Экспериментирование, как средство познания окружающего мира
статья по окружающему миру (средняя группа)
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий, экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований ( Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новосёлова, А.Н. Поддьякова).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экспериментирование | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментирование, как средство познания
окружающего мира
Рождаясь ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира,
который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость.
Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира-метод экспериментирования.
Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание "детское экспериментирование". Многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений:
1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная
активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний
(познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
4. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.
Главное достоинство применения детского экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
-Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
-Идет главным образом развития психических процессов ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
-Развивается и обогащается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
-Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения.
-Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагание, способности преобразовывать какие
-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
-В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще
наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Эксперименты классифицируются по разным принципам.
-По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом
которых является человек.
-По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.
-По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
-По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
-По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.
-По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).
-По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные,
многократные, или циклические.
-По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.
-По характеру мыслительных операций: констатирующие,
сравнительные, обобщающие.
-По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.
-По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.
Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
Итак, можно сделать вывод о следующих особенностях детского экспериментирования:
-экспериментирование понимается как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;
-экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста;
-экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.;
-детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментирование как средство познания окружающего мира
В своей работе я стараюсь давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира...
Презентация: Экспериментирование как средство познания окружающего мира
Детство – страна удивительная. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Поэтому, ...
Отчет по самообразованию на тему:"«Экспериментирование как средство познания окружающего мира»
В образовательном процессе необходимо обеспечить нарастание инициативной преобразующей активности дошкольника, развитие его познавательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме поис...
Экспериментирование как средство познания окружающего мира
В дошкольном возрасте закладывается фундамент основных представлений и понятий об окружающем мире. Очень важно научить ребенка творчески относиться к окружающему миру; развивать умственную активность ...
Экспериментирование как средство познания окружающего мира в современном ДОУ.
1. Введение.2. Актуальность темы.3. Экспериментирование как средство познания окружающего мира в современном Д...
Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира
Рождаясь ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Возраст пятилетних детей называют «почемучками». Сам...
Проект по эксперементированию «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Актуальность. С самого рождения ребенок является первооткрывателем,исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник....