Мастер-класс для педагогов и родителей Тема: «Путешествие в Мир Экологии»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Клапанюк Сильвия Павловна

Цель мастер-класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через игру и поисково-исследовательскую деятельность.

 

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;

- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Клапанюк Сильвия Павловна

МБДОУ №56 Искорка»

Мастер-класс для педагогов и родителей

Тема: «Путешествие в Мир Экологии»

Цель мастер-класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через игру и поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи: 

- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;

- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Практическая значимость: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей и родителям. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. 

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый участник  мастер класса должен будет провести опыт и определить свойства материалов. 

Ход мастер-класса:

Организационный момент. 

Воспитатель:

Здравствуйте, уважаемые гости!

Что и как? Почему и зачем?

Как ответить успеть детям всем?

И родителям знания дать -

Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

И в солнце, и в дождь,

И в любую погоду

Изучаем мы все………… природу.

Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему: «Путешествие в Мир Экологии». Что же такое экология? (ответы)

 «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

«Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта».

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

"Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Воспитатель:

А знаете ли вы, какие–нибудь интересные факты о живой и неживой природе? Давайте поиграем в игру:

Ромашка: «А знаете ли вы?» По очереди, отрываем лепесток, и зачитываем, начиная со слов – «А знаете ли вы?»

1) Что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка - более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.

2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.

3)  Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.

4)  Мухи глухие, у них вообще нет слуха.

5) Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало (консервные банки, шляпы, кастрюли)

6)  Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.

7)  Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.

8) Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.

Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.

Воспитатель: А сейчас поиграем в шуточную игру:

Шуточная игра «Концовки обманки».

Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка ....... (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает .... (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ..... (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени .... (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ..... (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ..... (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу .... (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал .... (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте .... (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает .... (корова, обезьяна).

11. Слышала вся улица, как мычала .... (курица, корова).

12. На болоте во весь дух, громко квакает .... (петух, лягушка).

Воспитатель: Все мы знаем, что дети очень любят экспериментировать. Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано.

Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве.

Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

Я хочу сегодня, в форме сказки, показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые мы проводили с детьми.

Воспитатель: Разминка

Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка,

Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)

 Ванька-встанька, (Прыжки на месте)
Приседай-ка. (Приседания.)
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)

Сказка называется «Путешествие лягушонка».

В одном сказочном царстве разлилось таинственное молочное озеро…

Опыт № 1

Взрыв цвета в молоке

Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него пищевых красителей разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства!

Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

А рядом с молочным озером было еще одно - где

росла кувшинка. С восходом солнца она распускалась.

Опыт № 2

Цветы кувшинки.

Нам понадобятся вырезанные из бумаги цветы, с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

В этой кувшинке жил маленький лягушонок. Он подрастал, становился любознательным. И захотелось ему посмотреть мир, узнать что же там за озером. Вышел он на берег, а берег тот был сказочно красивым.

Опыт № 3 Цветной песок

Сейчас мы сделаем красивый берег.

Натрите мел на терке и перемешайте его с сухим сыпучим песком на подносе.

Гуляя по разноцветному песку, лягушонок увидел мандарин. Ему захотелось его попробовать. Но вдруг он вспомнил, что мама учила, мыть фрукты перед едой. Лягушонок решил помыть и опустил его в воду. И тут он обратил внимание на то, что мандарин не тонет. Как бы он не пытался мандарин - не тонул.

Как вы думаете, почему мандарин не тонет?

(В мандариновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды.)

А теперь я предлагаю мандарин очистить и посмотреть будет ли очищенный мандарин плавать? Давайте попробуем. К сожалению, он тонет. Как вы думаете, почему?

Как вы думаете, чтобы нашему лягушонку стало веселее, как мы можем ему помочь? (сделать друзей)

Конечно, и я вас научу делать веселых лягушат из бумаги способом оригами. (предлагаются квадраты разноцветной бумаги, глазки)

На этом наш мастер- класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией. Я буду рада, если Вы нашли для себя что-то интересное, познавательное, если у Вас появилась желание ещё больше узнать о природе. Мой совет научитесь верить в себя и ведите активный поиск самых лучших идей, нас много, и мы должны учиться друг от друга, и я надеюсь, что мой опыт тоже будет полезен. Спасибо всем за внимание и участие в мероприятии.

Хочу пожелать Вам крепкого здоровья, мирного неба и творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для воспитателей по математике по теме: «Путешествие в страну знаний».

Цель:Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей. 1....

Проект с проведением мастер-класса для детей, педагогов и родителей "Чудо-петелька"

Проектс проведением мастер – класса« Чудо – петелька» 2 слайдЦели :* приобщение ребёнка к искусству вязания* донести до детей важность занятия рукоделием* формировать у детей заинтересованн...

Мастер – класс для воспитателей по математике по теме: «Путешествие в страну знаний».

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение ...

Мастер-класс для детей, педагогов и родителей "Рисование кусочком текстиля на бумаге"

Мастер-класс для педагогов «Основы декоративного рисования»Тема мастер-класса «Рисование кусочком текстиля на бумаге». Воспитатель: Калинина Л.Н.МБДОУ детский сад № 33....