Итоговая практико-значимая работа Консультация для родителей «Место и роль семьи в подготовке детей к школе».
проект (подготовительная группа) на тему
Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Академия социального управления» |
Кафедра адаптивного образования |
«Подготовка к школе»
Вариативный модуль
Итоговая практико-значимая работа
Консультация для родителей
«Место и роль семьи в подготовке детей к школе».
г.Сергиев-Посад
2014 г.
2
Содержание
I Введение.
II Основная часть:
1.Консультация для родителей детей 6 лет “Готовимся к школе”
а) Что входит в понятие готовности к школе?
б) Что важно знать о готовности к школе родителям?
в) Что должен обязательно уметь будущий первоклассник?
III Заключение.
IV Библиография.
V Приложение.
3
Введение
Здравствуйте! Сегодня я предлагаю поговорить на тему: ”Готовимся к школе”.
Наши дети стали взрослее ещё на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы. Совсем скоро в школу! Как, сложится обучение ребёнка в первом классе во многом, зависит от наших с вами усилий.
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка детей к школе.
Подготовка детей к школе, сама по себе проблема не новая, ей уделялось огромное значение ещё в пятидесятые – шестидесятые годы. Однако актуализация вопросов подготовки детей к школе вызвано тем, что начальная школа перешла на четырёхлетний срок обучения, что потребовало координальных изменений в организации преемственности в работе детского сада и школы.
В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации ( в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять своё “хочу” слову “надо”, желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка – всё это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силами одного лишь дошкольного учреждения достигнуть не удаётся.
4
Основная часть
Что входит в понятие готовности к школе?
В структуре готовности к школе принято выделять следующие компоненты:
- физическая готовность;
- интеллектуальная готовность;
- социально-психологическая;
- эмоционально-волевая готовность.
Что важно знать о готовности к школе родителям?
Первая забота родителей будущих первоклассников – проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребёнка, а затем – выполнение всех назначений врача.
Физическая готовность предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.
Физическая готовность – фундамент готовности к школе. Ребёнку предстоит период адаптации, для которого характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость. Это всё внешние проявления физического и нервного напряжения, которые со временем проходят. Родителям важно помнить, что период острой адаптации приходится на первые 6-9 недель обучения; самим родителям следует быть терпимыми и внимательными к детям. Постепенно дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают.
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе предполагает наличие у него достаточного кругозора, а также развитие внимания, памяти, сформированные
мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать
5
связь между явлениями и событиями. Сюда включается багаж знаний, соответствующий возрасту и набор специфических навыков, нужных для
обучения в школе. Когда мы готовим ребёнка к школе, мало научить его читать
или писать, умения должны быть гораздо шире.
Социально – психологическая готовность в своей структуре предполагает три
спектра: личностная готовность, социальная готовность и психологическая
готовность.
Личностная готовность включает в себя формирование у ребёнка готовности к
принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг
прав и обязанностей. Это выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной
деятельности, учителям, самому себе. Сюда же входит и определённый уровень развития мотивационной сферы.
Готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает
не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможность получать знания. С этой целью родителям необходимо
объяснять своему ребёнку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Психологическая готовность предполагает достаточный уровень развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи. А также произвольность внимания и поведенческих реакций, обеспечивающих усидчивость.
Социальная готовность предполагает качества, благодаря которым ребёнок мог бы общаться с другими детьми и взрослыми. Это проявляется в умении ребёнка
подчинять своё поведение законом детских групп и нормам поведения, установленными в классе, действовать совместно с другими ребятами, в случае
6
необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. Соответственно, родителям следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими.
Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. Следует давать только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Эмоционально – волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Хорошо, если ребенок способен принимать достойно неудачи, быть готовым к тому, что он не будет всегда лучшим и центре внимания. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно протекание учебной деятельности.
Что должен обязательно уметь будущий первоклассник?
В течение жизни у нас с вами разные виды деятельности: игра, обучение, общение и т.д. От рождения до школы ведущая деятельность ребенка – игра. Поэтому, когда у родителей спрашиваешь: « Научились ли ваши дети играть?», обычно все согласно кивают головами и удивляются, почему возник такой вопрос. Вопрос на самом деле очень серьезный, ведь что такое играть? Это: 1) знать название (про что игра?), 2) правила и штрафы (как играть, соблюдать или нарушать?), 3) количество игроков (сколько и кто что делает?), 4) окончание игры (умение выигрывать и проигрывать).
