами. Такой подход ставит ребенка в позицию активного деятеля, что благотворно сказывается на приобретении опыта социальной жизни и его интериоризации, формировании субъектной позиции дошкольника, развивает его самостоятельность и инициативность.

Обеспечение возможности для исследования и обучения. Исходя из этого положения, развивающую среду можно назвать "обучающей". Здесь следует учитывать особенности восприятия ребенком окружающего мира.

Особенности развивающей среды помещения во многом определяются личностными качествами и педагогическими замыслами родителей.

Реализация современных подходов к образованию дошкольников (осуществление идей развивающего обучения и личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка) возможна только при соблюдении следующих принципов построения развивающей среды в условиях семьи [Коротаева Е. В.; 2007].

http://windoworld.ru/frames/birthday/6.png

Принцип удовлетворения потребностей ребенка. У каждого ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Среда должна эти потребности удовлетворять. Она организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для ребенка определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными видами деятельности.

Принцип уважения мнения ребенка. Развивающую среду выстраивают для детей родители. При этом они стараются сделать так, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно. Однако нельзя забывать, что представления взрослого об удобствах, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом.

Принцип функциональности означает то, что в помещении находятся только те материалы и предметы, которые могут быть востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из комнаты. Имеющееся оборудование и материалы необходимо постоянно обновлять, учитывая их привлекательность и развивающий потенциал.

Принцип учета возраста и особенностей ребенка. Правомерно, что родители подбирают в уголок те материалы, которые подходят именно их детям.

Принцип динамичности - статичности среды. Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается.

http://windoworld.ru/frames/birthday/6.png

Естественно, что его окружение не может быть застывшим и также требует изменений. Развивающая среда не может быть построена раз и навсегда, завтра она уже перестанет стимулировать развитие малыша, а послезавтра станет его тормозить. Родители могут организовывать развивающее пространство с помощью модульной мебели, что создает условия для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей [Новоселова С. Л.; 2005].

При проектировании развивающе-образовательной среды следует исходить из необходимости учета следующих факторов:

· индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений ребенка;

· потребностей ребенка;

· любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей ребенка;

· возрастных, индивидуальных и социально-психологических особенностей ребенка;

· особенностей эмоционально-личностного развития ребенка.

Таким образом, при проектировании и построении предметно - игровой среды как в дошкольном учреждении, так и в условиях семьи должны учитываться принципы и факторы личностно - ориентированной модели построения развивающей среды [Евтушенко И. Н.; 2008].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Особенности построения развивающей среды в контексте работы в ДОО по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях перехода на ФГОС.

.Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево...

Консультация для родителей « Взаимодействие с семьей при создании предметно-развивающей среды, как условие развития личностных качеств ребенка»

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что вс...

Рекомендации родителям по построению развивающей среды в семье

Рекомендации родителям по построению развивающей среды в семье...

Развивающая среда. Принципы построения развивающей среды.

Развивающая среда. Принципы построения развивающей среды.«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством...