Взаимодействие с семьей при создании предметно-развивающей среды, как условие развития личностных качеств ребенка
статья

Францкевич Юлия Анатольевна

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Взаимодействие с семьей при создании предметно-развивающей среды, как условие развития личностных качеств ребенка».

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. У дошкольника есть три основных потребности – это движение, общение и познание. Поэтому, создавая среду, старалась оформить помещение группы, учитывая возраст, интересы, способности, особенности детей, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор деятельности, а для этого среда должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.

Основные направления создания предметно-развивающей среды в группе:

  • Гибкое зонирование развивающих центров, обеспечение полифункциональности;
  • Обогащение предметно-пространственной среды игровыми материалами в соответствии с основными направлениями развития детей дошкольного возраста;
  • Обеспечение соответствующего оборудования и материалов, их размещение в пространстве, учитывая возрастные и половые особенности детей группы.

Вовлекла родителей в образовательный процесс и создание предметно-развивающей среды группы. Эта работа проходила в несколько этапов:

1. Знакомство с воспитателями и группой в период адаптации детей;

2. Родительское собрание, на котором были обозначены основные цели и задачи программы по развитию и обогащению предметно-развивающей среды группы;

3. Работа с родительским комитетом.

4. Создание информационного уголка для родителей с целью обеспечения своевременной информацией об особенностях работы группы, о событиях, происходящих в ДОУ, для оказания родителям квалифицированной методической помощи по вопросам во питания, обучения, оздоровления детей, а также размещение информационных материалов по теме недели и рекомендации по проведению образовательной работы с детьми.

С помощью пап и мам мы сформировали игровую, экологическую, учебную, физкультурную, музыкально-театральную зоны и начали их обогащение. Создавая игровую зону, мы стремились расширить гендерные представления детей, воспитать в процессе игры уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола, углубить представления детей о семье, воспитать любовь к родным людям, дать представление об основных профессиях людей. Главная задача игрового уголка — научить детей общаться друг с другом. Для мальчиков была создана своя игровая зона с машинами, дорожными знаками, разметкой, разнообразными видами конструктора. Для девочек был создан уголок «Ряжения» и «Парикмахерская».

При создании экологической зоны была поставлена задача формирования у воспитанников умения видеть и наблюдать за окружающим миром природы, желание помогать и сопереживать. Родителями были принесен посадочный материал, комнатные растения, сделаны кормушки для птиц, высажены цветы на участке.

Учебно-развивающая зона является основой для развития познавательной активности детей. Проблема познавательной активности – одна из самых трудных в педагогике.  Однако при правильной организации предметно развивающей среды может стать устойчивой чертой личности ребёнка и оказывает сильное влияние на его развитие,  поэтому перед каждым родителем была поставлена задача по заполнению учебно-развивающего центра настольными дидактическими играми и книгами по возрасту детей, с чем они успешно справились.

Предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир цены, развивают творческое и эстетическое восприятие, воздействуют на эмоции детей.  Все эти задачи реализует музыкально- театральная зона.

Важное значение имеет в группе физкультурный уголок. Спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности

Для развития трудовых навыков детей и формирования желания трудиться, в группе создан уголок труда и экспериментирования, оснащённый необходимым инвентарём: фартуки, халаты, салфетки на столы, изготовленные руками родителей. Для подготовки к летне-оздоровительному периоду приобретён садовый инвентарь для детей: грабли, лейки, лопатки, вёдра. Труд позволяет ребёнку повысить свою самооценку, придает уверенность в своих силах. У дошкольников формируется чувство хозяина по отношению к своей группе. Дети учатся организовывать свой быт, постепенно и естественно осваивая необходимый для этого труд.

Благодаря совместной работе воспитателей и родителей, предметно-развивающая среда группы постоянно обогащается. Родители становятся полноправными участниками педагогического процесса. Интерес родителей и желание участвовать в жизни группы позволяет решать многие задачи по воспитанию, развитию и обучению детей.

Мы стараемся создать все условия для полноценного, разностороннего развития детей. Конечно, не нужно забывать и про участок детского сада, где дети получают реальную возможность удовлетворить потребность в движении, совершенствуя при этом свои двигательные умения в играх, в разнообразных гимнастических упражнения, трудовых процессах.

  • Рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные родители и высокопрофессиональные педагоги;
  • Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие творческих качеств педагога как условие развития личностных качеств и творческих способностей дошкольников»

Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного. Необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своео...

Развитие личностных качеств ребенка в творческой деятельности (ручной труд).

Проблема развития творческой деятельности, является наиболее актуальной. Конструирование и ручной труд особые формы собственной творческой деятельности, позволяющие развивать творчество детей....

Опыт работы "«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ ПРИ СОЗДАНИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ"

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметной среды....

Консультация для родителей « Взаимодействие с семьей при создании предметно-развивающей среды, как условие развития личностных качеств ребенка»

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что вс...

Консультация для родителей "Взаимодействие с семьёй при создании предметно- развивающей среды, как условия развития личностных качеств ребёнка"

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй  всегда была актуальной и трудной.Актуальной,потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое,а трудной,потому что все ро...

доклад "Предметно-развивающая образовательная среда как условие успешного развития ребенка".

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования предметно–развивающей среды в коррекционной группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования. В ...