Развитие речи у детей 2-3 лет
консультация (младшая группа)

Степанова Лариса Александровна

Развитие речи у детей 2-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_detey_2-3_let.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей 2-3 лет

Одно из важных достижений этого года жизни малыша – развитие речи. До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь. Некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами.  Но после двух лет обычно даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Иногда даже больше, чем могут выслушать взрослые!

Показатели речевого развития детей

Дети от 2 до 2,5 лет

Понимание речи. Происходит дальнейшее развитие понимание речи окружающих. С ребенком можно говорить не только о событиях и явлениях, воспринимаемых в данный момент, но также о прошлых и будущих событиях.

Способность подражать. Дети легко повторяют фразы, короткие стихи, потешки.

Словарь. Услышанные незнакомые слова и целые фразы становятся достоянием словаря детей. В их речи появляются вопросы «Где?», «Когда?», «Почему?». С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, тем самым накапливая его активный и пассивный словарный запас.

С уважением относитесь к детским вопросам и давайте на них краткие, ясные, понятные ответы. Помочь в постижении мира могут познавательные детские книги.

Очень важно, чтобы и родители задавали простые вопросы ребенку: "Какая курточка у Саши?", " Какая собачка у дяди?". Побуждая малыша отвечать на наши вопросы, мы упражняем и совершенствуем его способность быстро и правильно использовать уже приобретенный запас слов, обогащаем новыми словами. Можно взять в помощь развивающие книги с интригующими окошками.

Грамматический строй речи. Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда правильные грамматически. Поэтому в их словаре много «словотворчества», вызывающего улыбку взрослых: «грабить»- работать граблями, «ездиется» - скользит, «это – утка, а рядом с ней – слизень!».

Связная речь. Речь становится основным средством общения не только с взрослыми, но и с детьми. Ребенок много говорит по самым разным поводам, по своей инициативе и в ответ на чьи-либо высказывания. Словом определяет свои действия, желания, намерения.

Дети от 2,5 до 3 лет

Понимание речи. Ребенок может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не имевших место в его личном опыте, а которые он видел, например, на картинке. К трем годам ребенок способен обобщить несколько предметов одним словом. Если ребенок владеет обобщением, это признак речевого и психического развития.

Дети после 2,5  лет могут отгадывать загадки.

Способность подражать. Легко воспроизводят услышанные небольшие стихи и песенки, потешки, прибаутки.

Словарь.

Объем словаря быстро возрастает: к концу третьего года до 1200-1500 слов.

Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова были подкреплены живыми образами, опытом ребенка.

Надо чтобы ребенок видел своими глазами, слышал своими ушами, то, о чем с ним говорят, при этом по возможности, действовал бы своими руками: трогал, переставлял, играл. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, восприятие внешнего мира через зрение, слух, осязание, обоняние, тактильные ощущения.

Самым лучшим вариантом являются путешествия. Хотя бы в ближайший парк. Ребенку необходимо трогать листочки, травку, мох, кору деревьев. Обращайте его внимание на звуки леса: пение птиц, стрекот насекомых, шуршание листвы.

Дети этого возраста начинают испытывать потребность в общении не только с  взрослыми, но и со сверстниками. Если ребенок испытывает затруднения в общении с другими детьми, ему надо помочь. А еще лучше показывать образец общения своим примером. Если вы приходите с ребенком на площадку, в песочницу, во двор, старайтесь первыми здороваться с детьми, называя их по именам. Если есть незнакомый ребенок, спросите, как его зовут, сколько ему лет. Предложите поиграть теми игрушками, которые у вас есть с собой, и которыми готов поделиться ваш кроха.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас, в данный момент не находится в поле его зрения, например, что он сегодня утром видел на прогулке или что вчера он делал у бабушки в гостях. Это тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь.

Грамматический строй речи. Дети говорят сложными фразами. К концу третьего года жизни предложение по форме приближается к повседневной речи взрослых: «Я хосю катася на гоки».

Ребенок употребляет фразу из 3-5 слов, усваивает предлоги и союзы.

Сейчас нередко дети путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных («столы» - «домы», «поезды», «окны»), и в согласовании слов («Мой кукла», «Вкусный конфета»).

Связная речь. Дети рассказывают об увиденном несколькими отрывочными фразами. Опираясь на вопросы взрослого, могут передать содержание сказки.

Все, что ребенок воспринимает, он начинает отражать в речи: пересказывает и рассказывает. Всем и помногу.

