Проект "Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей"
проект (старшая группа)
Проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semya-hranitelnitsa_duhovnyh_i_nravstvennyh_tsennostey.docx | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 105
«Семья – хранительница духовных и нравственных ценностей»
проект
Воспитатель: Прель А.Г.
Морозова Н.Н.
Калининград
Тема проекта: «Семья – хранительница духовных и нравственных ценностей».
Участники проекта: обучающиеся старшей группы, родители, педагоги.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный (9 месяцев).
Направление проекта: комплексное (разные виды детской деятельности).
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность: Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребенка с рождения. Если мы обратимся к тому, как воспитывали ребенка в православной России, то увидим, что всё нравственное в воспитании шло от дома, от семьи. Испокон веков воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, близкие – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. К сожалению, практика показывает, что у детей отсутствуют четкие представления о понятии «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.
Проблема: Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознает актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами ее решения. Поэтому первостепенное значение приобретает организация целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.
Цель проекта: Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи проекта:
1. Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
2. Продолжать знакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
5. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей;
6. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями;
7. Создавать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (сентябрь)
- Определение темы проекта, ее актуализация;
- Постановка целей и задач работы;
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала и дидактических пособий по теме «Семья»;
- Подбор литературных произведений;
- Составление перспективного плана;
- Консультация «Духовно-нравственное воспитание»
2. Основной (октябрь – апрель)
Работа с детьми:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие.
Взаимодействие с семьей:
- Семейное рукоделие «Кукла – закрутка»: в рамках единого родительского дня городского форума «Вера, надежда, любовь», в российской семье (сентябрь);
- Выставка поделок детей и родителей из овощей, фруктов и природного материала «Дары осени» (октябрь);
- Досуг, посвященный Дню народного единства (ноябрь);
- Развлечение «День матери» (ноябрь);
- Конкурс «Мастерская Деда Мороза» (декабрь);
- Конкурс фотографий «Весело мы отдыхали, Новый год встречали!» (январь);
- Развлечение «Семейные посиделки», посвященное Рождеству (январь);
- Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» (февраль);
- Выставка совместных работ на тему: «Пасхальный сувенир» (март);
- «Пасхальный праздник» (апрель);
- Заседание родительского клуба «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка» (апрель).
3. Заключительный (май)
Оформление результатов работы по проекту:
- конспекты;
- игры;
- пособия;
- фотоматериалы;
- детская продуктивная деятельность;
- видеозаписи;
- организация выставок.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
За время реализации проекта «Семья – хранительница духовных и нравственных ценностей» сформируется более высокий уровень положительного образа семьи у детей, а именно:
- дети овладевают такими понятиями, как «семья», «род», «родословная», «семейные традиции»;
- узнают информацию о своей семье, профессиях родителей, о своих правах и обязанностях;
- научатся составлять творческий рассказ о семье, организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье;
- повысится уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей;
- в процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания;
- создана методическая копилка по данной теме.
Перспективный план мероприятий:
Игровая деятельность:
- сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения», «Магазин», «Кухня», «Больница», «Парикмахерская», «Дочки – матери», «Маленькие помощники», «Готовим обед для мамы», «Помогаю папе»;
- дидактические игры: «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Чьи детки?», «Закончи предложение», «Кто старше?», «Кто младше?», «Родственные отношения», «Скажи, как тебя дома ласково называют?»;
- игры-драматизации по сказкам «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»;
- инсценировки: «Накрываем на стол»;
- конструктивные игры: «Мебель для дома», «Строим дом»;
- пальчиковые игры: «Наша семья», «Пять братьев»;
- работа с крупами: «Поможем бабушке рассортировать семена для посадки».
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие:
- «Права и обязанности в семье», «Мое имя»;
- знакомство с профессиями родителей;
- классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания);
- ребенок и окружающий мир: «Я люблю свою маму», «Дружная семейка».
Речевое развитие:
- составление творческих рассказов на темы: «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома»;
- чтение художественной литературы на тему «Семья»: сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Кукушка», пословицы и поговорки о семье;
- беседы: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители», «Как мы отдыхаем», «Мы разные», «Моя семья»;
- рассказывание по картине «Семья», «Мамины помощники»;
- разучивание стихов на семейную тематику.
Художественно-эстетическое развитие:
- рисование на темы: «Моя семья», «Мамин портрет», «Папин портрет», «Мой дом»;
- изготовление подарков для мам, открыток для членов семьи;
- аппликация «Дом, в котором мы живем»;
- разучивание русских народных танцев, песен, а также песен о маме, папе, бабушке, семье.
Физическое развитие:
- русские народные подвижные игры «Гори, гори ясно!», «Совушка», «Горелки», «Гуси-лебеди» и другие.
Вывод:
За время реализации проекта «Семья – хранительница духовных и нравственных ценностей» у детей сформирован более высокий уровень положительного образа семьи у детей, а именно:
- дети овладели такими понятиями, как «семья», «род», «родословная», «семейные традиции»;
- освоили информацию о своей семье, профессиях родителей, о своих правах и обязанностях;
- научились составлять творческий рассказ о семье, организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье;
- повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей;
- в процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания;
- создана методическая копилка по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор, как средство воспитания, формирующее духовные и нравственные ценности
Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область народного устного творчества представляет собою одно из средств народной педагогики.М...
Проект «Семья — хранительница духовных и нравственных ценностей»
Проект по духовно-нравственному воспитанию....
Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям в детском саду
В данной статье представлен краткий опыт работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы "Детский сад №62" по реалиации задач духовно-нравствен...
Проект по духовно - нравственному воспитанию "Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей"
Проектная леятельность по духовно - нравственному воспитанию....
Проект по духовно-нравственному воспитанию "Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей!
Главная цель проекта формирование духовно-нравственных качеств личности через общение детей к семейным традициям и ценностям....