Памятка для родителей: «Артикуляционная гимнастика»
консультация

Срещикова София Александровна

Памятка для родителей: «Артикуляционная гимнастика».   

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика. Для губ и щек. - Для воспитателей детских садов - Маам.руПамятка для родителей: «Артикуляционная гимнастика».        

В логопедической практике артикуляция подразумевает под собой работу органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. К органам артикуляции относят: голосовые связки, губы, язык, нижнюю челюсть, глотку и др. Координация органов артикуляции происходит в речевых зонах коры и подкорковых образованиях головного мозга.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка того или иного движения открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за их отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на  укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_35/2/d-1793/1793_html_m4537820.jpgНаиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.



Предварительный просмотр:

1. Упражнение «Улыбочка» (статическое).

Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы.

Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с.

2. Упражнение «Дудочка» (статическое).

Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки.

Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с.

3. Упражнение «Хоботок»  (статическое).

Цель. Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед до предела.

Удерживать губы в таком положении следует 10 с.

4. Упражнение «Лопаточка»  (статическое).

Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу.  Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.

5. Упражнение «Иголочка»  (статическое).

Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении.

Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам.

Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

6. Упражнение «Сердитая кошечка» (статическое).

Цель. Развивать подвижность мышцы спинки языка.

Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

7. Упражнение «Желобок»  (статическое).

Цель: выработать плавную длит., воздушную. струю идущую по середине яз. Улыбнуться, положить широкий, передний край яз. На нижнюю .губу и длительно произносить звук Ф, сдуть ватку с ладони.. Выполнять упражнение следует 3—4 раза по 5—7 с.

8. Упражнение  «Парус»  (статическое).

Цель. Растягивать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение повторить 2—3 раза.

9. Упражнение «Чашечка» (статическое).

Цель. Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам.

Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение выполнить 3—4 раза.

10. Упражнение  «Заборчик» (статическое).

Цель. Упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10—15 с.

11.Упражнение «Утиный клювик» (динамическое).
Цель. Развивать подвижность губ, быструю переключаемость губ с одной позиции на другую.

Губы находятся в положении трубочки, затем щеки втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения.

\

12. «Гармошка»

Цель. Растягивать подъязычную связку языка.

Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба,  открывать и закрывать рот.

13. Упражнение  «Лошадка» (динамическое).
Цель. Растягивать подъязычную связку языка.

Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10—15 раз.

14. Упражнение  «Грибок»  (динамическое).
Цель. Растягивать подъязычную связку языка.

Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5—6 раз.

15. Упражнение «Маляр» (динамическое).

Цель. Вырабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Упражнение проводить в медленном темпе 5—6 раз

16. Упражнение «Дятел» (динамическое).
Цель. Вырабатывать подвижность кончика языка.

Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д-д-д. Упражнение проводится в течение 15—20 с.

17. Упражнение  «Утюжок» (динамическое).
Цель. Активизировать кончик языка на бугорках.

Рот   приоткрыт. Широким   кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: назад-вперед. Упражнение проводить 20—25 раз.

18. Упражнение  «Прогони комарика» (динамическое).
Цель. Вызвать самостоятельное дрожание кончика языка под воздействием сильной воздушной струи.

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожжит. Упражнение повторить 3 раза.

19. Упражнение  «Покусывание кончика языка»  (динамическое).

Цель. Активизировать мышцы кончика языка.

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8—10 раз.

20. Упражнение «Качели» (динамическое).

Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз).

Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы.

Упражнение повторить 15—20 раз.

21. Упражнение «Катание шарика»  (динамическое).
Цель. Укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) — 5—6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) — 5—6 кругов. Скорость движения языка можно менять.

22. Упражнение «Часики»  (динамическое).

Цель. Развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево).

Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ.

Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Длительность выполнения упражнения — 20 с.

23. Упражнение  «Прятки»  (динамическое).

Цель. Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.

Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.

24. Упражнение  «Вкусное варенье» (динамическое).

Цель. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторить 5—6 раз.

25. Упражнение «Змейка» (динамическое).

Цель. Развивать боковые мышцы языка.

Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.  

Движения языка производятся в медленном темпе и выполняются 5—6 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика"

Для правильного произношения звуков родного языка необходимо выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата. В этом могут помочь упражнения артикуляционной ...

Памятка для родителей. Артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....

Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика"

Данная памятка познакомит родителей с правилами выполнения артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика"

Памятка для родителей - описание упражнений артикуляционной гимнастики для выполнения дома!...

Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика дома"

Чтобы помочь ребенку  четко разговаривать необходимо как можно раньше развивать мышцы языка, губ. Предлагаемые упражнения, в игровой форме помогут родителям заинтерсовать малыша , и тем самы...

Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика"

Материал даёт возможность родителям понять какое значение имеет артикуляционная гимнастка для формирования звуковой культуры речи детей, а также познакомит с упражнениями, которые можно проводить с де...