Статья на тему: "Знания, умения и навыки детей 3 – 4 лет. Кризис трёх лет"
статья (младшая группа)
Материал статьи дает родителям представление о том, что должны знать и уметь дети в определенном возрасте. Также в статье содержатся рекомендации о том, как правильно пройти кризис трёх лет со своим ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья на тему: "Знания, умения и навыки детей 3 – 4 лет. Кризис трёх лет" | 30.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Знания, умения и навыки детей 3 – 4 лет. Кризис трёх лет.
Вот дети и перешагнули очередной рубеж – позади адаптация к детскому саду и новому коллективу. Только в тандеме педагогический коллектив и семья можно решить наиважнейшие вопросы в воспитании и обучении наших детей. В Федеральном Государственным Образовательном Стандарте прописаны целевые ориентиры к которым должен прийти дошкольник по завершению дошкольного образования. Для того чтобы проживание дошкольного детства было максимально эффективным и комфортным для ребенка в каждом возрастном периоде – младший, средний, старший и подготовительный к школе возраст, ему необходимо приобрести определенные знания, умения, навыки. Эти знания, умения и навыки формируются на занятиях с педагогом и в совместной деятельности с детьми.
Что же должен знать и уметь ребёнок младшей группы к концу учебного года по образовательной деятельности?
РИСОВАНИЕ (худ.-эстетическое развитие)
- Правильно работать карандашом и кистью
- Умение проводить прямую линию, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся.
- Рисовать предмет округлой формы
- Умение ритмично наносить штриховку и мазки
- Изображать простейшие предметы и явления действительности.
ЛЕПКА (худ.-эстетическое развитие)
- Лепить предметы, состоящие из 1-3 частей
- Владеть навыком округлого раскатывания (шар)
- Владеть навыком прямого раскатывания (столбик)
- Навык соединения, сплющивания, защипывания краев формы кончиками пальцев
- Владеть навыком рационального деление пластилина
- Владеть навыком аккуратной работы с пластилином.
АППЛИКАЦИЯ (худ.-эстетическое развитие)
- Навыки наклеивания (промазать клеем наклеиваемый элемент и приложить к листу бумаги, промокнуть салфеткой избыток клея.)
- Создавать изображения путем наклеивания готовых форм.
- Соблюдения порядка на рабочем столе.
КОНСТРУИРОВАНИЕ (худ.-эстетическое развитие)
- Знать и называть основные детали строительного материала (кубики, кирпичики, пластины)
- Располагать кирпичи, пластины вертикально
- Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими
- Различать постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая)
МАТЕМАТИКА (познавательное развитие)
- Различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький».
- Умение видеть один и много предметов, используя слова «один», «много», «ни одного»
- Понимать вопрос «сколько?»
- Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения комментировать свои действия словами больше – меньше, поровну
- Сравнивать два предмета, разные по величине (длине, высоте)
- Узнавать знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) называть их.
- Различать 4 цвета основного спектра (синий, красный, желтый, зеленый) знать чёрный и белый и оттенки голубой, розовый
- Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (познавательное развитие)
- О растениях
- Называть основные части растений стебель, лист, цветок
- Находить и называть у деревьев ствол, ветки, листья
- Учить различать по вкусу, цвету, величине и форме 2-3 вида овощей и фруктов
- Выделять растительные группы (дерево, куст, трава)
- О животных
- Различать животных ближайшего окружения: звери, птицы, рыбы
- Называть приспособления животных к среде обитания: рыбы плавают в воде,
- Птицы летают и т. д.
- Знать и называть домашних и диких животных:
- Домашние – собака, кошка, корова, коза, куры, петух
- Дикие – заяц, лиса, медведь, волк.
- Учить детей выделять и называть отличительные особенности внешнего вида (у коровы и козы рога, у лисы длинный пушистый хвост)
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ (познавательное развитие)
- Различать и называть игрушки
- Предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт ближайшего окружения.
