Родительское собрание.Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим и природой.
материал (средняя группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим и природой.
Цель:
- Расширить представление родителей об одном из важнейших познавательных процессов человека - речи
- Показать наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребенка.
Уважаемые родители! Я рада с коллегой Вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения, я призываю вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям.
Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основная задача речевого развития детей - это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способностей общаться.
Сам ребенок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми. Речевое развитие, которое ребенок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника.
Нарушения речи отражаются на формировании детского характера, так как неисправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Все психическое развитие зависит от формирования его речи. Ни для кого не секрет, какой отпечаток накладывает на психический склад детей отсутствие речи или ее патология.
С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребенка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен вести себя и т.д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Предлагаю вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздается каждому родителю)
- Эмоциональное общение родителей с другими детьми.
- Общение ребенка с другими детьми
- Речь взрослого – образец для подражания
- Развитие мелкой моторики рук.
- Чтение детской литературы.
- Игры с ребенком взрослых и друзей.
Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребенка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровень умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку представляет возможности и для нравственного воспитания.
Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребенком? (Высказывания родителей).
Действительно, мы должны решать:
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Словарная работа.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию – связная речь.
Ребенок к четырем годам:
- Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.
- У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения.
- У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи. (Появляется множественное число, винительный и родительный падежи, уменьшительно-ласкательные суффиксы.)
- В речи появляются сложные формы предложений.
- Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями.
В речи детей отмечаются и другие особенности.
- Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж,Ч,Щ), сонорные (Р,РЬ, Л,ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.
- Дети не способны вычленить существенные признаки предметов, например, затрудняются назвать части предмета, части тела.
- Требует совершенствования интонационная сторона речи.
- Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.
- Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе, падеже.
- При построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложений.
- Существует проблема новых словообразований.
Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.
Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи. Однако они часто отвлекаются от содержания вопроса.
1. Вот Вы прослушали требования к речи ребенка 4-летнего возраста. Давайте с вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (Высказывания родителей)
Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают вам дети? (Высказывания родителей)
Да, вопросы типа КТО?,ЧТО?,КАКОЙ? характерны для детей 3-4 лет. В них выражается потребность ребенка быть в контакте с взрослым, удерживать его внимание. Поэтому часто, не дослушав ответ, ребенок убегает.
Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового.
Причем вопросы взрослого должны побуждать ребенка к полным ответам.
2.А когда дошкольник не задает взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чем причина? (высказывание родителей).
А это происходит по следующим причинам:
- Отсутствие необходимых знаний.
- Нет устойчивого интереса к чему- либо.
- Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.
3.Если ребенок рано научился говорить, у него развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития? (Высказывание родителей)
Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики рук, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.
Итак, на каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях, вне занятий-в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представления ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Как часто вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребенком? (Высказывание родителей).
Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы не только можете отдохнуть и прекрасно провести время, а также и пообщаться со своим малышом, но вы имеете возможность обогатить его новыми знаниями и представлениями, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания, а не какие либо разумные доводы и соображения побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют себя, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительные эмоции, больше общаться с малышами, показывая, что мы их любим, что они нам дороги. А в союзники возьмем природу – великого учителя.
Я понимаю, что Вы заняты, что порой не хватает времени на ребенка. Однако, отправляясь с ребенком на прогулку, мы можем поговорить с ним о том, какая погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребенка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, потешку, закличку, приговорку, поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: « С какого дерева лист?», «Найти по описанию», «С какой ветки детки?» и т.д.
Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, яркое, теплое, доброе, веселое, дорогое, великолепное, теплое, весеннее, летнее, осеннее.
Давайте попробуем вместе подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червячок, жук. (Предложить родителям объединится в небольшие подгруппы, а потом высказаться.)
Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребенок их повторить? (Высказывание родителей).
А знает ли ребенок, в каком городе он живет? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?....(Высказывания родителей).
Общаясь с ребенком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких, об увлекательных прогулках в природе, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребенком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание:"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.
Программное содержание: Познакомить родителей с основой задачейречевого развития детей- выражать свои мысли,чувства,впечатления,используя речевые средства....
Родительское собрание: "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность".
Программное содержание:1. Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.2....
Родительское собрание на тему:"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой" (для родителей младшей группы)
Работа с родителями...
Конспект родительского собрания Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность
Материал поможет ознакомить родителей с развитием речи младших дошкольников в процессе ознакомления сокружающим миром и природой через игровую деятельность...
родительское собрание«Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»
собрание родительское...
Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе «Ягодка». Тема: Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность
Нетрадиционное родительское собрание. Младший дошкольный возраст.Тема: Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую де...