Родительское собрание "Развитие речи младших дошкольников"
материал (младшая группа) на тему

Гордина Ирина Ивановна

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

 

ТЕМА: РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Форма проведения: традиционное

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.

Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка младшего дошкольного возраста; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

 

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения.

Речь  не  передается  по  наследству. Малыш перенимает опыт  речевого  общения  у  окружающих  его  взрослых и прежде  всего

родителей, т.е. овладение  речью  находится  в  прямой  зависимости  от  

окружающей  ребенка  речевой  среды. Поэтому  очень  важно, чтобы    он  слышал  правильную, грамотную  речь.

Родители  должны  знать, что  важной  стороной  речевого  развития  

является  правильное  произношение  звуков. Ошибки  в  произношении  - основа  многих дальнейших   трудностей. Кроме  того, дети с нечеткой  речью  не  уверены в  себе, неохотно  вступают в  общение  со  сверстниками  и  взрослыми.

Эмоциональное  общение  родителей  с  ребенком  с  младенческого  возраста.

Первый звук, который издает ребенок, - это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата. 

На первом году жизни эмоциональные реакции малыша на взрослого начинают развиваться. На улыбку родителей малыш отвечает улыбкой. Эмоции у ребенка вызывает лицо или голос взрослого. На протяжении первого года жизни дети очень чувствительны к эмоциональному отношению и вниманию взрослых к себе. В атмосфере чуткости и доброжелательного внимания, родительской любви вырастает жизнерадостный, улыбчивый, активный ребенок. Отношение матери, место, которое занимает малыш в ее сердце, напрямую влияет на его рост, развитие, ощущение своего места в мире. У него имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении), потребности, связанные с фундаментальным развитием мозга (например, потребность в новых впечатлениях), и, наконец, социальные потребности, появляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке. Чем больше взрослые общаются с ребенком, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие. Чем больше говорят с ребенком, тем быстрее и лучше развивается его речь. Если же с ребенком общаются мало, то его речевое развитие будет идти медленно, с запозданием.

Важно также, чтобы ребенок слышал в этот период ясную, четкую, правильную речь. Вот почему нельзя с ним сюсюкать, подлаживаясь под его речь. Многократным повторением одних и тех же слов и соотнесением их с определенными предметами взрослые способствуют образованию у ребенка ассоциативной связи между словом и предметом. Таким образом, слово приобретает для него сигнальную функцию.

Общение ребенка со сверстниками

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. Общение младших дошкольников совершенно не похоже на их общение со взрослыми. Они по-другому разговаривают, смотрят друг на друга, иначе ведут себя. Первое, что бросается в глаза, - это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно - кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей.

Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций, чувства общности, связи с другими очень важны для нормального развития общения и самосознания ребенка. Они ложатся в фундамент отношений ребенка к другим людям, создают ощущение причастности к другим, что в дальнейшем избавляет от мучительных переживаний одиночества. Кроме того, такое общение с другими помогает маленькому человеку лучше выделить и осознать самого себя. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети отражают друг друга, становятся своеобразными зеркалами, в которых можно увидеть самого себя. Ребенок, "смотрясь в сверстника", как бы выделяет в самом себе конкретные действия и качества.

Развивая речь малыша, не забудем и подготовить органы артикуляции к правильному произнесению звуков речи. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Для развития артикуляционного аппарата детей  мы используем артикуляционную и дыхательную гимнастику, различные речевые игры.

Речь  взрослых - образец

У детей довольно часто встречаются различные нарушения речи, и некоторые из них обусловлены неправильной речью окружающих. Известно, что ребёнок учится говорить, подражая нам, взрослым. Однако, дети перенимают не только произношение, но и несовершенство речи.