- Различать и называть части тела животного и человека.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ (речевое развитие)
- Говорить не торопясь, внятно
- Отвечать на вопросы взрослого
- Рассказывать о виденном в 2-4 предложениях
- Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных
- Согласовывать слова в роде, числе, падеже
- Употреблять предложения с однородными членами
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (речевое развитие)
- Уметь воспринимать небольшие потешки, сказки, рассказы без наглядного сопровождения.
- Читать наизусть небольшиепотешки и стихотворениях
- Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя
ФИЗКУЛЬТУРА (физическое развитие)
- Ходить и бегать не наталкиваясь, изменяя направления
- Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением в перед
- Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди
- Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров
- Лазать по лесенки - стремянке, гимнастической стене
- Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу.
МУЗЫКА (худ.-эстетическое развитие)
- Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни,
- Различать звуки по высоте (в пределах октавы).
- Замечать изменения в звучании (тихо – громко).
- Петь, не отставая и не опережая друг друга.
- Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать
- Попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки,платочки, листочки и т. д.
- Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон,
барабан, колокольчик и др.)
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
- Учить самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы, складывать, вешать, развязывать и завязывать шнурки ботинок)
- Учить замечать непорядок в одежде и устранять его.
Для достижения результата по всем образовательным областям программа детского сада расписано по лексическим неделям – то есть , каждую неделю ребенок узнает на занятиях о чем то одном .Это позволяет ознакомить , научить и закрепить знания детей по определенной теме. Рекомендации на каждую неделю могут даваться родителю посредством индивидуальной консультации или вывешиваться на стенд для родителей.
По санитарным правилам и нормам, предъявляемым к проведению занятий в младшей возрастной группе – основная учебная нагрузка должна быть в первой половине дня. Время, отведенное на проведение одного занятия, должно составлять 15 – 20 минут.
На занятии ребенок учится слышать себя и других, дополнять ответ товарища. Если ребенок пришел на занятие с опозданием – то он не успевает включиться в него и не полноценно усваивает знания. Поэтому родителям необходимо приводить ребенка до 9 – 00.
Утро в детском саду проходит очень интенсивно - завтрак, 2 занятия, 2 завтрак и сбор на прогулку. А ведь еще надо успеть совершить гигиенические мероприятия – туалет и мытье рук – при полном посещаемости в группе – это не быстрый процесс.
Воспитатель должен встречать поддержку и понимание у родителей. Ведь у педагога и родителей одна цель – всесторонне развитие, воспитание и образование детей!
Кризис трёх лет.
Кризис трех лет, или кризис «я сам» – один из самых острых. Ребенок становится поистине неуправляемым, впадает в ярость. Принято выделять 7 основных проявлений кризиса:
- Негативизм. Ребенок отрицает все, что исходит от взрослого, даже если это актуальное в настоящий момент желание самого ребенка.
- Упрямство. Ребенок до последнего настаивает на своем требовании. И дело не в том, что ему что-то очень нужно. Суть в том, чтобы просьбы ребенка обязательно выполняли.
- Строптивость, направленная на прежний образ жизни, нормы общества и воспитания.
- Своеволие. Главное проявление кризиса – «я сам».
- Протест. Ребенок постоянно находится в конфронтации с миром взрослых, бунтует, воюет.
- Обесценивание взрослых. Ребенок обзывает родителей, дразнит, ругается, кусается, дерется.
- Деспотизм. Ребенок заставляет родителей потакать всем его прихотям, младших братьев и сестер ревнует.
Что нужно делать родителям в этот период:
быть спокойными
понимать, что это норма развития; ребенок делает так не специально
давать самостоятельность, где можно
давать право выбора без выбора — т.е. предлагать 2-3 варианта на выбор. «Я не хочу надевать кофту». «Ок, хорошо, какую кофту тебе достать: с динозавром или с машинкой?»
