Фольклор, как средство воспитания, формирующее духовные и нравственные ценности
статья по теме

Кокшарова Татьяна Васильевна

Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область народного устного творчества представляет собою одно из средств народной педагогики.

Могучая музыкально-речевая русская культура включала в себя множество жанров, множество видов самовыражения. Среди этого множества отдельные жанры не стремились к обособлению; каждый был всего лишь камнем в монолите народной культуры, частью необъятной стихии устного творчества, неразрывного с другими видами творчества.

Для нашего народа само Слово вообще приравнивалось к самой жизни. Слово объясняло жизнь и было хранителем народной памяти. Слово утешало, помогало, лечило, побуждало и вдохновляло на подвиг.

Еще в глубокой древности была осознана огромная роль первых месяцев и лет жизни ребенка в его дальнейшем развитии. Поэтому с первых дней своей жизни младенец попадал в атмосферу материнской любви, нежности, выражавшуюся и специальными художественными средствами – поэзией пестования. Она включает в себя колыбельные песни, назначение которых – убаюкать, усыпить, оберечь младенца; пестушки – вызвать у ребенка бодрые, радостные эмоции; потешки – песни к первым играм ребенка с ручками, ножками; прибаутки – стихи с занятным содержанием.

Колыбельные песни – это осознание матерью необходимости постоянного общения с ребенком, приобщение его к речи. Издавна матери и бабушки понимали, как это важно для развития ребенка. Основные мотивы колыбельных песен – пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. В песнях мать обращалась к ребенку с самыми нежными словами.

Назначение, цель колыбельной песни, как издавна было ясно матери, не только в убаюкивании, она многофункциональна: укрепляла здоровье младенца, развивала его слух и эстетическое чувство, знакомила его с жизнью. Даже тогда, когда не формировано сознание человека, в подсознании откладываются ценнейшие для будущей жизни данные об окружающем мире, об отношениях людей между собой, в подсознании же хранятся "чувства" – любовь, нежность, - подсознание "заведует" игрой, творчеством. И все дальнейшее развитие ребенка во многом определяется первыми годами и даже месяцами его жизни. Душевный комфорт, получаемый ребенком в первые годы жизни, благодаря близости матери, сохраняется у него надолго, даже часто на всю жизнь. И все это передавалось малышу с колыбельной песней, а также с пестушкой, потешкой. Так приобщался он к человеческой речи, начинал слышать в ней звуки, слова, ее музыку, мелодику. Постепенно усваивал он слова и понятия, развивалось его мышление, формировались духовные и нравственные ценности.

Но не только ребенку была полезна материнская поэзия, она обогащала душу и самой пестуньи. Баюкая и теша ребенка, она успокаивалась и сама, отходила мыслями от житейских проблем. И в ней просыпался художественный талант, дар, о котором она и не подозревала; любовь к малышу чудодейственно преображала и ее.

Другим по значимости видом фольклора были былины. Они пелись и сказывались одновременно. Былины отличаются грандиозностью, величавостью образов, значительностью действия и торжественностью тона.

Это и рассказ, и речь, и стих, и песня. Их соединение стало возможным потому, что эпос возникал на заре народной истории, когда пение и рассказывание еще не стали разными видами художественного творчества. Пение придавало рассказу торжественность, а рассказывание так подчиняло себе пение, что оно казалось существующим именно ради рассказа. Торжественность нужна была для прославления народных деяний. Пение закрепляло в памяти людской мерные строки рассказа, чтобы он точно удержался в памяти.

Былины возникли в раннюю эпоху существования древнерусского государства, когда главными городами на Руси были Киев и Новгород, а Москва только-только основалась как небольшое поселение и еще не играла в жизни народа и государства своей роли. Все упоминания о Москве появились в былинах позднее, когда русский эпос уже сложился.

Действие былин происходит чаще всего в Киеве и Новгороде, реже – в Чернигове, Ростове, Муроме или в других столь же известных древних городах. Былины донесли до нас думы, мысли и чувства народа давно минувших времен. В памяти удерживалось все самое важное, что имело цену и в жизни последующих поколений.

Редкий из крестьянских мальчиков в старое время не играл в богатырей. Богатырские подвиги сохраняли власть над душой человека и тогда, когда мальчик превращался в парня, затем – в отца семейства, в седобородого деда. Старому человеку было что рассказать о своей жизни и о жизнях тех, кто в эпических песнях стаптывал полчища врагов, корчевал лес, расчищал землю под пашню, ходил за море, спасал от гибели русских пленников. Эпос был не только исторической памятью, но и умом народа, сводом его нравственных правил. И в этом главная ценность былин.