7
От того, насколько успешно овладел ребенок фазой игры, будет зависеть прохождение следующей фазы развития – обучения. Поскольку школа – это большая и долгая игра на 9-11 лет. В ней есть свои правила (общешкольные и классные), игроки (директор, учителя, дети), штрафные санкции (двойки, замечания в дневник), выигрыш (пятерки, грамоты, награды, аттестат). Особенно важно умение соблюдать правила и умение проигрывать. Многие дети именно эти моменты выполняют с трудом, а при проигрыше плачут, кричат, кидают вещи. Скорее всего, им неизбежно придется столкнуться с трудностями в школе. В начальной школе многие учебные моменты проходят в игровой форме именно с этой целью – окончательно дать возможность ребенку овладеть игрой и полноценно включиться в учебу.
Ведущее место занимает ролевая игра. Именно в ней, моделируя реальные взаимоотношения людей, ребенок познает смыслы человеческой деятельности, начинает ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих взаимоотношений, ребенок осознает свое место в ней, сопоставляет себя с взрослыми. Это порождает стремление изменить свою позицию, стать взрослым и реально осуществлять социально-значимые функции. Выражением этой потребности к концу дошкольного возраста становится желание поступить в школу и начать осуществлять серьезную, общественно оцениваемую деятельность.
В то же время ролевая игра стимулирует развитие познавательной потребности
ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает
все новые и новые грани окружающей его действительности. Игра в «магазин»,
к примеру, побуждает ребенка более детально разобраться в системе элементарных экономических отношений. Т.о. ролевая игра дает новый импульс для развития у ребенка стремления к познанию окружающего мира.(Приложение 1)
8
В игре гораздо успешнее чем в ситуации специального обучения происходит развитие восприятия, внимания, памяти, мышления ребенка. В ситуации игры ребенок становится как бы более умелым. Зафиксировано увеличение объема запоминаемой информации и длительное удержание её в памяти, если это не просто информация, а «донесение», которое малыш должен передать, играя «разведчика». Особенно велика роль игры в развитии детского мышления. В этот период развивается способность ребенка к обобщению, умение выделить сущность явлений, отделять главное от второстепенного, устанавливать причинно-следственные связи. Снова мы видим как игровая ситуация, в которой на первый план выступает воспроизведение человеческих взаимоотношений, ставит ребенка в условия, когда он должен выделить в них основное и не фиксироваться на второстепенном. К примеру девочке, заботящей о «своем ребенке», становится не так важно с какой подробностью воспроизведены детали кормления. Главным становится то, что ребенка покормили, а для этого можно оставить несколько самых основных игровых действий. Выделяя главное, девочка уходит от лишней детализации. Ее действия сокращаются, схематизируются – то есть обобщаются. Это и есть основная линия развития детского мышления.
В подготовительной группе перед детьми ставятся собственно графические задачи, сначала простые (обведение элемента буквы по точкам), затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обращать внимание ребенка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребенка к письменным
упражнениям, к занятиям письмом.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя
9
тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий з счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие упражнения:
- массаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- лепка и глины;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
- выполнение «закручивающих» движений (закручивание гаек в конструкторе);
- специальные упражнения для подготовки руки к письму;
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем школьном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.( Приложение 2)
10
Заключение
Вот и подошёл к концу наш лекторий. Хочется подвести итоги.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только ко взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний,
которые нужно им передать; мало того, желательно, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
Чтобы помочь ребенку с ожидающими его сложными задачами, позаботьтесь о том, чтоб у него была полноценная и своевременно сформированная речь. Именно достаточный уровень речевого развития является основным условием успешного обучения. В школе ребенка научат оперировать понятиями и делать умозаключения. Но в школу он должен прийти, уже имея определенные знания об окружающем мире, а также некоторые эстетические и нравственные понятия – о красоте и безобразии, добре и зле, правде и лжи и т.д. И, конечно же, он должен уметь выражать свои мысли, что возможно только при помощи речи.
Совсем скоро прозвенит первый звонок, и ваши дети пойдут в первый класс. Вы взволнованы и обеспокоены, ведь этот день все ближе и ближе.
Как сложатся отношения ребенка в новом коллективе? Как встретит его учитель? Какие изменения произойдут в привычном распорядке жизни вашей семьи? Все эти вопросы тревожат родителей. От решения этих проблем не уйти, о решать вы их будете по мере поступления. А впереди у вас прекрасное солнечное лето. Время отдыха, укрепления здоровья, закаливания, путешествий, интересных событий. Проведите это последнее « вольное » лето с удовольствием! Формируйте у ребенка больше позитивных ожиданий от встречи со школой, положительный настрой – залог успешной адаптации ребенка к школе. Используйте благоприятные природные факторы – солнце, воздух и воду – для укрепления организма будущего школьника.