быть последовательными в своих решениях. Если нельзя конфету перед супом, то никогда ее нельзя. А не так: сегодня нельзя, а завтра маме надо поговорить по телефону и стало можно
поменьше надзирательного тона. В этом возрасте происходит переломный момент и ребенку не хочется делать то, что скажут родители. Нужно обговаривать варианты с ребенком. «Сначала чистим зубы или читаем книжку?», без надзирания: «Сейчас чистишь зубы, потом почитаем сказку»
уметь поддержать и успокоить ребенка. Если ребенок истерит, не нужно говорить ему какой он плохой, утешьте его, дайте пережить свои эмоции, а потом переключите внимание. В этом возрасте еще можно придумать интересную альтернативу для ребенка.
помнить, что этот возрастной кризис может затянуться у ребенка, если быть не последовательными в своих действиях и решениях.
В этот период закладываются такие личностные характеристики, как самодостаточность, умение принимать решения, уверенность в себе и своих силах. Важно в этот период выстраивать границы дозволенного у ребенка. Он должен понимать, что делать категорически нельзя, а где можно попробовать!
ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Я и мой ребенок.
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности.
Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Вопросы | Ответы | ||
Можете ли Вы | Могу и всегда так поступаю | Могу, но не всегда так поступаю | Не могу |
1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком? | А | Б | В |
2.Посоветоватъся с ребенком, невзирая на его возраст? | А | Б | В |
3.Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? | А | Б | В |
4.Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? | А | Б | В |
5.Сохранить самообладание, даже если поступок вывел Вас из себя? | А | Б | В |
6.Поставить себя на место ребенка? | А | Б | В |
7.Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)? | А | Б | В |
8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете? | А | Б | В |
9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? | А | Б | В |
10.Пообещатъ ребенку, исполнить его желание за хорошее поведение? | А | Б | В |
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться? | А | Б | В |
12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? | А | Б | В |
Я и мой ребенок (ключ к тесту)
Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в 1 очко.
Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться публикациями по вопросам семейного воспитания.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
- Радуйтесь вашему сыну или дочке.
- Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
- Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивайте.
- Установите четкие и определенные требования к ребенку.
- В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.
- Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
- Говорите четко, ясно.
- Будьте терпеливы.
- Сначала спросите «Что?», а затем «Зачем?» и «Почему?».
- Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.
- Поощряйте стремление ребенка задавать вопросы, любопытство, любознательность и воображение нашего ребенка.
- Чаше хвалите ребенка.
- Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
- Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что-то делал по дому.
- Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и пр.).
- Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удо¬вольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
- Не теряйте чувства юмора.
- Играйте с ребенком в разные игры.
- Чаще делайте что-либо сообща, всей семьей.
- Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес
- Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания.
- Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все понимаете, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
- Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов
- Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен.
- Не требуйте слишком многого — пройдет немало времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою комнату.
- Не поправляйте ребенка постоянно, то и дело повторяя «Не так, переделай».
- Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «она синяя».
- Не придумывайте для ребенка множества правил: он перестанет обращать на них внимание.
- Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил, всех ваших чувств, абстрактных рассуждений.
- Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу неожиданных скачков в развитии ребенка или некоего регресса.
- Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми - ни с его братом (сестрой), ни с соседскими, ни с его приятелями или родственниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ
Общительность, умение контактировать с окружающими - необходимая составляющая самореализация человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Фор...
Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.
Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....
Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД
Только при систематическом изучении правил, использование новых форм пропаганды ПДД, взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить проблему детского травматизма». Чтобы огра...
Физкультурные развлечения как средство закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста
Сообщение из опыта работы на педсовет...
Консультация для родителей. Тема: "Знания и умения детей средней группы"
Консультация родителей...
Статья-презентация. Развитие познавательных, коммуникативных, художественных умений и навыков детей раннего возраста через сказку
Развитие познавательных, коммуникативных, художественных умений и навыков детей раннего возраста через сказку...
ТЕМА: ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ПЕДАГОГУ ПО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ ПРИЧИНЯЮЩИЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ.
Материал является пособием для воспитателей, которые развивают умение, необходимы педагогу в воспитании детей. Помогает обезопасить ребенка от информации причиняющий вред их здоровью и развитию....