Памятка для родителей: «Артикуляционная гимнастика»
консультация
Памятка для родителей: «Артикуляционная гимнастика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 81.98 КБ |
pamyatka_artikulyatsionnye_uprazhneniya.doc | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей: «Артикуляционная гимнастика».
В логопедической практике артикуляция подразумевает под собой работу органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. К органам артикуляции относят: голосовые связки, губы, язык, нижнюю челюсть, глотку и др. Координация органов артикуляции происходит в речевых зонах коры и подкорковых образованиях головного мозга.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка того или иного движения открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за их отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Предварительный просмотр:
1. Упражнение «Улыбочка» (статическое). Цель. Развивать круговые мышцы губ. Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с. | |
2. Упражнение «Дудочка» (статическое). Цель. Развивать круговые мышцы губ. Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с. | |
3. Упражнение «Хоботок» (статическое). Цель. Развивать подвижность губ. Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед до предела. Удерживать губы в таком положении следует 10 с. | |
4. Упражнение «Лопаточка» (статическое). Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время. Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка. | |
5. Упражнение «Иголочка» (статическое). Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении. Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. | |
6. Упражнение «Сердитая кошечка» (статическое). Цель. Развивать подвижность мышцы спинки языка. Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. | |
7. Упражнение «Желобок» (статическое). Цель: выработать плавную длит., воздушную. струю идущую по середине яз. Улыбнуться, положить широкий, передний край яз. На нижнюю .губу и длительно произносить звук Ф, сдуть ватку с ладони.. Выполнять упражнение следует 3—4 раза по 5—7 с. | |
8. Упражнение «Парус» (статическое). Цель. Растягивать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении. Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение повторить 2—3 раза. | |
9. Упражнение «Чашечка» (статическое). Цель. Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении. Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение выполнить 3—4 раза. | |
10. Упражнение «Заборчик» (статическое). Цель. Упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ. Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10—15 с. | |
11.Упражнение «Утиный клювик» (динамическое). Губы находятся в положении трубочки, затем щеки втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения. | |
\ | 12. «Гармошка» Цель. Растягивать подъязычную связку языка. Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, открывать и закрывать рот. |
13. Упражнение «Лошадка» (динамическое). Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10—15 раз. | |
14. Упражнение «Грибок» (динамическое). Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5—6 раз. | |
15. Упражнение «Маляр» (динамическое). Цель. Вырабатывать подвижность языка в верхнем положении. Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Упражнение проводить в медленном темпе 5—6 раз | |
16. Упражнение «Дятел» (динамическое). Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д-д-д. Упражнение проводится в течение 15—20 с. | |
17. Упражнение «Утюжок» (динамическое). Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: назад-вперед. Упражнение проводить 20—25 раз. | |
18. Упражнение «Прогони комарика» (динамическое). Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожжит. Упражнение повторить 3 раза. | |
19. Упражнение «Покусывание кончика языка» (динамическое). Цель. Активизировать мышцы кончика языка. Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8—10 раз. | |
20. Упражнение «Качели» (динамическое). Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз). Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 15—20 раз. | |
21. Упражнение «Катание шарика» (динамическое). Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) — 5—6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) — 5—6 кругов. Скорость движения языка можно менять. | |
22. Упражнение «Часики» (динамическое). Цель. Развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево). Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Длительность выполнения упражнения — 20 с. | |
23. Упражнение «Прятки» (динамическое). Цель. Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами. Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз. | |
24. Упражнение «Вкусное варенье» (динамическое). Цель. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении. Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторить 5—6 раз. | |
25. Упражнение «Змейка» (динамическое). Цель. Развивать боковые мышцы языка. Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта. Движения языка производятся в медленном темпе и выполняются 5—6 раз. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика"
Для правильного произношения звуков родного языка необходимо выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата. В этом могут помочь упражнения артикуляционной ...
Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика"
памятка для родителей...
Памятка для родителей. Артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....
Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика"
Данная памятка познакомит родителей с правилами выполнения артикуляционной гимнастики в домашних условиях....
Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика"
Памятка для родителей - описание упражнений артикуляционной гимнастики для выполнения дома!...
Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика дома"
Чтобы помочь ребенку четко разговаривать необходимо как можно раньше развивать мышцы языка, губ. Предлагаемые упражнения, в игровой форме помогут родителям заинтерсовать малыша , и тем самы...
Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика"
Материал даёт возможность родителям понять какое значение имеет артикуляционная гимнастка для формирования звуковой культуры речи детей, а также познакомит с упражнениями, которые можно проводить с де...