Материал для родителей! Февраль 2021г
материал (младшая группа)
Материал для родителей! Февраль 2021г
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Одним из важных факторов развития здоровой личности и является формирование у детей культурно-гигиенических навыков.
Воспитание культурно-гигиенических навыков, одна из главных задач воспитания детей раннего возраста; это воспитание опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви; аккуратности в быту, навыков культуры еды; бережное отношение к личным вещам, предметам, игрушкам; поддержание порядка в окружающей обстановке.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н. К. Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».
В раннем детстве ребёнок осваивается большинство культурно-гигиенических навыков.
Период раннего детства – благоприятный период для формирования культурно- гигиенических навыков. Ребёнок старается узнать, как можно действовать с предметами, для чего они нужны. Освоение детьми бытовых навыков помогает формированию культурно-гигиенических навыков.
Навык – это частично автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Для того чтобы у ребёнка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя её, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряжённые действия. Например, берёт его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребёнка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат.
Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, то есть в каждом компоненте режима.
Режим дня в формировании культурно–гигиенических навыков имеет большое значение. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно–гигиенических навыков. По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.
Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - самообслуживание.
Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка направлены на самого себя. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле.
Освоение культурно – гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми. Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а также предпосылки для самоконтроля.
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете?
Чтобы формировать навыки самообслуживания, используют игровые воспитывающие ситуации. Начав рассказывать ребенку сказку, по ходу совершают гигиенические процедуры. «Жили — были ножки, бегали они по дорожке, испачкались. Прибежали ножки к кроватке, хотели отдохнуть, а кроватка не разрешает грязным ножкам лежать на чистой простынке». Увлеченный рассказом ребенок с удовольствием пойдет купаться перед сном.
Стимулирование дошкольника на объяснение и закрепление знаний — хороший метод. Такое упражнение как «Научим Зайку вытирать ротик салфеткой», закрепит навыки поведения за столом. Если взрослые заметили, что малыш сам разделся, сложил одежду в нужное место, его нужно похвалить. Поощрение — мощный двигатель воспитательной деятельности.
Ненавязчивый контроль на первых порах необходим. «Чья-то кофточка плачет. Наверное, она упала со стульчика». Дети еще ко всему относятся, как к сказке, и склонны поддерживать игру взрослого.
Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности. Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.
При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?
Ситуация:
- Илюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное задание! Наконец, после долгих усилий, колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает эту «бесцельную возню», быстрым движением старается натянуть ребенку колготки. Малыш кричит: «Я сам!». Мама отвечает: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».
Правильно ли поступила мама?
В детском «Я сам!» проявляется стремление к самостоятельности. Оно появляется очень рано, надо поддерживать это стремление. «Я сам!» - это стремление к самоутверждению, осмысливанию окружающего. Если постоянно тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них все сделают взрослые.
Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?» Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для выполнения детьми младшей группы.
- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
- Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.
- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
- Пить из чашки; есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.
- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
- Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.
- Выполнять небольшие поручение взрослых.
Получается, что многие действия дети выполняют самостоятельно, с помощью взрослого устраняют непорядок в одежде, складывают одежду, умываются, едят, частично одеваются и раздеваются.
Для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности:
• приспособить к росту ребенка вешалку для одежды.
• должно быть постоянное и удобное место для обуви.
• у ребёнка должны быть предметы личной гигиены.
• место для хранения предметов туалета.
Желательно, чтоб эти предметы находились в доступном для вашего ребенка месте.
Создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать процесс доступным, интересным, увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей — стремление к самостоятельности. Как это все донести до непонятливого маленького незнайки? Ну конечно через игру, стихи, потешки, сказки. Ему трудно запомнить ваши слова и доводы, а стишок или потешку он обязательно запомнит и с удовольствием будет повторять. И это обязательно поможет вашим малышам разобраться со всеми сложностями воспитательного процесса.
Каким образом можно воспитать культурно-гигиенические навыки?
Мы вас сейчас познакомим с приёмами и методами, которые используем в своей работе по формированию культурно-гигиенических навыков.
У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим, для успешного формирования у них гигиенических навыков, прибегаем к показу и объяснению. Показываем, как надо держать ложку, как правильно мыть руки, одеваться и раздеваться. Чтобы вызвать у детей желание действовать определённым образом, нужно обращаться с детьми ласково, называть все действия, которые происходят перед глазами ребёнка. Необходимо сформировать у малыша привычку и объяснить почему надо это делать и самое главное, каждую процедуру превращать в интересную игру, сопровождая её стихами, потешками, сказками.
Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.
Создаём игровые ситуации, например, игры с куклами: «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Накормим куклу обедом». Эти игры способствуют формированию практических умений и навыков, прививают положительное отношение к умыванию, побуждают принимать посильное участие в труде.
