Планирование культурно-досуговых мероприятий с дошкольниками старшего возрас
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реагируя на все изменения социальных условий и требований общества, педагогика создает новые подходы к осуществлению образовательного процесса.
Предлагаемое нами планирование мероприятий досуговой деятельности построено на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей (в соответствии с ФГОС ДО):
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие».
Для того, чтобы решать в единстве воспитательные, развивающие и обучающие задачи праздников, развлечений, викторин и других мероприятий досуговой деятельности, потребуется большая и кропотливая работа всех взрослых.
В первую очередь она должна быть направлена на сохранение здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни, на возрождение и развитие разнообразных семейных досугов с пользой для здоровья.
Всемирная организация здравоохранения подчеркивает: «Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Досуговая деятельность доступна и привлекательна для детей дошкольного возраста. Самую важную роль в формировании представлений о здоровом образе жизни играют спортивные праздники и досуги. Активные движения повышают устойчивость организма к заболеваниям, удовлетворяют потребность детей в двигательной активности.
Досуговая деятельность неразрывно связана с музыкой, о лечебной силе которой свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н.В. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, закрепляет голосовые связки, регулирует дыхание, ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений, а развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.
Также досуговая деятельность включает в себя элементы театра, который дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию, что активно внедряется в самостоятельную театрально-игровую деятельность детей.
Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для раскрытия его таланта и общего развития. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия.
ДЕКАБРЬ
НЕДЕЛЯ | ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ |
ЗАДАЧИ |
СОДЕРЖАНИЕ |
УСЛОВИЯ |
I «Встреча зимы» |
Викторина «Как узнать зиму?» |
- Обобщить знания детей о зиме, способствовать развитию связной речи, обогащать активный и пассивный словарный запас;
- Развивать логическое мышление, слуховое восприятие и память;
- Создать атмосферу соревнования, сплоченности детей
|
- Вступление: стихотворение «Вы узнаете зиму?»
- Формирование команд.
- Задание 1. «Назови признаки зимы»
- Задание 2. «Расскажи стихотворение о зиме».
- Музыкальная пауза.
- Задание 3. «Подбери слово».
- Задание 4. «Назови птицу».
- Задание 5. «Скажи слово».
- Задание 6. «Загадки».
- Задание 7. «Игра в слова».
- Объявление результатов. Награждение победителей.
|
- Оформление группы в соответствии с зимней тематикой.
- Подбор демонстрационного материала.
- Заучивание стихотворений о зиме.
- Подбор фонограмм для сопровождения викторины.
- Привлечение родителей к участию в викторине совместно с детьми.
|
ДЕКАБРЬ
НЕДЕЛЯ | ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ | ЗАДАЧИ | СОДЕРЖАНИЕ | УСЛОВИЯ |
II Работа над проектом «Мастерская Снеговика» |
Презентация проекта «Мастерская Снеговика» |
- Систематизировать знания детей о зимних забавах, о свойствах снега;
- Закреплять навыки рисования предметов в форме шара, используя нетрадиционные техники. Развивать у детей творчество, фантазию, эстетический вкус;
- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
|
- Знакомство с историей возникновения снеговиков.
- Речевое развитие «зимние забавы».
- Рисование «Снеговик у нас в гостях».
- Лепка «Вылепим снеговику друзей».
- Коллективная работа «Новогодний хоровод на окнах».
- Совместная аппликация « Веселые снеговики».
- Коллективная лепка снеговиков из снега.
- Подвижные игры: « Снеговик», «Снежки», «Мороз».
|
- Круглый стол с участием родителей и детей. Обсуждение целей и задач проекта.
- Подбор наглядно – демонстрационного материала, соответствующей литературы.
- Создание условий для демонстрации подробного материала.
- Ознакомление детей с различными техниками изображения снеговиков, с зимними подвижными играми.
|
ДЕКАБРЬ
НЕДЕЛЯ | ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ | ЗАДАЧИ | СОДЕРЖАНИЕ | УСЛОВИЯ |
III «К нам приходит Новый год» |
Спортивное развлечение (на улице) «Мы мороза не боимся!» |
- Расширять представление детей о здоровом образе жизни;
- Развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость, выносливость, навыки самоконтроля;
- Воспитывать желание участвовать в коллективной деятельности. Способствовать развитию совместного семейного отдыха.
|
- Приветствие команд «Снеговик» и «Снежинки».
- Разминка «Отгадайка».
- Эстафеты:
1) «Кто быстрее?» 2) «Попади снежком в корзину» 3) «Катание на санках» 4) «Донеси – не урони льдинку» 5) «Прокати ледяной обруч» 6) «Украсим елочку» 4. Подведение итогов. 5. награждение команд. |
- Оформление спортивной площадки в соответствии с зимней тематикой.
- Подбор и оформление атрибутов.