11
Длится лето три месяца. Многие родители считают, что успевают за это время наверстать упущенное – научить ребенка читать, считать и т.д. Не повторяйте этих ошибок. Летом ребенок должен отдыхать, а закреплять полученные в детском саду навыки гораздо интересней на примере окружающей природы. Например, попробовать сосчитать муравьев в муравейнике, наблюдать за изменениями в природе, измерить глубину ручья.
Итак, первый важный вывод из всего вышесказанного: в период подготовки ребенка к школе старайтесь не говорить о ней негативно, даже если вам пришлось пережить там не совсем приятные минуты. У кого таких минут не было! Ваша задача на ближайшее время совсем другая: надо создать у малыша готовность к тому, что присутствие в школе обязательно станет для него интересным и полезным.
Не забывайте уважаемые родители, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступление в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, укрепляйте здоровье детей, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваше внимание, любовь и забота нужны ребенку больше всего.
Спасибо. Благодарю за внимание.
12
Приложение
Приложение 1
Игра – ситуация « Делаем покупки»
Воспитатель бреет сумку и поизносит, не обращаясь к детям: « Пойду я в магазин, надо купить муки. В магазине очередь. Что продают? Муку, сахар. Вот кукла Рита. Рита, что ты хочешь купить? Муку? Я встану в очередь за тобой. Кто у нас продавец? (Обращается к девочке.) Лиза, ты сегодня продавец? Мы с Ритой пришли в твой магазин.»
Покупатель (воспитатель). Здравствуйте, я хочу испечь пирог, мне нужна мука.
Дайте мне один пакет муки.
Продавец ( ребенок). Вот, берите.
Покупатель. Мне еще нужно что-нибудь для начинки. Я люблю
пироги с капустой. Капуста есть?
Продавец. Есть.
Покупатель. Дайте кочан капусты. А теперь мне нужен творог, я
напеку ватрушек. Я люблю ватрушки с изюмом. У
вас есть творог и изюм?
Продавец. Есть.
Покупатель. А пряники есть? Они мятные или шоколадные?
Продавец. Мятные.
Покупатель. Возьму пряников. Спасибо. Моя дочка будет
довольна. Она любит пирожки и прянички.
До свидания!
13
Приложение 2
Игры, развивающие мелкую моторику рук.
Палочки.
Палочки рассыпают на столе. Участники игры по очереди выбирают их, но так, чтобы соседние не сдвинулись с места. Если ребенок, неосторожно выбирая палочку, пошевелил соседнюю, он выходит из игры. Кто из играющих взял больше палочек, тот и выиграл.
Правила игры. Чтобы рассыпать палочки на столе, надо сначала зажать их в кулаке, а затем быстро разжать пальцы.
Поднимать палочки можно рукой или уже взятой палочкой.
Палочки делают одинаковой толщины (до 5мм) и длинны (10-15мм). На каждого играющего должно быть до 10 палочек.
Колечко.
Выбирается водящий. Играющие стоят в шеренгу, держа руки впереди лодочкой. В руках водящего лежит небольшой блестящий предмет (колечко, фантик из фольги). Водящий идет вдоль шеренги и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом говорит:
Я иду, иду, иду,
Всем колечко вам кладу,
Ручки крепче зажимайте
Да следите, не зевайте!
Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом отходит и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!».
Тот, у кого в ладошках окажется колечко, выбегает, а остальные дети должны попытаться его задержать.
Правила игры. После слов « Колечко, колечко..» - все игроки должны быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком.
14
Приложение 3
Рекомендации по повышению уровня готовности к школе.
(Из книги: «Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекции его неблагополучных вариантов». Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер, К.Н. Политова, Е.А. Сушкова. М.1992)
При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать интерес ребенка к окружающему. Фиксировать внимание на том, что он видит во время прогулок, экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих впечатлениях; такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развернутый рассказ. Родителям следует посоветовать почаще читать ребенку книги, водить в кино, обсуждать с ним почитанное и увиденное.