Рассматривание иллюстраций, картин уточняют представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык. При рассматривании картинки комментируем их стихами или потешками. Детям очень это нравится, и они с удовольствием рассматривают картинки.
На начальной стадии навыка особенно важен контроль. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков: он может неправильно держать ложку, забывать пользоваться носовым платком и т. д.
Самое успешное условие гигиенического воспитания– это личный пример.
В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, поэтому детей нужно хвалить за каждое даже незначительное достижение и тогда у ребенка будет много положительных эмоций, делать это систематически (сначала ребенок воспримет процесс как интересную игру, а позже это станет привычным ритуалом). Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении со взрослыми. Следующее условие - единство требований со стороны взрослых.
Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Предварительный просмотр:
Трёхлетний малыш – подвижный, шумный, любопытный. Он ходит, бегает, активно общается, задаёт массу вопросов, пытаясь понять, как устроен мир вокруг. Примерно в это время родители начинают замечать серьезные изменения в поведении своего ребенка. Милый, послушный ребёнок становится упрямым и капризным. Умиление на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. В психологии этот период называют «кризисом трёх лет». Возрастные кризисы, одним из которых является кризис трёх лет, – это неизбежные стадии развития и взросления ребёнка.
Слово «кризис» означает «переломный момент», то есть нечто старое должно уйти, а новое – появиться. Кризисы развития - это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень.
Во время кризиса трёх лет происходит очень важный для ребенка психический процесс: первое яркое выражение своего «Я», попытка отдалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях. Самым ценным новообразованием этого возраста является желание ребенка сделать что-то самостоятельно.
Как проявляется кризис трёх лет? Появляются следующие черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Рассмотрим их.
1.Негативизм. Проявляется в негативной реакции на просьбу или требование взрослого, а не на само действие. Например, мама предлагает ребёнку идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, вдруг заявляет: «Не пойду!» Почему? Потому что мама предложила гулять, а не он сам решил. Ребёнок может игнорировать требования одного члена семьи, а других слушаться.
Было замечено что негативизм в основном проявляется во взаимоотношениях с родными, а не с посторонними людьми. Возможно, подсознательно ребенок чувствует, что такое поведение по отношению к родным не принесет ему серьезного ущерба.
Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Отказываясь от просьбы родителей, он «защищает» свое «Я». Например, ребёнок сидит за столом и обедает. Он уронил ложку и слез со стула, чтобы поднять её. Он уже наклонился и дотянулся до ложки, но тут мама говорит: «Подними ложку!» Мальчик тут же опять садится на стул и отвечает: «Не буду». Ребёнок поступил против своего желания и наперекор взрослому, его просьбе.
2.Упрямство. Его причина не в стремлении ребенка во что бы то ни стало получить желаемое или требуемое, а в том, чтобы с его мнением считались. Ребенку неважно, получит он эту вещь или нет, ему необходимо утвердиться в своей «взрослости», в том, что его мнение тоже что-то значит. Поэтому упрямый ребенок будет настаивать на своем даже в том случае, если данная вещь не очень ему нужна.
Например, ребёнок просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, любимую машину. Малыш понимает, что машина интереснее, чем мяч. Но продолжает настаивать на своём: «Дай мяч!»
3.Обесценивание. Проявляется оно в том, что начинают обесцениваться все привычки и ценности, которые раньше были дороги.
Например, ребенок вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам: замахивается на них, как будто они живые, отказывается с ними играть, может бросить и даже сломать любимую в прошлом игрушку.
4.Строптивость. Направлена против принятых норм поведения в семье. Ребёнок хочет всё делать и решать сам.
Например, если в семье принято вместе ужинать, то ребенок начинает отказываться есть именно в это время, а затем у него появляется аппетит.
5.Своеволие. Выражается в стремлении ребенка делать все самостоятельно, даже если он не умеет.
Например, ребёнок одевается на прогулку. Он не желает, чтобы мама помогала ему. Кричит, когда она дотрагивается до него. Но так как он еще не может справиться с молнией на курточке, то расстраивается, плачет и кричит.
6.Протест-бунт. Выражается в частых ссорах детей с родителями.
7.Деспотизм или ревность. Ребёнок начинает диктовать всем окружающим, как себя вести, и стремится, чтобы его слушались и поступали так, как он говорит. В семьях с единственным ребенком встречается стремление последнего к деспотичному подавлению окружающих: вся семья должна удовлетворять любые желания маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики и слезы. Если же в семье несколько детей, это проявляется в ревности, а иногда и агрессии к брату или сестричке, требованиях постоянного внимания к своей персоне.
Родителям не следует пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений. Не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей - не допустить закрепления их крайних проявлений.
Что можно сделать, чтобы смягчить проявления кризиса?
Во-первых, поощряйте самостоятельность ребенка. Если малыш что-то хочет сделать сам, то не нужно предлагать ему помощь и пытаться контролировать его действия - он будет еще больше раздражаться. Лучше просто обеспечить его безопасность во время выполнения задачи и похвалить, когда у него все-таки получится задуманное. Можно спрашивать: «Ты это сделаешь сам или тебе нужна помощь?» Если ребёнок пытается начать делать то, что ему пока не под силу, то помогите ему. Научившись выполнять что-то в сотрудничестве со взрослым, вскоре ребёнок это сможет делать самостоятельно.
Во-вторых, предоставьте ребёнку свободу выбора. Для ребёнка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее.
Отлично работает приём переключения внимания. Например, вы собираетесь навестить бабушку, но подозреваете, что на ваше предложение малыш может ответить отказом. Просто предложите ребёнку выбрать одежду, в которой он поедет в гости. В результате внимание ребёнка будет сконцентрировано на выбор подходящего наряда, и он не будет думать, ехать ему с вами или нет.
Можно использовать негативизм ребёнка в своих целях. Например, если вы хотите отправиться с ребёнком на прогулку, то предложите ему остаться дома. Очевидно, что ребёнок возразит вам и скажет: «Нет, пойдём гулять!»
В-третьих, научитесь справляться с истериками ребёнка. Истерики во время кризиса довольно частое явление. Родители задаются вопросом: как поступить: не обращать внимания, наказывать, жалеть или выполнять капризы? Универсального рецепта нет. Родителям необходимо самим выбрать линию поведения. Можно дать некоторые рекомендации:
-во время истерики не стоит удовлетворять требования ребёнка, иначе малыш будет демонстрировать такое поведение всё чаще, использовать его как способ добиться своих требований;
-во время истерики старайтесь не ругать ребёнка. Это только усугубит ситуацию;
-постарайтесь не замечать истерики, сохраняйте спокойствие, продолжайте выполнять свои дела. Не видя вашей ответной реакции, скорее всего ребёнок успокоится;
-во время истерики в людном месте (а дети любят работать на публику), лучше всего перевести ребёнка в менее людное место (вывести из магазина, увести с детской площадки и т.д.) и подождать пока истерика закончится.
В-четвёртых, научитесь отказывать. Далеко не все родители умеют отказывать малышу. Тем не менее, в любой семье должны быть установлены чёткие и понятные правила, о которых ребёнок должен знать. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи. Резкое «нет» необходимо говорить, когда действия ребёнка нарушают технику безопасности, например, если ребёнок засовывает ножницы в розетку или поворачивает ручки газовой плиты.
Длительность кризиса трёх лет индивидуальна для каждого ребенка и во многом зависит от реакции родителей на детское поведение. Некоторые дети довольно быстро проходят через все трудности этапа, другие долго мучаются, пытаясь доказать окружающим свою самостоятельность. Терпение и уважение к личности ребёнка - вот главные помощники в переживании этого нелёгкого периода формирования новых взаимоотношений между ребёнком и родителями. Важно в этот период искренне любить своего ребёнка, независимо от его поведения. Желаем вам успехов в воспитании ваших детей!
Список используемой литературы:
1.Выготский Л.С. Кризис трёх лет. - Дошкольное образование. - №15-2005.
2.Кряжева Н. Л.Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996 208 с.
3.Млодик И. Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. - М.: Генезис, 2016.
4.Смирнова Е.О., Авдеева Н.Н., Галигузова Л.Н. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога - М., 2004.
5.Урываева Н. В защиту ребёнка. О кризисе трёх лет. - Школьный психолог(газета в газете – Дошкольный психолог). - №10. - 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование на февраль 2021г
Младшая группа...
Календарно-тематическое планирование на февраль 2021г
старшая группа...
Проект "Покорми птиц зимой" февраль 2021г.
quot;Охранять природу - значит охранять Родину" М. Пришвин....
Планирование воспитательно-образовательной работы 15 февраля-26 февраля 2021г.
Планирование воспитательно-образовательной работы15 февраля-26 февраля 2021г....
Презентация "Помоги Незнайке" февраль 2021г.
Интерактивная образовательная игра по познавательному развитию (ФЭМП)...
Консультация для родителей "Значение дыхательной гимнастика для детей" февраль 2021г.
Консультация для родителей...
ФЕВРАЛЬ 2021г. Заочный Видео-конкурс к 23 февраля "МОЙ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПАПА!" МБДОУ "Д/с"Островок", с.Малокурильское
ФЕВРАЛЬ 2021г. Заочный Видео-конкурс к 23 февраля "МОЙ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПАПА!" МБДОУ "Д/с"Островок", с.МалокурильскоеЦель: повышение качества работы с дошкольника...