Консультация для педагогов и родителей воспитанников
консультация
Матрёшка – это не просто украшение декора или сувенир. В первую очередь, это старинная деревянная игрушка, игра с которой оказывает большое влияние на развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_i_roditeley_vospitannikov.docx | 203.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей воспитанников
«Как играть с матрёшкой»
Русская матрёшка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку
была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что
удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему
миру, не признавая никаких преобразований, расстояний, границ.
Но матрёшка - прежде всего игрушка для детей. Причём очень
полезная игрушка. Её педагогической ценности может позавидовать любое
современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела
заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как
классический дидактический материал, как подлинный народный дар
маленьким детям. С помощью матрёшки можно научить детей выделять
разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и
объёму. Всё это, конечно же, способствует развитию координации руки и
глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. Но чтобы
матрёшка имела развивающий эффект, недостаточно её приобрести и дать в
руки ребёнку. Необходимо открыть её замечательные свойства и научить
малыша играть с ней.
В данном практическом пособии предложены возможные варианты игр
с матрёшкой. Для этого вам понадобится многоместная матрёшка,
включающая 10-12 предметов. Если такой матрёшки у вас нет, можно
использовать два набора обычных пятиместных матрёшек. Пригодятся также
палочки, кружочки или кубики разной величины. Очень важен момент
первого знакомства с матрёшкой, открытие её главного секрета. Этот момент
вы должны сделать радостным и сюрпризным. Например, так.
Вариант игры № 1: «Главный секрет»
Усевшись за столик вместе с детьми, вы торжественно достаёте
большую матрёшку и восхищаетесь её красотой: "Посмотрите, какая
красавица к нам пришла! Ее зовут Матрёша. Какой у неё платочек, какие
щёчки!" Полюбовавшись ею, вы берёте игрушку в руки и удивленно
говорите: "Что-то она тяжёлая и гремит. Может, там что-то есть внутри?
Давайте посмотрим!" Открывая матрёшку, вы вместе с детьми, как
заклинание, произносите слова: "Матрёшка-матрёшка, откройся немножко!"
Процесс открывания матрёшки можно слегка растянуть, чтобы усилить
ожидание и любопытство детей.
Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней другую, вы естественно
удивляетесь и рассматриваете её вместе с детьми, как и первую. Поставив
две матрёшки рядом, предложите малышам сравнить их. Спросите, какая из
них выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у
большой. Объясните, что по форме обе матрёшки одинаковые, а по размеру
разные. После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрёшке
еще кто-нибудь. Под те же слова ("Матрёшка-матрёшка, откройся
немножко!") пусть появится следующая, третья матрёшка. Поставьте её
рядом и сравните с предыдущими. Так продолжайте до тех пор, пока все
матрёшки не выйдут.
Выстроив их в ряд по росту, обратите внимание детей на то, что каждая
матрёшка одета по-своему и что каждая следующая меньше предыдущей на
целую голову. После такого знакомства начинается игра "в детский сад"
. Вариант игры № 2: «Детский сад»
Объясните, что матрёшки, как и дети, ходят в детский сад, но только
большие идут в старшую группу, а маленькие - в младшую. Отгородите
место на столе (чертой или палочкой) для старшей и младшей группы и
предложите ребятам отвести каждую из матрёшек в подходящую группу, а в
какую - пусть решают они сами. Если дети перепутают, поставьте две
матрёшки рядом и спросите, какая больше. Когда все матрёшки попадут в
соответствующие группы, подведите итог, т. е. подчеркните, что высокие
матрёшки оказались в старшей группе, а ростом поменьше - в младшей. Они
еще маленькие. Вот подрастут и тоже пойдут в старшую группу
Вариант игры № 3: «Разучиваем песенку»
На музыкальных занятиях при разучивании песенок или попевок
рассказать детям о том, что звуки бывают низкие и высокие. Поставить
музыкальную лесенку, и пропевая песенку, расставлять матрёшек на
ступеньках: самую большую на первой ступеньку (низкий звук), самую
маленькую на пятую ступеньку (высокий звук). Потом можно перепутать
матрёшек на ступеньках и пусть дети сами выстроят их правильно. При этом
необходимо пропевать песенку несколько раз.
Вариант игры № 4: «Прогулка»
«А теперь отправим наших матрёшек на прогулку, - предлагает
педагог. - Пусть старшие поведут своих подружек из младшей группы».