- Привлечение родителей к подготовке и участию в развлечении совместно с детьми.
|
ДЕКАБРЬ
НЕДЕЛЯ | ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ | ЗАДАЧИ | СОДЕРЖАНИЕ | УСЛОВИЯ |
IV К нам приходит «Новый год» |
Новогодний праздник «Сказка двенадцать месяцев» |
- Формирование представлений о Новом годе, как веселом и добром празднике, как начале календарного года;
- Развивать артистические способности детей, интонационную выразительность речи;
- Воспитывать желание доставлять близким радость, создавать праздничное настроение.
|
- Вступительное слово ведущего.
- Новогодние стихотворения детей.
- Хоровод «Чудо елка».
- Хоровод «Красавица лесная».
- Песня «Новогодний карнавал».
- Сказка « Двенадцать месяцев» в трех действиях.
- Хоровод «На пороге Новый год».
- Игра с Дедом Морозом.
- Пляска деда мороза и снегурочки.
- Песня «Вот какая зимушка».
- Песня «Снег – снежок».
- Игра «Ищи».
- Песня « Расскажи нам Дед Мороз».
- Вручение подарков.
|
- Оформление музыкального зала в новогодней тематике.
- Подбор и изготовление атрибутов, карнавальных костюмов.
- Разучивание стихотворений, песен, танцев.
- Подготовка костюмов.
- Изготовление приглашений на праздник.
- Привлечение родителей к подготовке и проведению праздника.
|
ЯНВАРЬ
НЕДЕЛЯ | ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ | ЗАДАЧИ | СОДЕРЖАНИЕ | УСЛОВИЯ |
I «Рождество» |
Познавательный досуг «Зимние святки. Рождество» |
- Познакомить детей с русским – народным праздником – Рождеством;
- Расширять знания детей о песенном творчестве, русских народных подвижных играх;
- Развивать умение петь русские народные песенки;
- Воспитывать уважение к народной культуре России.
|
- Вступительный рассказ о Святках.
- Исполнение колядок.
- Русская народная подвижная игра «Скакалка».
- Исполнение песни «Вдоль по улице метелица метет».
- Отгадывание загадок.
- Танец под музыку Старокадомского «Зимняя пляска».
|
- Досуг проводится в горнице.
- Подбор народных костюмов, атрибутов.
- Подготовить сладости для колядок.
- Разучивание песенок – колядок с детьми.
|
ЯНВАРЬ
НЕДЕЛЯ | ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ | ЗАДАЧИ | СОДЕРЖАНИЕ | УСЛОВИЯ |
II «Зимующие птицы» |
Викторина «Зимующие птицы» («Что? Где? Когда?» с презентацией) |
- Расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах;
- Развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить;
- Воспитывать дружеские чувства, любознательность.
|
- Приветствие команд «Воробушки» и «Снегири».
- Разминка «Я начну, а ты закончи».
- Конкурс «Отгадай по описанию».
- Пальчиковая игра «покормите птиц».
- Конкурс «Четвертый лишний»
- Подвижная игра «Совушка».
- Конкурс «Птичья мозаика».
- Стихотворения про птиц.
- Игра «Черный ящик».
- Исполнение песни «Всем нужны друзья».
|
- Проведение цикла наблюдений за птицами на участке.
- Подбор демонстрационного материала и создание условий для демонстрации.
- Чтение художественной литературы.
- Подбор атрибутов.
- Привлечение родителей к подготовке и проведению викторины.
|
ЯНВАРЬ
НЕДЕЛЯ | ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ |
ЗАДАЧИ |
СОДЕРЖАНИЕ |
УСЛОВИЯ |
III «Наши именинники» |
Поздравление зимних именинников Развлечение «Волшебные снежинки»
|
- Закрепить представления о значении праздника, его праздновании. Активизировать словарь воспитанников;
- Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний, впечатлений;
- Приобщить детей к миру чувств и эмоций.
|
- Вступительное слово воспитателя.
- Игра «Собери снежинку».
- Игра в снежки.
- Разгадывание загадок.
- Танец «метелица».
- Песня – игра «Каравай».
- Поздравление именинников, вручение подарков.
- Дискотека.
|
- Оформление группы в соответствии с зимней тематикой.
- Подбор атрибутов для проведения игр.
- Привлечение родителей к подготовке и проведению развлечения.
|
ЯНВАРЬ
НЕДЕЛЯ | ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ |
ЗАДАЧИ |
СОДЕРЖАНИЕ |
УСЛОВИЯ |
IV «Зимние забавы» |
Спортивный праздник (на улице) «Забавы Зимушки – Зимы» |
- Формировать у детей представления о том, что физические упражнения, подвижные игры способствуют хорошему настроению;
- Закреплять представление о зиме, зимних видах спорта;
- Развивать физические качества: ловкость. Быстроту реакции, выносливость;
- Воспитывать волевые качества: решительность, самостоятельность, уверенность в своих силах.
|
- Вступление ведущего и Зимы.