Многие считают, что в былинах воспевались реальные герои, жившие на Руси, что в былине о Вольге народ воспел киевского князя Олега. Действительно, Олег оставил по себе в народе глубокую память: он успешно воевал с Византией, покорил столицу византийскую – Константинополь, а после замиренья, как сообщается в летописи, прибил свой щит на вратах Царьграда. И с тех пор прозвали Олега Вещим.

Как творения крестьянской Руси, былины охотно делали предметом изображения не только события героической обороны страны, но дела и события повседневной жизни: рассказывали о работе на пашне, сватовстве и соперничестве, конных состязаниях, торговле и торговых далеких путешествиях, о случаях из городского быта, о споре и кулачных боях, об увеселениях и скоморошьей игре. Но и такие былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, делился со слушателями сокровенными думами о том, как жить.

На одном уровне в народной поэзии Древней Руси вместе с былинами стояли духовные стихи. Они служили для утешения и спасения души человека. Их источником служила христианская литература. Кроме книг Священного Писания, в первые века распространения христианства существовал целый пласт апокрифической, еретической литературы, не признаваемой церковью. В ней рассказывалось и жизни Богоматери, о других сюжетах Священного писания. Духовные стихи – это результат эстетического освоения народом идей христианского вероучения.

Все духовное в Древней Руси противопоставлялось мирскому, светскому, не имеющему отношения к божественному. Считалось, что сказками или песнями люди "беса тешили", губили свою душу.

Создателями и исполнителями духовных стихов были калики-перехожие, паломники по святым местам. Исполнение духовных стихов было профессией калик-перехожих. Впоследствии каликами стали бродячие нищие, слепые, добывающие пением духовных стихов средства к существованию. Они пели стихи в селениях под окнами, на церковных папертях, на ярмарках, в монастырях во время праздников. Их слушали с огромным вниманием, сопереживая им. Особенно внимательно к ним прислушивались дети, на которых духовные стихи производили огромное впечатление. Передавая мораль и нравственность христианской мысли, они участвовали в формировании духовных ценностей слушателей.

Среди жанров фольклора нельзя обойти стороной народную песню и ее воспитательные функции. Сам термин "Народная песня" очень широк. Он охватывает разные по тематике и бытованию песенные жанры: колыбельные, календарные и семейные обрядовые песни, хороводные и плясовые, лирические семейные, любовные, шуточные, подблюдные, рекрутские, бурлацкие и др. Н.В. Гоголь писал о том, что трудно найти еще такой народ, у которого было бы больше песен. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барж заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси.

В русской народной песне передано все богатство человеческих чувств: печаль и радость, любовь и дружба, верность, ревность, мечты о счастье, жажда воли и протест против угнетения.

Содержание и характер детских песен был весьма разнообразен. В них изображались и человек, и домашние животные, и звери, и птицы, и насекомые – воспевалась вся природа.

С самых ранних лет дети принимали живое участие во всех событиях крестьянской жизни. Работа в поле, уход за скотом, другие домашние дела; радостные и печальные события в семье; народные праздники – во всем этом участвовали дети. А песня сопровождала крестьянина всю жизнь от рождения до смерти, до похорон. Их слышал и пел ребенок, впитывая при этом эстетические и житейские представления. Поэтому следует познакомиться с разными жанрами народных песен, которые с детства сопровождали жизнь человека.

В первую очередь это обрядовые песни. В глубокой древности возникли обрядовые песни: календарные (новогодние, купальские) и семейно-бытовые (родильные, свадебные).

Любой жанр имеет свои особенности как в поэтическом содержании, так и в художественной форме. Обрядовый фольклор по своей роли в обряде неоднороден. С одной стороны, в нем можно выделить такие произведения, которые выполняли те же функции, что и обряды.

Другой жанр – поговорки. Во время уборки, когда "кончают огребать вороха", обращаясь к хозяину, говорили: "Хозяину ворошок, а нам каши горшок!"

В обрядовых песнях выделяют шесть жанров: ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые и лирические песни.

Заклинальные (календарные) песни будучи приуроченными к народному календарю, представляют собой несколько групп песен. Песни одной группы связаны с обрядами празднования Нового года, другой – со встречей весны, третье – с обрядами и т.д.

Игровые песни, предметом изображения которых являлись мир растительности и мир животных, человек использовал для заклинания природы. Растительный мир в песнях представлен лишь в определенной своей части – культурными растениями. Животный же мир изображался широко, что объясняется важностью для жизни человека как диких, так и домашних животных. Этим обусловлено то, как представлены в игровых песнях полезные и вредные для крестьянина-землепашца птицы и животные.

Лирические песни, в центре внимания которых был мир человеческих взаимоотношений, заключали в себе обряд выражения эмоциональной оценки изображаемых явлений. Совершавшиеся обрядовые действия ставили участников ритуала в определенные взаимоотношения, благодаря чему создавался эмоциональный колорит, имевший большое значение при совершении всех обрядовых действий.

Но лирические песни не замыкались в рамках обрядовых интересов исполнителей. Их идейно-художественное значение значительно шире. И это проявляется прежде всего в тематике песен, в основном семейно-бытовой. Все песни нравоучительны. Показывая равноправие во взаимоотношениях молодежи, уважение друг к другу, песни воспитывали у молодежи чувство собственного достоинства, воспевали радость взаимной любви. Особенно ярко эта сторона лирических песен проявилась в песнях, в которых прямо высказывались советы, за кого можно выходить замуж и на ком можно жениться.

Исторические песни, как жанр зародились в условиях Московской Руси. Этот жанр можно определить как народные песни, рассказывающие о событиях гражданской и военной истории в основном XIII XIX веков и содержащие оценку деятельности исторических лиц и событий.

Отражая историю, исторические песни, близки к былинам. Поэтому в ранних исторических песнях отчетливо просматриваются следы поэтики былин, в них встречаются и отдельные былинные мотивы, и былинные эпитеты, сравнения, гиперболы.

Также сюда следует включить малые жанры фольклора. Но здесь их будет достаточно перечислить без характеристик. Это загадки, пословицы и поговорки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

            Фольклор, как средство воспитания, формирующее духовные и нравственные ценности.

Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область народного устного творчества представляет собою одно из средств народной педагогики.

Могучая музыкально-речевая русская культура включала в себя множество жанров, множество видов самовыражения. Среди этого множества отдельные жанры не стремились к обособлению; каждый был всего лишь камнем в монолите народной культуры, частью необъятной стихии устного творчества, неразрывного с другими видами творчества.

Для нашего народа само Слово вообще приравнивалось к самой жизни. Слово объясняло жизнь и было хранителем народной памяти. Слово утешало, помогало, лечило, побуждало и вдохновляло на подвиг.

Еще в глубокой древности была осознана огромная роль первых месяцев и лет жизни ребенка в его дальнейшем развитии. Поэтому с первых дней своей жизни младенец попадал в атмосферу материнской любви, нежности, выражавшуюся и специальными художественными средствами – поэзией пестования. Она включает в себя колыбельные песни, назначение которых – убаюкать, усыпить, оберечь младенца; пестушки – вызвать у ребенка бодрые, радостные эмоции; потешки – песни к первым играм ребенка с ручками, ножками; прибаутки – стихи с занятным содержанием.

Колыбельные песни – это осознание матерью необходимости постоянного общения с ребенком, приобщение его к речи. Издавна матери и бабушки понимали, как это важно для развития ребенка. Основные мотивы колыбельных песен – пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. В песнях мать обращалась к ребенку с самыми нежными словами.

Назначение, цель колыбельной песни, как издавна было ясно матери, не только в убаюкивании, она многофункциональна: укрепляла здоровье младенца, развивала его слух и эстетическое чувство, знакомила его с жизнью. Даже тогда, когда не формировано сознание человека, в подсознании откладываются ценнейшие для будущей жизни данные об окружающем мире, об отношениях людей между собой, в подсознании же хранятся "чувства" – любовь, нежность, - подсознание "заведует" игрой, творчеством. И все дальнейшее развитие ребенка во многом определяется первыми годами и даже месяцами его жизни. Душевный комфорт, получаемый ребенком в первые годы жизни, благодаря близости матери, сохраняется у него надолго, даже часто на всю жизнь. И все это передавалось малышу с колыбельной песней, а также с пестушкой, потешкой. Так приобщался он к человеческой речи, начинал слышать в ней звуки, слова, ее музыку, мелодику. Постепенно усваивал он слова и понятия, развивалось его мышление, формировались духовные и нравственные ценности.

Но не только ребенку была полезна материнская поэзия, она обогащала душу и самой пестуньи. Баюкая и теша ребенка, она успокаивалась и сама, отходила мыслями от житейских проблем. И в ней просыпался художественный талант, дар, о котором она и не подозревала; любовь к малышу чудодейственно преображала и ее.