Артикуляция. Произношение в основном правильное, за исключением звука «р» и шипящих. Дети начинают различать слова, сходные по звучанию. Многие дети к слову могут подобрать сходное по звучанию слово: мишка-шишка, ложка-картошка, каша-малаша.

Дети могут заменять некоторые звуки соседними: барабан- «баба», «бабаба», цветочки- «цекоки». До трех лет подобные ошибки являются возрастной нормой.

Эти показатели являются «ориентировочными». Они для нас как ориентир – маяк в пути по морю развития малыша. Они нужны, чтобы отслеживать динамику развития своего малыша. Чтобы не просто смотреть, а видеть своего малыша – что постоянно меняется в нем, чему новому он учится, в чем ему нужна помощь, где он особенно силен, а где пока не получается и надо его поддержать дополнительными играми и упражнениями.

Это важно знать: При мониторинге развития речи ребенка важно даже не то, сколько он умеет сейчас, а динамика в его развитии. И важно видеть, что малыш обучается новому, что всё время в его развитии происходит движение вперед. А вот если такого движения нет – то тут есть повод задуматься.

Задержка речевого развития

Задержке в развитии могут способствовать две причины:

1. Либо мы, взрослые, «отстали» от ребенка и даем ему старые задачи, которые он давно перерос. Пора уже давать ему более сложные задачи речевого общения по его возрасту

Например, мы понимаем малыша с полувзгляда, угадываем сразу, что ему будет нужно, и что он хочет. Зачем тогда ребенку речь? Она просто не нужна в его жизни! Речи и нет! Это одна из причин того, что у ребенка речь не появляется вовремя – и очень частая причина, которую, к счастью, легко преодолеть и всё исправить, и малыш скоро заговорит.

2. Либо есть проблемы в развитии ребенка, и стоит проконсультироваться у специалистов.

Тревожные сигналы

  • Если у ребенка словарный запас остается на прежнем уровне.
  • Фраза не «разворачивается».
  • Бедность впечатлений, представлений, отставание в развитии понимания.
  • Отсутствие многих доступных произношению звуков у ребенка.
  • Звуки Т, Д, Сь, Зь произносятся межзубно, или боковым положением языка, или «дуются» в щеки, или произносятся с носовым оттенком.
  • С носовым оттенком произносятся губные звуки П,М,Б.
  • Речь тихая, иногда могут наблюдаться непроизвольные выкрики, речь непонятна окружающим и близким ребенка.
  • Застревание на стадии «одного слога» при употреблении слов.
  • Повышенное скопление слюны.

От чего зависит развитие речи

У всех детей овладение первыми словами, фразами происходит по-разному и в разные сроки. Этот процесс индивидуальный и зависит от:

  1. Состояния слуховой, зрительной, тактильной функции ребенка.
  2. Состояния двигательной функции (общая, мелкая моторика пальцев рук и артикуляционных органов, правильная работа голосовых и дыхательных систем).
  3. Состояния памяти, внимания, мышления.
  4. Состояния эмоционально-волевой сферы.
  5. Окружающей среды, общения.

Когда же ребенок начинает говорить?

Это зависит от самого ребенка и его потребностей в этом. Если с него пылинки сдувать и угадывать каждое его желание за полчаса до того, как он сам чего-то захочет – то не скоро. Скорее всего, ближе к трем годам.

Девочки, как правило, раньше начинают говорить. И дело не в том, что они способнее, просто спокойствия и рассудительности у них больше. Пока мальчишки лазят по мебели или на детских горках во дворе, балансируя на одной ноге, девчонки спокойно сидят у себя в комнате и забавляются куклами. А что еще нужно этой хорошей компании? Естественно – хорошая беседа!

Но хочется заметить, что все выше сказанное – это еще не факт. Как известно, все мы разные личности и, соответственно, у каждого свой путь развития. Каждый ребенок – это тоже отдельная книга.

Каждый ребенок развивается индивидуально, а, значит, не стоит очень сильно переживать и волноваться, если ваш малыш говорит хуже соседского ребенка.

Конечно, везде есть определенные границы, поэтому все же не следует забывать о степени вашего участия в развитии речи ребенка. Способствуйте созданию благоприятной речевой среды.

Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий (не включать на полную мощность телевизор или музыку), вовремя вылечивать органы слуха, не допускать хронических насморков.

Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не говорите с ребенком громко, быстро. Встречая знакомые предметы, ребенок с помощью взрослого устанавливает связи между ними, учится передавать словами увиденное.

Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка.

Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...