- «Веселая зарядка».
- Игра «Кто быстрее».
- Игра « Попади в ворота».
- Эстафеты с санками: «Парные гонки», «Санный поезд».
- Игра « Чья пара победит».
- Подведение итогов.
|
- Оформление спортивной площадки в зимней тематике.
- Подбор физкультурного оборудования и атрибутов.
- Изготовление приглашений на праздник.
- Привлечение родителей к участию в празднике.
|
ФЕВРАЛЬ
НЕДЕЛЯ | ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ |
ЗАДАЧИ |
СОДЕРЖАНИЕ |
УСЛОВИЯ |
I «Неделя добрых дел» |
Оформление панорамы «Добрые дела» |
- Учить детей налаживать контакты друг с другом, совершать добрые поступки, выполнять несложные поручения;
- Развивать интерес к положительным героям, ситуациям, закрепить знания о необходимости поддерживать порядок в группе;
- Воспитывать бережное отношение к книге, внимательное отношение к родителям, природе, животным.
|
- Беседа «добрые дела».
- Рассматривание фотографий, прослушивание записей о добрых делах детей.
- Обсуждение оформления «Панорамы – добрых дел».
- Совместное оформление.
|
- Привлечение родителей к оформлению «Панорамы – добрых дел»
- Накопление достижений детей (записи, фотографии).
- Подбор материалов для панорамы.
|
ФЕВРАЛЬ
НЕДЕЛЯ | ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ |
ЗАДАЧИ |
СОДЕРЖАНИЕ |
УСЛОВИЯ |
II «Неделя родного языка» |
Кукольный театр «Зимняя сказка» |
- Формировать знания способов вождения кукол, умение выражать себя в доступных видах творчества;
- Способствовать развитию творческого воображения детей, артистических способностей;
- Изучать с детьми правила поведения на сцене.
|
- Чтение сценария «Зимняя сказка».
- Распределение ролей.
- Инсценирование фрагментов сказки.
- Репетиции спектакля.
- Показ сказки детям другой группы.
|
- Оформление группы в соответствии с зимней тематикой.
- Подбор оборудования, кукол, музыкального сопровождения для спектакля.
- Изготовление приглашений.
- Привлечение родителей к подготовке и участию в кукольном спектакле..
|
ФЕВРАЛЬ
НЕДЕЛЯ | ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ |
ЗАДАЧИ |
СОДЕРЖАНИЕ |
УСЛОВИЯ |
III «Защитники отечества» |
Развлечение «Наша Армия сильна – охраняет мир она» |
- Уточнить представления детей о родах войск, расширять и активизировать словарный запас;
- Развивать память, воображение, смекалку, готовность приходить на помощь друг другу;
- Воспитывать желание служить в Российской Армии, чувство уважения к солдатам и офицерам.
|
- Дети заходят в зал под «Марш Радецкого полка».
- Стихотворения об Армии.
- Исполнение песни «будем в армии служить» муз. Ю. Чичкова, слова В. Малкова.
- На интерактивной доске показываются флаги разных родов войск.
- Эстафета «Переправа».
- Эстафета «Разведчики».
- Эстафета « Передай оружие».
- Эстафета «Доставь важное донесение».
- Отгадывание загадок.
- Игра «Солдат – будь внимательным!»
|
- Оформление музыкального зала по теме «Защитники Отечества».
- Подбор физкультурного оборудования и атрибутов для проведения эстафет.
- Подбор фонограмм для музыкального сопровождения развлечения.
- Разучивание песен и стихотворений об Армии.
- Привлечение родителей к подготовке досуга.
|
ФЕВРАЛЬ
НЕДЕЛЯ | ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ |
ЗАДАЧИ |
СОДЕРЖАНИЕ |
УСЛОВИЯ |
IV «Зимнее путешествие» |
Спортивный праздник «Зимнее путешествие» |
- Формировать представление детей о пользе физических упражнений;
- Развивать внимание, творческое воображение, координацию движений, умение быстро переключаться от одного движения к другому;
- Воспитывать теплое дружеское отношение детей друг к другу.
|
- Выход на спортивную площадку. Построение.
- Станция «Зимняя». Игра «Ветер, льдинки, снежинки, сосульки».
- Станция «Снежная». Игра «Чьи снежинки быстрее соберутся?».
- Станция «Морозная». Игра «Мороз Красный Нос».
- Станция « Загадочная». Отгадывание загадок.
- Станция «найди клад». Поиск клада.
- Подведение итогов.
|
- Оформление спортивной площадки в соответствии с зимней тематикой.
- Подбор атрибутов, физкультурного оборудования для проведения игр.
- Привлечение родителей к участию в подготовке и проведению спортивного праздника.
|