Речь взрослого должна быть правильной, выразительной, слова должны сочетаться друг с другом по форме и по смыслу. Для маленького ребёнка очень значима интонация. Бедность интонации замедляет развитие речи. Ребёнок не знает, как нужно говорить в той или иной ситуации. Не понимает интонации окружающих, он просто не научился этому! Это, в свою очередь, снижает способность ребёнка приспосабливаться к ситуации, отрицательно влияет на понимание слов и их использование.

Нужно следить за ритмом своей речи и громкостью голоса. Речь должна быть не громкой и небыстрой, но и не слишком медленной. Слишком громкая или быстрая речь очень скоро утомляет даже взрослых.

Речь должна быть чёткой и не многословной. Смазанная и многословная речь трудна для понимания, теряется смысл высказываний. Такая речь замедляет формирование у ребёнка реакции на обращение.

Развитие  мелкой  моторики  рук

Одним, из наиболее эффективных средств речевого развития детей служит развитие мелкой моторики. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Доказано, что  речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, потому что между движениями рук и произнесением слова существует прямая и естественная связь. В результате систематической работы по тренировке тонких движений пальцев повышается работоспособность коры головного мозга.

Вследствие  чего  улучшается память, внимание, координация движений, ориентировка в пространстве, обогащается словарь, речь становится чище.

          Чтение  детям  художественной  литературы    

          Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героев. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей и выражать свои чувства нужными словами, порой заимствованными из литературных произведений, с которыми их познакомили ранее взрослые.

Художественное слово помогает детям понять красоту звучащей родной речи. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.

Чтение развивает речь человека. Делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

         Речь - чудесный дар природы. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно, т.е. очень важно помочь, как можно успешнее овладеть прекрасным даром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_vo_vtoroy_ml._gruppe.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

ТЕМА: РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Форма проведения: традиционное

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.

Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка младшего дошкольного возраста; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения.

Речь  не  передается  по  наследству. Малыш перенимает опыт  речевого  общения  у  окружающих  его  взрослых и прежде  всего

родителей, т.е. овладение  речью  находится  в  прямой  зависимости  от  

окружающей  ребенка  речевой  среды. Поэтому  очень  важно, чтобы    он  слышал  правильную, грамотную  речь.

Родители  должны  знать, что  важной  стороной  речевого  развития  

является  правильное  произношение  звуков. Ошибки  в  произношении  - основа  многих дальнейших   трудностей. Кроме  того, дети с нечеткой  речью  не  уверены в  себе, неохотно  вступают в  общение  со  сверстниками  и  взрослыми.

Эмоциональное  общение  родителей  с  ребенком  с  младенческого  возраста.

Первый звук, который издает ребенок, - это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата.  

На первом году жизни эмоциональные реакции малыша на взрослого начинают развиваться. На улыбку родителей малыш отвечает улыбкой. Эмоции у ребенка вызывает лицо или голос взрослого. На протяжении первого года жизни дети очень чувствительны к эмоциональному отношению и вниманию взрослых к себе. В атмосфере чуткости и доброжелательного внимания, родительской любви вырастает жизнерадостный, улыбчивый, активный ребенок. Отношение матери, место, которое занимает малыш в ее сердце, напрямую влияет на его рост, развитие, ощущение своего места в мире. У него имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении), потребности, связанные с фундаментальным развитием мозга (например, потребность в новых впечатлениях), и, наконец, социальные потребности, появляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке. Чем больше взрослые общаются с ребенком, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие. Чем больше говорят с ребенком, тем быстрее и лучше развивается его речь. Если же с ребенком общаются мало, то его речевое развитие будет идти медленно, с запозданием.

Важно также, чтобы ребенок слышал в этот период ясную, четкую, правильную речь. Вот почему нельзя с ним сюсюкать, подлаживаясь под его речь. Многократным повторением одних и тех же слов и соотнесением их с определенными предметами взрослые способствуют образованию у ребенка ассоциативной связи между словом и предметом. Таким образом, слово приобретает для него сигнальную функцию.

