Культурно-досуговая деятельность дошкольников
статья
Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору, продиктованная личными культурными потребностями интересами человек, а не вызванная внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Досуг позволяет реализовать возможности свободного времени через практическое включение личности в различные виды культурно-досуговой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturno_-_dosugovaya_detelnost.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 65 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА СЕНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Тема: «Культурно – досуговая деятельность дошкольников»
(статья)
Составитель:
Музыкальный руководитель:
Ермолаева Н.И.
Санкт – Петербург
2021г.
Культурно-досуговая деятельность дошкольников
Досуг – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору, продиктованная личными культурными потребностями и интересами человека, а не вызванная внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Досуг позволяет реализовать возможности свободного времени через практическое включение личности в различные виды культурно-досуговой деятельности.
Культурно-досуговая деятельность дает детям возможность овладевать всем многообразием национальной и мировой культуры, театрального искусства, народного фольклора, песенного искусства, живописи, лепки, аппликации и т. д., а также определенной частью образовательных программ. В организации культурно-досуговой деятельности принимают участие не только музыкальный руководитель, но и воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования. Культурно-досуговая деятельность отвечает социальным и индивидуальным культурным потребностям дошкольников и наиболее активно способствует формированию духовности, высокой культуры нравственности и воспитанности. Не секрет, что по тому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный уровень, какое место в обществе он занимает, какое у него воспитание, чем он увлекается, какие у него интересы. Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то, что свободное время представляет собой ведущую сферу жизнедеятельности человека, в которой происходят его физическое и духовное формирование и становление, ему уделено недостаточное внимание в педагогике. В то же время организованный в социально значимых целях досуг является средством педагогической и социальной поддержки детей, формирования у них активной, сознательной и созидательной по отношению к окружающему миру позиции, средством удовлетворения детских и частично взрослых (у взрослеющих подростков) потребностей. Досуг, как и любая деятельность, включает в себя следующие компоненты; мотив (потребность в деятельности), задачу (средства решения задачи) и действия (операции).Задачи объединяют единство цели и условия ее достижения, а действие соответствует целям операций – условиям. В культурно-досуговой деятельности, как правило, одновременно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки; она протекает преимущественно в форме общения. В процессе культурно-досуговой деятельности наиболее полно проявляются способности, индивидуальные особенности личности, формируется оценочное отношение к миру, вырабатывается система ценностных ориентаций: рекреационных, нравственных, эстетических, экологических и др. Под воздействием культурно-досуговой деятельности происходит формирование личностных и характерологических качеств, постепенно образуется внутренний механизм саморегулирования личности, осуществляется усвоение и передача нравственных и эстетических ценностей от одного поколения к другому. Является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но и важной сферой индивидуализации и социализации дошкольника.
Задачи ДОУ в организации культурно - досуговой деятельности
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми миром и самим собой.
- Формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности.
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей
Классификация культурно-досуговой деятельности
- Отдых.
- Развлечения.
- Праздники.
- Самообразование.
- Творчество.
Отдых: – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы
Цели и задачи
- Учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом, и отдыхом.
- Создавать радостное настроение и эмоциональный подъем.
- Учить детей организованности, самостоятельности.
- Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
- Работа на территории детского сада (рыхление земли, полив и прополка растений), уборка группового помещения; работа в уголке живой природы.
- Спортивный отдых: катание на санках, на лыжах, на велосипеде; скольжение по ледяным дорожкам, игра в бадминтон.
- Игры со снегом, песком и водой.
- Прогулки.
- Непринужденная беседа со взрослым (когда ребенку хочется поговорить).
- Игровая деятельность с игрушками, строительным материалом, бумагой, карандашами и красками и другими материалами.
- Рассматривание иллюстраций в книжном уголке.
- Прослушивание по желанию ребенка сказок, песен, танцевальных мелодий; произведений вокальной, инструментальной, классической, народной музыки.
- Чтение книг.
- Просмотр по желанию детей диафильмов, мультфильмов (видео), детских телевизионных передач и художественных фильмов.
Развлечения: - вид культурно-досуговой деятельности имеющей компенсационный характер, возмещает издержки будничности и однообразия.
Цели и задачи:
- Способствовать эстетическому и всестороннему развитию ребенка.
- Ознакомление с разными видами искусства.
- Развивать эмоции и чувства, уверенность в себе.
- Формировать положительные качества (доброта, доброжелательность и т.д.).
- Проявлять уверенность в себе и веру в свои силы и возможности
Виды развлечений:
- Концерты: тематические, музыкально-литературные и др.;
- Народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.;
- Познавательные вечера: КВН и викторины;
- Спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др.;
- Театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование сказок, мюзиклы, оперы и др.;
- Забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки и др.;
- Просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников"
презентация "Виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников" Мною была подготовлена презентация на тему "Виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольник...
Культурно – досуговая деятельность в ДОУ ( план мероприятий по культурно-досуговой деятельности в ДОУ по нравственно –патриотическому воспитанию).
план мероприятий по культурно-досуговой деятельности в ДОУ по нравственно –патриотическому воспитанию...
Культурно-досуговая деятельность для дошкольников
Целью образовательной области «Физическая культура» формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение специфических з...
Опыт работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях и реализация их в культурно-досуговой деятельности дошкольников."
Опыт работыПо теме:«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях и реализация их в культурно-досуговой деятельности дошкольников.»Музыкального руководителяМБДОУ – детский...
Планирование культурно-досуговых мероприятий с дошкольниками старшего возраста
Реагируя на все изменения социальных условий и требований общества, педагогика создает новые подходы к осуществлению образовательного процесса.Предлагаемое нами планирование мероприятий досуговой деят...
Организация совместной музыкально-исполнительской деятельности детей и родителей в процессе подготовки к культурно-досуговой деятельности дошкольников.
Одной из задач современного дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и обра...
Конспект культурно-досугового мероприятия для дошкольников с задержкой психического развития 5-6 лет "В гостях у бабушки Хозяюшки"
Данное культурно-досуговое мероприятие помогает закреплять знания детей с ЗПР 5-6 лет о домашних птицах, месте их обитания, а также способствует организации детского досуга....