Другим по значимости видом фольклора были былины. Они пелись и сказывались одновременно. Былины отличаются грандиозностью, величавостью образов, значительностью действия и торжественностью тона.

Это и рассказ, и речь, и стих, и песня. Их соединение стало возможным потому, что эпос возникал на заре народной истории, когда пение и рассказывание еще не стали разными видами художественного творчества. Пение придавало рассказу торжественность, а рассказывание так подчиняло себе пение, что оно казалось существующим именно ради рассказа. Торжественность нужна была для прославления народных деяний. Пение закрепляло в памяти людской мерные строки рассказа, чтобы он точно удержался в памяти.

Былины возникли в раннюю эпоху существования древнерусского государства, когда главными городами на Руси были Киев и Новгород, а Москва только-только основалась как небольшое поселение и еще не играла в жизни народа и государства своей роли. Все упоминания о Москве появились в былинах позднее, когда русский эпос уже сложился.

Действие былин происходит чаще всего в Киеве и Новгороде, реже – в Чернигове, Ростове, Муроме или в других столь же известных древних городах. Былины донесли до нас думы, мысли и чувства народа давно минувших времен. В памяти удерживалось все самое важное, что имело цену и в жизни последующих поколений.

Редкий из крестьянских мальчиков в старое время не играл в богатырей. Богатырские подвиги сохраняли власть над душой человека и тогда, когда мальчик превращался в парня, затем – в отца семейства, в седобородого деда. Старому человеку было что рассказать о своей жизни и о жизнях тех, кто в эпических песнях стаптывал полчища врагов, корчевал лес, расчищал землю под пашню, ходил за море, спасал от гибели русских пленников. Эпос был не только исторической памятью, но и умом народа, сводом его нравственных правил. И в этом главная ценность былин.

Многие считают, что в былинах воспевались реальные герои, жившие на Руси, что в былине о Вольге народ воспел киевского князя Олега. Действительно, Олег оставил по себе в народе глубокую память: он успешно воевал с Византией, покорил столицу византийскую – Константинополь, а после замиренья, как сообщается в летописи, прибил свой щит на вратах Царьграда. И с тех пор прозвали Олега Вещим.

Как творения крестьянской Руси, былины охотно делали предметом изображения не только события героической обороны страны, но дела и события повседневной жизни: рассказывали о работе на пашне, сватовстве и соперничестве, конных состязаниях, торговле и торговых далеких путешествиях, о случаях из городского быта, о споре и кулачных боях, об увеселениях и скоморошьей игре. Но и такие былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, делился со слушателями сокровенными думами о том, как жить.

На одном уровне в народной поэзии Древней Руси вместе с былинами стояли духовные стихи. Они служили для утешения и спасения души человека. Их источником служила христианская литература. Кроме книг Священного Писания, в первые века распространения христианства существовал целый пласт апокрифической, еретической литературы, не признаваемой церковью. В ней рассказывалось и жизни Богоматери, о других сюжетах Священного писания. Духовные стихи – это результат эстетического освоения народом идей христианского вероучения.

Все духовное в Древней Руси противопоставлялось мирскому, светскому, не имеющему отношения к божественному. Считалось, что сказками или песнями люди "беса тешили", губили свою душу.

Создателями и исполнителями духовных стихов были калики-перехожие, паломники по святым местам. Исполнение духовных стихов было профессией калик-перехожих. Впоследствии каликами стали бродячие нищие, слепые, добывающие пением духовных стихов средства к существованию. Они пели стихи в селениях под окнами, на церковных папертях, на ярмарках, в монастырях во время праздников. Их слушали с огромным вниманием, сопереживая им. Особенно внимательно к ним прислушивались дети, на которых духовные стихи производили огромное впечатление. Передавая мораль и нравственность христианской мысли, они участвовали в формировании духовных ценностей слушателей.

Среди жанров фольклора нельзя обойти стороной народную песню и ее воспитательные функции. Сам термин "Народная песня" очень широк. Он охватывает разные по тематике и бытованию песенные жанры: колыбельные, календарные и семейные обрядовые песни, хороводные и плясовые, лирические семейные, любовные, шуточные, подблюдные, рекрутские, бурлацкие и др. Н.В. Гоголь писал о том, что трудно найти еще такой народ, у которого было бы больше песен. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барж заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси.

