Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников».
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_solnyshko_fevral.docx | 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Развитие речи младших дошкольников».
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Участники: родители, воспитатели.
План проведения
1.Вступительный этап.
2.Основная часть.
- Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»;
- Что способствует развитию речи;
- Советы родителям.
3.Подведение итогов собрания.
Ход мероприятия
1.Вступительный этап.
Здравствуйте, уважаемые родители
Всем известно, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.
Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, рак и щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме – в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников».
2.Основная часть.
Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»
Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
- Речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- Речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
- Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
- Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, сочиняют стихи. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Задание.
Выберите из предложенного перечня факторы успешного речевого развития ребёнка и объясните свой выбор.
1.Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2.Общение ребёнка с другими детьми.
3.Речь взрослого – образец для подражания.
4.Развитие мелкой моторики рук.
5.Чтение детской художественной литературы.
6.Игры с ребёнком взрослых и друзей.
(Обсуждение).
Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребёнка не только свидетельствую о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.
С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.
Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему мы должны учить ребёнка?
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
Ребёнок к 4 годам:
- Правильно произносит отдельные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;
- Накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения;
- Активно осознаёт обобщающую функцию слов;
- Через слово овладевает основными грамматическими формами речи (появляются множественное число, винительный и родительный падежи, уменьшительно – ласкательные суффиксы);
- Начинает использовать в речи сложные формы предложений;
- Осваивает навыки разговорной речи, выражает свои мысли простыми и сложными предложениями.
В речи детей этого возраста отмечаются некоторые особенности.
- Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие ( «ш», «ж», «ч», «щ»), сонорные («р», «рь», «л», «ль») звуки, а некоторые их пропускают.
- Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета, части тела.
- Требует совершенствования интонационная сторона речи.
- Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.
- Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.
- При построении простых распространённых предложений они опускают отдельные члены предложений.
- Существует проблема словообразования.
- Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатсв родного языка.
- Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи.
- Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.
Вы познакомились с требованиями к речи ребёнка четырёхлетнего возраста.
Что способствует развитию речи.
1.Гимнастика для язычка.
Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный» язычок. Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5 – 10 минут. Усадите ребёнка перед зеркалом и начинайте, объясняет, как правильно при этом артикулировать
Предлагаем вам изучить несколько простых упражнений, которые легко можно найти в сети интернет (например упражнения «Лошадка», «Грибок», «Часики» и т.д.).
2. Пальчиковые гимнастики.
Когда-то, В.А.Сухомлинский, известный педагог, сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Иными словами, если развитие пальчиков отстает, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Т.е. еще раз обращаю ваше внимание, чтобы наши детки были активными, разговорчивыми, смышлеными – мы должны развивать у них мелкую моторику рук. Начнем с самого простого – пальчиковые игры – для них не надо специальные условия, оборудования. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малыша, пробуждающий воображение, фантазию. Сначала вы меня послушайте, а затем выполним вместе:
Упражнение «В ГОСТИ К ПАЛЬЧИКУ БОЛЬШОМУ».
ИП: все пальцы сжаты в кулак.
В гости к пальчику большому
(оттопырить большой палец).
Приходили прямо к дому:
Указательный
(показать указательный палец).
И средний,
(показать средний палец).
Безымянный
(показать безымянный палец).
И последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
(Показать мизинчик. Затем все пальцы сжать в кулачки и постучать кулачками перед собой).
Пальцы все друзья, (сжать обе руки в замок).
Друг без друга им нельзя. (Имитация мытья рук).
3.Массаж ладоней и пальцев рук.
Су — Джок терапия– это последнее достижение восточной медицины. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Если у вас под рукой не окажется шарика, можно сделать его самим из бумаги, или взять орех. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик, слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Спасибо, молодцы, у вас получилось.
4.«Сыпучие игры».
Нестандартные техники рисования на сыпучих материалах (в данном случае рисование на манной крупе), позволяющие развивать не только моторику рук и речь, но и усидчивость, аккуратность, внимание и воображение. Рисуем солнышко, кружок, дорожку. Чтобы дорожка получилась разная, сначала нарисуем ее большим пальчиком, указательным, мизинцем.
6.«Игры с различными предметами» В данном случае, с прищепками и счетными палочками), развивают координацию движений пальцев рук, внимание, мышление и воображение.
7.«Игры с мозаикой и конструктором», которые также помогают в развитии моторики и речи детей.
8.«Сухой бассейн» Для этого подойдет простая коробка, наполнить ее горохом, косточками из компота, фасолью и т.д. Спрятать игрушку, можно поиграть – «Найди клад», «Найди игрушку», «Кто здесь живет?». И главное - малыша без присмотра не оставлять!
9. Чтение художественной литературы
10.Сюжетно – ролевые игры.
11.Игры драматизации.
Советы родителям
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов.
- Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, не следует искажать слова, имитировать детскую речь.
- Обращайте внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка.
- Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?», и ребёнок даёт полный ответ: « К нам в гости приехала кукла».
- Используйте игру «Чего не стало?» (В ответе используется имя существительное в родительном падеже единственного числа).
- Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги).
- Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.
- Что это? Кто это?
- Какого цвета?
- Что есть у зайки?
- Как можно назвать зайку?
- Что с ним можно делать?
- Учите детей сравнивать предметы между собой (чем отличаются, что между ними общего).
- Учите подбирать слова к определённым глаголам («Собака бежит. А кто ещё может бегать?» и т.д.).
- Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику.
3. Подведение итогов собрания.
Большое спасибо за внимание, надеемся, что наша совместная работа, поможет развить детям красивую и грамотную речь и стать развитой личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание.Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим и природой.
Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим и природой....
Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников»
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....
Родительское собрание:"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.
Программное содержание: Познакомить родителей с основой задачейречевого развития детей- выражать свои мысли,чувства,впечатления,используя речевые средства....
Родительское собрание "Развитие речи младших дошкольников"
Родительское собрание "Развитие речи младших дошкольников"...
Родительское собрание: "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность".
Программное содержание:1. Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.2....
Родительское собрание "Развитие речи младших дошкольников"
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ТЕМА: РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Форма проведения: традиционноеЦель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.Задачи: познакомить роди...