Попросите детей сначала построить по росту старших матрёшек, а затем для
каждой старшей матрёшки найти соответствующую пару в младшей группе.
Предложите детям взять самую большую матрёшку, пойти с ней в младшую
группу и найти ей подходящую пару - самую большую среди маленьких.
Когда они выберут подходящую пару для большой, попросите отвести обеих
матрёшек на другой край стола, где у вас будет детская площадка. Первая
пара уже пошла гулять, а вам нужно подобрать следующую, т. е. выбрать
вторую по величине матрёшку в старшей и младшей группах. Когда все 5
или 6 пар будут готовы, матрёшки начинают гулять по столу: прыгать, петь и
т. д.
Вариант игры № 5: «Игра в прятки»
На "прогулке" можно устроить игру в прятки. Маленькие матрёшки
пусть попросят более крупных спрятать их, а остальные ищут пропавших
подружек. Убедитесь вместе с ребятами, что в матрёшке спрятаться может
только та, что меньше ростом, а более крупная в маленькую не поместится.
Вариант игры № 6: «Растишка»
После прогулки матрёшки с помощью малыша опять выстраиваются
парами и возвращаются в "детский сад", где их зовут измерять рост. В
качестве ростомера используйте, к примеру, пирамидку с одним колечком,
которое свободно перемещается по стержню. Пусть малыши ставят матрёшек
на ростомер, начиная с самой маленькой, а вы опускаете над их головами
колечко и отмечаете, какого роста каждая из них. Для отметок можно
использовать цветные карандаши, подбирая их в соответствии с цветом
каждой матрёшки. Почаще спрашивайте детей, какая из них самая высокая,
какая чуть-чуть пониже, какая намного меньше, где самая маленькая и др.
Вариант игры № 7: «Кушать подано»
Затем наступает время обедать. Вы достаете набор тарелок - кружочков
разной величины - в соответствии с количеством матрёшек и предлагаете
детям подобрать для каждой подходящую тарелочку: самую большую для
самой высокой матрёшки, чуть поменьше для следующей и т. д. Здесь
уместны разные шутки - например, маленькая матрёшка захотела поесть из
большой тарелки, а большая, жалуясь на отсутствие аппетита, предпочитает
маленькую порцию. Возле одной тарелки могут оказаться сразу 3 матрёшки,
а кто-то из них может забрать себе две порции. В конце концов, педагог
вместе с малышами всё же наводите порядок и каждая матрёшка съедает
свой обед. После обеда, естественно, нужно поспать.
Вариант игры № 8: «Спать пора»
В качестве кроваток можно использовать бумажные полоски или
квадраты разной величины, соответствующие размерам матрёшек. Матрёшек
опять делят на две группы - старшую и младшую. Дети отводят каждую
группу в свою спальню, где выбирают для них кроватки. Сначала нужно
уложить младших, а потом старших. Здесь опять же матрёшки могут
покапризничать и показать свой характер. Две из них могут поспорить из-за
одного места, а большая захочет лечь в маленькую кроватку. С помощью
педагога матрёшки иногда могут исчезать. Обнаружив вместе с малышами
пустую кроватку, подскажите им, что кто-то из матрёшек спрятался и что
они должен догадаться кто. Сравнив размер пустой кроватки с остальными,
дети сами должны определить рост пропавшей матрёшки - из какой она
группы, ближе она к самой большой или самой маленькой, где самые
близкие к ней по росту. Когда они приблизительно определят рост
исчезнувшей матрёшки, она вдруг появится и извинится за непослушание.
Проснувшись, матрёшки опять выстраиваются и отправляются парами
на прогулку, где снова бегают, резвятся и прячутся.
Вариант игры № 9: «Давай дружить»
Если вы играете двумя одинаковыми наборами, можно подбирать пары
одинаковых матрёшек из каждого набора. В этом случае дети должны найти
для каждой матрёшки подругу того же роста. Перемешайте оба набора
матрёшек и предложите построить их парами по росту. Говоря от имени
каждой матрёшки, просите детей найти ей пару. Сначала они будут
сравнивать с помощью рук, а потом научатся делать это на глаз. Можно
придумать и другие сюжеты. Важно показать, что все матрёшки, с одной
стороны, похожи, что они "родственники" или подружки, а с другой, что они
разные и могут вступать в различные отношения (дружить, ссориться,
мириться, старшие могут заботиться о младших или, наоборот, обижать их, а
младшие демонстрировать свою неопытность и наивность).