В русской народной песне передано все богатство человеческих чувств: печаль и радость, любовь и дружба, верность, ревность, мечты о счастье, жажда воли и протест против угнетения.

Содержание и характер детских песен был весьма разнообразен. В них изображались и человек, и домашние животные, и звери, и птицы, и насекомые – воспевалась вся природа.

С самых ранних лет дети принимали живое участие во всех событиях крестьянской жизни. Работа в поле, уход за скотом, другие домашние дела; радостные и печальные события в семье; народные праздники – во всем этом участвовали дети. А песня сопровождала крестьянина всю жизнь от рождения до смерти, до похорон. Их слышал и пел ребенок, впитывая при этом эстетические и житейские представления. Поэтому следует познакомиться с разными жанрами народных песен, которые с детства сопровождали жизнь человека.

В первую очередь это обрядовые песни. В глубокой древности возникли обрядовые песни: календарные (новогодние, купальские) и семейно-бытовые (родильные, свадебные).

Любой жанр имеет свои особенности как в поэтическом содержании, так и в художественной форме. Обрядовый фольклор по своей роли в обряде неоднороден. С одной стороны, в нем можно выделить такие произведения, которые выполняли те же функции, что и обряды.

Другой жанр – поговорки. Во время уборки, когда "кончают огребать вороха", обращаясь к хозяину, говорили: "Хозяину ворошок, а нам каши горшок!"

В обрядовых песнях выделяют шесть жанров: ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые и лирические песни.

Заклинальные (календарные) песни будучи приуроченными к народному календарю, представляют собой несколько групп песен. Песни одной группы связаны с обрядами празднования Нового года, другой – со встречей весны, третье – с обрядами и т.д.

Игровые песни, предметом изображения которых являлись мир растительности и мир животных, человек использовал для заклинания природы. Растительный мир в песнях представлен лишь в определенной своей части – культурными растениями. Животный же мир изображался широко, что объясняется важностью для жизни человека как диких, так и домашних животных. Этим обусловлено то, как представлены в игровых песнях полезные и вредные для крестьянина-землепашца птицы и животные.

Лирические песни, в центре внимания которых был мир человеческих взаимоотношений, заключали в себе обряд выражения эмоциональной оценки изображаемых явлений. Совершавшиеся обрядовые действия ставили участников ритуала в определенные взаимоотношения, благодаря чему создавался эмоциональный колорит, имевший большое значение при совершении всех обрядовых действий.

Но лирические песни не замыкались в рамках обрядовых интересов исполнителей. Их идейно-художественное значение значительно шире. И это проявляется прежде всего в тематике песен, в основном семейно-бытовой. Все песни нравоучительны. Показывая равноправие во взаимоотношениях молодежи, уважение друг к другу, песни воспитывали у молодежи чувство собственного достоинства, воспевали радость взаимной любви. Особенно ярко эта сторона лирических песен проявилась в песнях, в которых прямо высказывались советы, за кого можно выходить замуж и на ком можно жениться.

Исторические песни, как жанр зародились в условиях Московской Руси. Этот жанр можно определить как народные песни, рассказывающие о событиях гражданской и военной истории в основном XIII – XIX веков и содержащие оценку деятельности исторических лиц и событий.

Отражая историю, исторические песни, близки к былинам. Поэтому в ранних исторических песнях отчетливо просматриваются следы поэтики былин, в них встречаются и отдельные былинные мотивы, и былинные эпитеты, сравнения, гиперболы.

Также сюда следует включить малые жанры фольклора. Но здесь их будет достаточно перечислить без характеристик. Это загадки, пословицы и поговорки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Презентация методической разработки "ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...

Круглый стол "Малые литературные жанры фольклора как средство воспитания высоких нравственных качеств у детей дошкольного возраста"

Сегодня мы обратим свой взгляд в историю, вспомним как воспитывали своих детей наши предки, какими средствами прививали им добрые и положительные качества, как учили  своих чад быть вежливыми и з...

Проект «Семья — хранительница духовных и нравственных ценностей»

Проект по духовно-нравственному воспитанию....

Фольклор, как средство воспитания национального характера, нравственности и патриотизма.

В методической разработе представлена значимость фольклора в жизни детей. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. Пытаясь сохранить  самобытную народную  культуру и...

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей!

Главная цель проекта формирование духовно-нравственных качеств личности через общение детей к семейным традициям и ценностям....

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В статье рассмотрена  роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей общества, а так же проведены попытки проанализировать возникновение определения понятия &la...