Адаптация дошкольников через грамотное взаимодействие с семьями
презентация к уроку (младшая группа)

   

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Адаптация дошкольников через грамотное взаимодействие с семьями воспитанников» Подготовила: Монина И.В., воспитатель 1 к.к. МБДОУ «ЦРР – детский сад № 123». Воронеж

Слайд 2

Адаптация - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Адаптацию в условиях ДОУ нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе сверстников. Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста. Адаптация

Слайд 3

I этап - подготовительный. Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления. Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций. Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в ДОУ, наступает следующий этап – в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду. ЭТАПЫ АДАПТАЦИИ

Слайд 4

II этап – основной. Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, сможет найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты. III этап – заключительный . Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь нормализуется сон. ЭТАПЫ АДАПТАЦИИ

Слайд 5

Легкая адаптация: временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней); аппетита (норма по истечении 10 дней); -неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней; характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно). Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция). СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ

Слайд 6

Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев): сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он « несадовский » ребенок. Однако, как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ

Слайд 7

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ возраст ребенка; состояние здоровья; уровень развития; характеристика нервной системы; умение общаться со взрослыми и сверстниками; сформированность предметной и игровой деятельности; приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Слайд 8

Важную роль в период адаптации играет взаимодействие педагогов и родителей. От их совместной работы выигрывают все стороны педагогического процесса. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее перемены в образе его жизни. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. К сожалению, иногда возникают сложности в отношении между семьями и образовательными учреждениями, которые могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателю. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложиться на ребенка. ЗНАЧИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

Слайд 9

П овышение педагогической культуры родителей. Изучение и обобщения опыта семейного воспитания; Информационная поддержка родителей. Возможность пребывания ребёнка в группе совместно с родителем. Наблюдение и сопровождение детей педагогами, психологом, медицинским работником. Приобщение родителей к участию жизни детского сада, через поиск и внедрения наиболее эффективных форм работы. Совместное театрально-игровое взаимодействие, танцы, рисование, домашние задания. Использование игр и упражнений способствующих снижению тревожности, эмоциональному включению в совместные действия со сверстниками и взрослыми, способствующих адаптации в детском коллективе. ЗАДАЧИ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Слайд 10

беседы; родительские собрания; анкетирование; посещение на дому; выставки; папки-передвижки; наглядные формы педагогической пропаганды; консультации; укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода; алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», « Я умываюсь». ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ

Слайд 11

В рамках реализации очно-заочного варианта взаимодействия с родителями в ряде ДОО может использоваться достаточно новая форма работы с семьей - «Спрашивайте – ответим!»: родители опускают в почтовый ящик группы письмо с интересующим их вопросом. Воспитатели (или другие узкие специалисты) оперативно отвечают и размещают ответ там же. Широко используются интерактивные формы работы : - презентация оздоровительных рецептов, - защита семейных творческих и исследовательских проектов («Герб семьи», «Новогодняя красавица», «День рождения семьи», «Мой любимый город», «Костюм моей мечты» и др.). ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ

Слайд 12

Почта группы №2 «Весёлые ребята» «Спрашивайте – ответим!»

Слайд 13

«Домашнее задание» После активной работы с родителями в нашей группе внедрена практика «домашних заданий», обеспечивающих преемственность в работе ДОО и семьи. Тематика, содержание и структура «домашних заданий» определяется с учетом индивидуальных особенностей детей и содержанием образовательной работы, проводимой в группе (изготовление чесночных бус, кулонов для профилактики простудных заболеваний, ароматических подушек, составление библиотечки «Семейное чтение»,изготовление «Книжек-малышек», выполнение игровых упражнений на развитие внимания, памяти, восприятия и т.д.).

Слайд 14

Совместная деятельность родителей и детей. Изготовление «Книжек – малышек»

Слайд 15

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ И ИХ ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ Принципы построения взаимодействия с родителями: общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Слайд 16

Информирование о проблемах адаптации. Объяснение целей и задач своей работы. Сбор сведений об особенностях развития ребенка (состояние здоровья; интересы, предпочтения в играх и еде, взаимоотношения в семье и др.). Установление доверительных отношений между сотрудниками ДОУ и родителями. Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей. По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и объемной ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Слайд 17

Соблюдение вышесказанных условий приводит к успешной адаптации ребенка, признаками которой являются: Нормальный сон. Засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не просыпается во сне; Хороший аппетит; Нормальное поведение. Дома ведет себя как обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает; Нормальное настроение; Легко просыпается по утрам; Есть желание идти в детский сад. ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация дошкольников посредством конструктивного взаимодействия с семьей через театрализованную деятельность

Социализация дошкольников посредством конструктивного взаимодействия с семьейчерез театрализованную деятельность....

Консультация :Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с .

Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей  к д с ....

Консультация:"Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с ."

Консультация:"Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей  к д с ."...

презентация из опыта работы«Развитие игровой деятельности через партнерское взаимодействие с семьей»

Слайд 1. Единственный язык, который легко дается детям – это язык игры. Именно поэтому, мы, взрослые, должны создать условия для развития игровой деятельности.Слайд 2. Обратите внимание на слайд...

«Формирование культуры природолюбия детей дошкольного возраста через призму взаимодействия с семьей».

Детский сад есть первое звено непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача, формирование у дошкольников основ культуры рационального природопользования....