При несформированности положительного отношения к школе необходимо уделять ребенку как можно больше внимания. Общение с ним должно строиться не в школьных, а в дошкольных формах. Оно должно быть непосредственным и эмоционально насыщенным. От такого ученика нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушение. Это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к школе, учителю и учению. Необходимо дождаться, пока малыш сам, наблюдая за другими детьми, приведет к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению.
15
Приложение 4
Памятка.
« Как воспитывать у ребенка самостоятельность»
- Постоянно обогащать знания и умения детей.
- Создавать условия, побуждающие ребенка активно использовать имеющиеся знания и навыки.
- Воспитывать интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые задания.
- Постоянно менять тактику руководства деятельностью ребенка: От прямых приемов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание).
- Поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до конца.
- Ориентировать ребенка на получение хорошего результата.
- Постоянно расширять область самостоятельности ребенка. Раскрывать перед ним новые возможности, показывать рост его достижений, связывать растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения.
- Поддерживать у ребенка чувство радости и гордости за собственные успешные действия.
16
Приложение 5
Педагоги развивают мышление учащихся, поднимая его от наиболее доступных наглядных форм к абстрактным словесно-логическим понятиям. В домашних условиях вы сможете оказать помощь своему ребенку, обучая его анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т.д.
Например, нужно выбрать правильный ответ:
1. У сапога всегда есть… шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.
2. В теплых краях живет… медведь, олень, волк, пингвин, верблюд.
3. В году… 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 7 месяцев.
4. Месяц зимы… сентябрь, август, февраль, март, ноябрь.
5. У дерева всегда есть… листья, цветы, плод, корень, пень.
Что здесь лишнее?
- Река, озеро, парк, пруд, море.
- Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
- Тополь, береза, сирень, липа, осина.
- Курица, петух, индюк, орел, гусь.
- Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
Как это назвать?
1. Окунь, карась….
2. Метла, лопата…
3. Лето, зима…
4. Слон, муравей…
5. дерево, цветок…
17
Подбери по примеру:
- Огурец гвоздика
овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля
- Учитель врач
ученик больница, очки, палата, больной, лекарство
- Машина лодка
мотор река, маяк, парус, волна, берег
4. Стул игла
деревянный острая, тонкая, блестящая.
5. Темный мокрый
светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
Подобные занятия развивают не только мышление, но и внимание, память, пространственное представление, воображение, благодаря им вырабатывается усидчивость, самостоятельность, это в свою очередь ведет к тому, что у ребенка появляется интерес к работе, формируются мотивы деятельности.
18
Библиография
1. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических заведений том 1 Москва- Владос 2004
2. Н. И. Гуткина « Психологическая готовность к школе»
М.- С.- П.- Минск 2004
3. Н.Г. Кувашова, Е.В. Нестерова « Методика подготовки детей к школе»
Волгоград – 2001 г.
4. Ю. А. Дмитриев « Диагностика готовности детей к обучению в школе»
Ассоциация « Проф.образования » 1994
5. Н.Е. Веранса « От рождения до школы » М – Мозаика – Синтез 2010
6. И.В. Дубровина « Практическая психология образования »
М; ТЦ « Сфера » 1997 г.
7. Бабаева Т.И. у школьного порога. М.:Просвещение, 1993.
8. Готов ли ваш ребенок к школе? Сост. Колесников. М.: Ника – Пресс, 1997
9. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР. Москва – Братислава, Словацкое педагогическое изд-во, 1989.
10. Физкультура для всей семьи. М.: Физкультура и спорт, 1990.
11. Гурьянова Ю.Ю. Готовимся к школе. М.: ООО Группа Компаний « РИПОЛ – классик» 2008.
12. Волков Б.С. Волкова Н.В. Подготовка ребенка к школе. М.: А.П.О., 1994
13. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012
14. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. М.: «Издательство Скрипторий 2003» 2008
15. Давыдова М. Агапова И. Как правильно подготовить ребенка к школе.
М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место и роль семьи в подготовке детей к школе
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему: "Роль семьи в подготовке детей к школе".
Консультация для родителей о роли семьи в подготовке дошкольников к школе....
Место и роль семьи в подготовке детей к школе
Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической...
Консультация для родителей воспитанников «Место и роль семьи в подготовке детей к школе»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Место и роль семьи в подготовке детей к школе.
Место ироль семьи в подготовке детей к школе....
Консультация для родителей "Место и роль семьи в подготовке детей к школе"
Консультация для родителей "Место и роль семьи в подготовке детей к школе"...
Консультация для родителей. "Место и роль семьи в подготовке детей к школе."
laquo;От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегод...