«Семинар-практикум для родителей младшей группы. Развитие речи детей 4 - 5 лет. Дидактические игры».
консультация (младшая группа)
Правильная, выразительная речь- портрет человека.
Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_roditeley_po_razvitiyu_rechi.pptx | 210.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные задачи речевого развития. Правильная, выразительная речь- портрет человека. Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства… Воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы.
Формирование словаря. Активный словарь. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития : одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова , другие говорят все еще не достаточно отчетливо , неправильно произносят отдельные звуки . Таких детей большинство . К концу четвертого года словарный запас ребенка должен достигать приблизительно 20 00 — 2 5 00 слов . Особенностью словарной работы является то , что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта , о повседневной жизни , о природе .
В речи присутствуют существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядина шляпа, мамино пальто). Обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, их детеныши; фрукты, овощи; игрушки, посуда.)
Практическое задание «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» ЦЕЛЬ: закреплять в словаре ребенка слова по теме: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи» и т.д., учить различать предметы на ощупь, совершенствовать тактильное восприятие. ОБОРУДОВАНИЕ: мешочек, предметы по теме. Предложите ребенку достать из «чудесного мешочка» определенный предмет. Малыш должен найти его на ощупь, не заглядывая в мешочек. Усложнить задание можно, положив в мешочек предметы разного размера (большие, маленькие). В этом случае ребенку предлагается найти в мешочке указанный взрослым предмет. «ПОДБЕРИ ПАРУ» Цель: закрепить словарь существительных по теме «Игрушки», учить устанавливать сходство предмета с его изображением на картинках, совершенствовать зрительное восприятие. ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки ( мяч, кукла, мишка и т.д.), предметные картинки с изображением этих игрушек. Рассмотрите вместе с ребенком игрушки и предметные картинки. Назовите каждую из них. Попросите ребенка взять в руки одну из картинок и найти игрушку соответствующую ей.
Грамматический строй: Дети отвечают на вопросы взрослых развернутыми фразами, состоящими из 3-4 и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). В предложениях используются однородные члены («Тут сидят Таня и Света»), существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»), В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.
Предлоги в речи “В”, “На”, “Под”, “Над”. Упражнение: Зайчик ( под столом, над столом, на столе ) Ворона (над крышей, на крыши) Мячик (под столом) Поросенок (в коробке). Учим детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей. Упражнение: Утка- утенок- утята. Кошка- котенок- котята Собака-щенок- щенята и т.д.
Звукопроизношение: Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а,у,и,о,э) и некоторые согласные звуки ( п-б-т-д-к-г-ф-в-т-с-з-ц). Упражнение Произнесите звуки в, с, з, д, н, к, ц, ш. Пропойте звуки м, н, с, з, ж. Пусть малыш приставит руку к горлу во время произнесения этих согласных, он почувствует, что в горле что-то вибрирует — там рождаются звуки. все губные (п, пь, б, бь) все зубные (т, ть, д, дь) губно-зубные (ф,фь,в, вь)
Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, о, у, ы, и, йотированные я, ю, е, ю, ё) шипящие (ш,ж,ч,щ) замены на свистящие каша – “каса” сонорные (р, рь, л, ль) заменяются на [ль], реже (й) – йябота, йека. Гласные звуки произносятся без помощи языка. Их можно петь голосом. Пропойте: А-О-Э-И-У-Ы. Вспомните, какие бывают согласные звуки («шипящие», «звенящие» и т. д.). Бо-бо-бо — белка села в дупло, Бу-бу-бу — сидит ворон на дубу. Такие чистогоровки можно придумать на любой звук. Используйте парные согласные, например, по твердости - мягкости: На-на-на — в небе светит луна, Ня-ня-ня — к нам идет Нафаня. Закрепляем: берем обратные слоги: Ад-ад-ад — Коля будет рад, Яд-яд-яд — конфеты у ребят.
Советы логопеда: речь взрослых: четкая, неторопливая грамматически и фонетически правильно оформленная, не следует искажать слова, имитировать детскую речь; обращать внимание детей, на то, как они согласовывают слова в предложении, поправлять ребенка (исправлять допущенные ошибки); играя с ребенком упражнять в согласовании имен существительных с разными частями речи, например, с глаголами: взять куклу и спросить: “Кто к нам приехал в гости?, и ребенок дает полный ответ: “К нам в гости приехала кукла”; использовать игру “Чего не стало?” им. существительное в р.п. ед.ч. (выст.3-4 игр и т.д.)
- Использовать игрушку для обучения предлогов; учить ребенка самостоятельно описывать игрушку. Поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы: Что это? или кто это? Какого цвета? Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки) Как можно назвать зайку? учите детей сравнивать предметы находить общее; чем отличается? учите подбирать слова к определенным глаголам: собака бежит, а кто еще может бегать и т.д.
У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика: – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.
Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений: Упражнения для губ и щек: 1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 3. Голодный хомячок. Втянуть щеки. 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. Для языка: 1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости 2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 4. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Массаж: 1). “Покусать язычок” 2). “Язычок вырывается, а зубки стараются удержать” 3). Расслабить язык “Наказать непослушный язык” Упражнения для развития подвижности губ: 1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 2. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
Речевой слух очень важен в овладении ребенком речью. Слыша слова, малыш начинает сам произносить их. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильное произношение многих звуков. Игра “Эхо” - голос, интонация, сила выдоха. Развитие интонационной выразительности: • Говорить голосом мышки, медведя, волка; • Рассказывать стихи с разной интонацией ( как робот, принцесса и пр.) • Разучивание скороговорок Развитие слухового внимания: • Игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай звук», «Послушаем тишину», «Чей голос?» (аудиозаписи голосов животных или голосовая импровизация) Развитие речевого дыхания: • Игры: «Снежинка», «Прожорливые фрукты», «Бабочки» и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум для воспитателей " Влияние фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"
Цель семинара – практикума:«Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования фольклора в педагогическо...
Семинар-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»
В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы...
Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»
Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»Игнатова Любовь «Именно в игре ребенок свободно владеет ре...
Сценарий семинара-практикума для родителей младшей группы «Развитие речи у младших дошкольников»
Сценарий семинара-практикума для родителей младшей группы «Развитие речи у младших дошкольников»...
Семинар-практикум для родителей средней группы "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста"
Семинар - практикум направлен для повышения компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на развитие речи детей ...
Семинар-практикум для родителей средней группы "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста"
Презентация...
Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе по теме «Развитие речи детей через дидактические игры и рассматривание сюжетной картины «Собака со щенятами» в рамках тематической недели «Мамина неделя»
Данный конспект НОД по речевому развитию разработан для детей второй младшей группы в рамках тематической недели "Мамина неделя". В структуре НОД используются дидактические игры, способствую...