Общение ребенка со сверстниками

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. Общение младших дошкольников совершенно не похоже на их общение со взрослыми. Они по-другому разговаривают, смотрят друг на друга, иначе ведут себя. Первое, что бросается в глаза, - это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно - кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей.

Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций, чувства общности, связи с другими очень важны для нормального развития общения и самосознания ребенка. Они ложатся в фундамент отношений ребенка к другим людям, создают ощущение причастности к другим, что в дальнейшем избавляет от мучительных переживаний одиночества. Кроме того, такое общение с другими помогает маленькому человеку лучше выделить и осознать самого себя. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети отражают друг друга, становятся своеобразными зеркалами, в которых можно увидеть самого себя. Ребенок, "смотрясь в сверстника", как бы выделяет в самом себе конкретные действия и качества.

Развивая речь малыша, не забудем и подготовить органы артикуляции к правильному произнесению звуков речи. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Для развития артикуляционного аппарата детей  мы используем артикуляционную и дыхательную гимнастику, различные речевые игры.

Речь  взрослых - образец

У детей довольно часто встречаются различные нарушения речи, и некоторые из них обусловлены неправильной речью окружающих. Известно, что ребёнок учится говорить, подражая нам, взрослым. Однако, дети перенимают не только произношение, но и несовершенство речи.

Речь взрослого должна быть правильной, выразительной, слова должны сочетаться друг с другом по форме и по смыслу. Для маленького ребёнка очень значима интонация. Бедность интонации замедляет развитие речи. Ребёнок не знает, как нужно говорить в той или иной ситуации. Не понимает интонации окружающих, он просто не научился этому! Это, в свою очередь, снижает способность ребёнка приспосабливаться к ситуации, отрицательно влияет на понимание слов и их использование.

Нужно следить за ритмом своей речи и громкостью голоса. Речь должна быть не громкой и небыстрой, но и не слишком медленной. Слишком громкая или быстрая речь очень скоро утомляет даже взрослых.

Речь должна быть чёткой и не многословной. Смазанная и многословная речь трудна для понимания, теряется смысл высказываний. Такая речь замедляет формирование у ребёнка реакции на обращение.

Развитие  мелкой  моторики  рук

Одним, из наиболее эффективных средств речевого развития детей служит развитие мелкой моторики. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Доказано, что  речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, потому что между движениями рук и произнесением слова существует прямая и естественная связь. В результате систематической работы по тренировке тонких движений пальцев повышается работоспособность коры головного мозга.

Вследствие  чего  улучшается память, внимание, координация движений, ориентировка в пространстве, обогащается словарь, речь становится чище.

          Чтение  детям  художественной  литературы        

          Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героев. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей и выражать свои чувства нужными словами, порой заимствованными из литературных произведений, с которыми их познакомили ранее взрослые.

Художественное слово помогает детям понять красоту звучащей родной речи. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.

Чтение развивает речь человека. Делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

          Речь - чудесный дар природы. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно, т.е. очень важно помочь, как можно успешнее овладеть прекрасным даром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»

Родительское собрание в первой младшей группе«Развитие речи младших дошкольников»...

ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ во 2 младшей группе Тема: Развитие речи младших дошкольников.

Тема: Развитие речи младших дошкольников. Задачи:1. Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка 3-4 лет.2. Рассказать родителям о влиянии пальчиковых игр и упражнений на разв...

Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Развитие речи младших дошкольников»

Представляю вашему вниманию родительское собрание во второй младшей группе на тему: "Развитие речи младших дошкольников"....

родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...

Конспект родительского собрания "Речь младшего дошкольника"

Малыши 3-4 лет находятся на этапе развития разговорной речи. Становясь более самостоятельными, дети начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения т...

Родительское собрание во 2 младшей группе «Развитие речи младших дошкольников- «Путешествие в страну «Речь»».Форма проведения – игровой практикум

Повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития   детей младшего дошкольного возраста....