В какие еще игры можно играть с матрёшками?
1. Поначалу, детям больше всего нравится открывать матрёшек.
Удивляйтесь вместе с ребятами, что внутри кто-то есть. Следующий этап -
составление половинок - покажите как смешно, когда две половинки не
совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие детей
вкладывать одну матрёшку в другую (например, маленькая матрёшка просит
большую ее спрятать).
2. Выстраивайте матрёшек по росту (как по возрастанию, так и по
убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять
в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно).
Когда малыши научатся выстраивать матрёшек по росту - “забудьте” одну
матрёшку, пусть дети догадаются, в какое место строя ее поставить.
Интересно сравнивать матреёшек с другими предметами (пирамидкой, какой-
то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта.
Сделайте из коробок несколько ворот разной высоты. Пусть малыши
выяснят, какие матрёшки, в какие ворота могут пройти.
3. Сделайте из коробок домики разного размера, предложите детям
расселить в них матрешек. Кроватками матрёшкам могут стать кружки от
пирамидки, которые тоже нужно распределить соответственно размерам
матрёшек. Таких соответствий можно устанавливать множество, но не
забывайте, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.
4. Перепутайте два набора матрёшек (лучше всего одинаковых, но разных
расцветок) и попросить ребенка их рассортировать или выстроить парами. 37
5. В игре, под разными предлогами, просите детей дать вам самую большую,
среднюю, двух самых низких матрёшек.
6. Придумайте матрёшкам имена, созвучные порядковым числительным или
названиям дней недели. Наденьте верхние половинки матрёшек на пальцы и
дайте им имена по названиям пальцев.
7. На листе картона обведите основания матрёшек. Можно оформить эти
круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите
детей расставить матрёшек по местам.
8. Разложите внутрь матрёшек ягодки разных размеров (картонные
кружочки) или горошинки по возрастанию количества. Можно написать
цифры на донышках и положить в матрёшку столько же горошинок.
9. Предлагайте детям ролевые игры. Например, в маму и её дочек. Наделяйте
каждую матрёшку своим характером. Начинайте с обыгрывания распорядка
дня. Детям постарше интересно будет обыгрывать различные ситуации,
которые происходят на детской площадке. Если в семье несколько детей,
делайте акцент на “старший - младший”, в игре покажите преимущества
каждого ребенка. С несколькими наборами матрёшек можно инсценировать
отношения нескольких семей.
10. В отсутствие детей расставьте матрёшек в группе на видных местах.
Расскажите детям, что матрёшки заблудились и предложите их отыскать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для педагогов и родителей воспитанников МДОУ
Консультации для педагогов ДОУ и родителей воспитанников ДОУ...
Консультация для педагогов и родителей воспитанников «Трудности адаптации детей в ДОУ и пути их преодоления»
На ребёнка действуют сразу несколько психотравмирующих факторов:1. Ломается привычный стереотип жизни, в котором ребёнок чувствовал себя спокойно и уверенно, так как уже привык к нему ...
Консультация для педагогов и родителей воспитанников "Нетрадиционные техники и упражнения в изобразительной деятельности"
Представлены несклько техник нетрадиционного рисования и упражнения, в которых их можно использовать...
консультация для педагогов и родителей воспитанников детского сада "Звук-волшебник"
Организация работы по развитию музыкальности у дошкольников проводится по трем направлениям:Групповая и индивидуальная работа с детьми.Взаимодействие и просветительская работа с родителями.Совме...
Консультация для педагогов и родителей воспитанников: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании у детей раннего возраста»
В раннем возрасте (1-3 года) навыки самостоятельности подразумевают умение себя занять на некоторое время, навыки самообслуживания (кушать ложкой, ходить на горшок, убирать за собой и т.п.), наличие с...
Консультации для педагогов и родителей воспитанников
Главные правила безопасности детей в ДОО и домаДуховно-нравственное воспитание дошкольниковСовременные подходы к взаимодействию ДОО и семьиО наказании и поощрении детей дошкольного возрастаКак работат...
Консультации для педагогов и родителей воспитанников
- "Весенняя аллергия у детей"- "Как предупредить весенний авитаминоз"- "Воспитание детей через художественное слово"- "Осторожно: тонкий лед"- "Безопасное ...