Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда в ДОО: аспекты реализации требований ФГОС.
статья по логопедии
В статье описано применение артикуляционных сказок в занятии учителя-логопеда дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
использование артикуляционных сказок. | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Дмитриева И.С. учитель-логопед
ГБДОУ детский сад №93 Фрунзенского района
г. Санкт-Петнрбурга
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда в ДОО: аспекты реализации требований ФГОС.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья, и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями речи. У детей с ОВЗ отмечаются нарушение фонематического слуха, нарушение артикуляционных укладов, наблюдаются проблемы в развитии общей и мелкой моторик, снижение внимания и памяти, отмечается нарушение оптико-пространственного праксиса. В соответствии с этим возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми, которая включает в себя дыхательную гимнастику, артикуляционную и пальчиковую гимнастики, физминутки, упражнения на развитие высших психических функций. Внедрение в логопедическую практику здоровьесберегающих технологий, при котором обучение, развитие, воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а способствует его укреплению, становится необходимым. Оздоровительные технологии в образовательный процесс внедряются в условиях здоровьесберегающей среды, обеспечивающей благоприятную психологическую и педагогическую обстановку. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становится перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми на фоне комплексной логопедической помощи, оптимизирует процесс коррекции речи логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребёнка. Актуальность педагогического опыта заключается в том, что на современном этапе дошкольного образования изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей и определена такими нормативно-правовыми документами как: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и Законом "Об образовании в РФ", статья 41. ФГОС ДО направлен на решение таких задач, как а) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; б) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности. Инновационные воздействия в деятельности учителя-логопеда и воспитателя становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. Цель применения здоровьесберегающих технологий – оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей. Организуя работу по коррекции речи с использованием здоровьесберегающих технологий, мы ставим следующие задачи: повышение результативности воспитательно-образовательного процесса; повышение речевой активности: развитие речевых умений и навыков; снятие напряжения, восстановление работоспособности; активизация познавательного интереса; улучшение концентрации внимания, снижение трудностей переключения с одного вида деятельности на другой; сохранение и укрепление здоровья детей, как ведущий фактор позволяющий, полноценно усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную активность ребенка; • создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы, поддержание психологического здоровья. В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов воспитательно-образовательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. 2. Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими.
Я предлагаю поговорить об артикуляционной гимнастие в виде артикуляционных сказок.
Важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичёва и др.). Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, необходимо выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.
У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты еще слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.
Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии - усвоению слов сложной слоговой конструкции.Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е. Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе.
Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Сказка являлась «одной забавой», достойная нижних слоёв общества. Позднее на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа была построена современная концепция работы над сказкой.
На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, В. А. Гнездилов, Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская, М. А. Поваляева и др.). В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии.
К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. По мнению Д. Родари, «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Артикуляционные сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.
Артикуляционные сказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Артикуляционные сказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как часть занятия, дидактическая игра.
Артикуляционные сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.
Вся работа с использованием артикуляционных сказкок опирается на общие дидактические принципы:
- систематичность и последовательность,
- учет возрастных особенностей,
- учет индивидуальных особенностей,
- учет структуры дефекта,
- поэтапность коррекции речи.
Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка.
Используя артикуляционные сказки,ихсюжетные линии можно решать коррекционные задачи:
– создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;
- развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.
Использовать артикуляционные сказки можно не только на индивидуальных занятиях по постановке звуков, но и на подгрупповых занятиях, по лексическом темам. Небольшая сказка, связанная с темой занятия не утомит детей, а только разнообразит само занятие и сделает его формат более творческим и игровым.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требуе...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Всестороннее использование здоровьесберегающих технологий позволяет учителю-логопеду и воспитателям улучшить и усовершенствовать коррекционный процесс по развитию речи воспитанников, сдела...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по ФГОС. Применение метода биоэнергопластики и кинезиологии на логопедических занятиях.
В материале представлены описания методов биоэнергопластики и кинезиологии, которые успешно применяются на логопедических занятиях....
Проектная деятельность в работе с детьми с ОВЗ: аспекты реализации требований ФГОС
Одной из главных задач для школы с классами с ОВЗ на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества.Проект – это как раз проявление ...
Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»
Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...
Здоровьесберегающие технологии в практике работы инструктора по физической культуре: аспекты реализации требований ФГОС ДО
Здоровьесберегающие технологии в практике работы интсруктора по физической культуре...
Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"
Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...