Культурно-досуговая деятельность дошкольников
статья

Ермолаева Наталья Ивановна

Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору, продиктованная личными культурными потребностями интересами человек, а не вызванная внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Досуг позволяет реализовать возможности свободного времени через практическое включение личности в различные виды культурно-досуговой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturno_-_dosugovaya_detelnost.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

          УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 65 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

                        КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА СЕНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Тема:  «Культурно – досуговая деятельность дошкольников»

                                             (статья)

                                                                                                                        Составитель:

                                                                                               Музыкальный руководитель:

                                                                                                                      Ермолаева Н.И.

                                               Санкт – Петербург

                                                         2021г.

               Культурно-досуговая деятельность дошкольников

Досуг – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору, продиктованная личными культурными потребностями и интересами человека, а не вызванная внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Досуг позволяет реализовать возможности свободного времени через практическое включение личности в различные виды культурно-досуговой деятельности.

Культурно-досуговая деятельность дает детям возможность овладевать всем многообразием национальной и мировой культуры, театрального искусства, народного фольклора, песенного искусства, живописи, лепки, аппликации и т. д., а также определенной частью образовательных программ. В организации культурно-досуговой деятельности принимают участие не только музыкальный руководитель, но и воспитатели,  родители, педагоги дополнительного образования.  Культурно-досуговая деятельность отвечает социальным и индивидуальным культурным потребностям дошкольников и наиболее активно способствует формированию духовности, высокой культуры нравственности и воспитанности.  Не секрет, что по тому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный уровень, какое место в обществе он занимает, какое у него воспитание, чем он увлекается, какие у него интересы. Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то, что свободное время представляет  собой ведущую сферу жизнедеятельности человека, в которой происходят его физическое и духовное формирование и становление, ему уделено недостаточное внимание в педагогике. В то же время организованный в социально значимых целях досуг является средством педагогической и социальной поддержки детей, формирования у них активной, сознательной  и  созидательной по отношению к окружающему миру позиции, средством удовлетворения детских и частично взрослых (у взрослеющих подростков) потребностей. Досуг, как и любая деятельность, включает в себя следующие компоненты; мотив (потребность в деятельности), задачу (средства решения задачи) и действия (операции).Задачи объединяют единство цели и условия ее достижения, а действие соответствует целям операций – условиям. В культурно-досуговой деятельности, как правило, одновременно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки; она протекает преимущественно в форме общения. В процессе культурно-досуговой деятельности  наиболее полно проявляются способности, индивидуальные особенности личности, формируется оценочное отношение к миру, вырабатывается система ценностных ориентаций: рекреационных, нравственных, эстетических, экологических и др. Под воздействием культурно-досуговой деятельности происходит формирование личностных и характерологических качеств, постепенно образуется внутренний механизм саморегулирования личности,  осуществляется усвоение и передача нравственных и эстетических ценностей от одного  поколения к другому.  Является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но и важной сферой индивидуализации и социализации дошкольника.

         Задачи  ДОУ  в  организации  культурно  -  досуговой  деятельности

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их      эмоционального благополучия;
  • Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми миром и самим собой.
  • Формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности.
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей

Классификация культурно-досуговой деятельности

  • Отдых.
  • Развлечения.
  • Праздники.
  • Самообразование.
  • Творчество.

Отдых:   – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы

Цели и задачи

  • Учить детей распределять свои силы между  умственным,  физическим трудом, и отдыхом.
  • Создавать радостное настроение и эмоциональный подъем.
  • Учить детей организованности, самостоятельности.
  • Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
  • Работа на территории детского сада (рыхление земли, полив  и прополка растений), уборка группового помещения; работа  в уголке живой природы.
  • Спортивный отдых: катание на санках, на лыжах, на велосипеде;  скольжение по       ледяным дорожкам, игра в бадминтон.
  • Игры со снегом, песком и водой.
  • Прогулки.
  • Непринужденная беседа со взрослым (когда ребенку хочется поговорить).
  • Игровая деятельность с игрушками, строительным материалом, бумагой, карандашами и красками и другими материалами.                                                        
  • Рассматривание иллюстраций в книжном уголке.
  • Прослушивание по желанию ребенка сказок, песен, танцевальных мелодий; произведений вокальной, инструментальной, классической, народной музыки.
  • Чтение книг.                                                              
  • Просмотр по желанию детей диафильмов, мультфильмов (видео), детских телевизионных передач и художественных фильмов.

Развлечения:  - вид культурно-досуговой деятельности имеющей компенсационный характер, возмещает издержки будничности и однообразия.

Цели и задачи:

  • Способствовать эстетическому и всестороннему развитию ребенка.
  • Ознакомление с разными видами искусства.
  • Развивать эмоции и чувства, уверенность в себе.
  • Формировать положительные качества (доброта, доброжелательность и т.д.).
  • Проявлять уверенность в себе и веру в свои силы и возможности

  Виды развлечений:

  • Концерты: тематические, музыкально-литературные и др.;
  • Народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.;
  • Познавательные вечера: КВН и викторины;
  • Спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др.;
  • Театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование сказок, мюзиклы, оперы и др.;
  • Забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки и др.;
  • Просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников"

презентация "Виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников" Мною была подготовлена презентация на тему "Виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольник...

Культурно – досуговая деятельность в ДОУ ( план мероприятий по культурно-досуговой деятельности в ДОУ по нравственно –патриотическому воспитанию).

план мероприятий по культурно-досуговой деятельности в ДОУ по нравственно –патриотическому воспитанию...

Культурно-досуговая деятельность для дошкольников

Целью образовательной области «Физическая культура» формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение специфических з...

Опыт работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях и реализация их в культурно-досуговой деятельности дошкольников."

Опыт работыПо теме:«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях и реализация их в культурно-досуговой деятельности дошкольников.»Музыкального руководителяМБДОУ – детский...

Планирование культурно-досуговых мероприятий с дошкольниками старшего возраста

Реагируя на все изменения социальных условий и требований общества, педагогика создает новые подходы к осуществлению образовательного процесса.Предлагаемое нами планирование мероприятий досуговой деят...

Организация совместной музыкально-исполнительской деятельности детей и родителей в процессе подготовки к культурно-досуговой деятельности дошкольников.

Одной из задач современного дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и обра...

Конспект культурно-досугового мероприятия для дошкольников с задержкой психического развития 5-6 лет "В гостях у бабушки Хозяюшки"

Данное культурно-досуговое мероприятие помогает закреплять знания детей с ЗПР 5-6 лет о домашних птицах, месте их обитания, а также способствует организации детского досуга....