Консультация для педагогов и родителей воспитанников: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании у детей раннего возраста»
консультация

Беспалова Анастасия Валерьевна

В раннем возрасте (1-3 года) навыки самостоятельности подразумевают умение себя занять на некоторое время, навыки самообслуживания (кушать ложкой, ходить на горшок, убирать за собой и т.п.), наличие собственной инициативы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание: D:\Downloads\Бренд на белом.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №183»

города Магнитогорска

Консультация для педагогов и родителей воспитанников:

«Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании у детей раннего возраста»

Составила: Беспалова Анастасия Валерьевна.

воспитатель

                               

                                                    Апрель 2022

В раннем возрасте (1-3 года) навыки самостоятельности подразумевают умение себя занять на некоторое время, навыки самообслуживания (кушать ложкой, ходить на горшок, убирать за собой и т.п.), наличие собственной инициативы. Соответственно, и развитие самостоятельности в этом возрасте подразумевает именно воздействие на эти сферы.

Если говорить об инициативе, то нужно учитывать, что дети инициативны по природе. У них всегда есть свои “задумки”, предпочтения, выбор; они всегда тянутся к новому, хотят учиться и пробовать. В этом плане основная задача родителей – не погасить эту инициативу, учиться ей следовать (когда возможно), поддерживать идеи ребенка. Погасить инициативу может как грубость (насмешки, пренебрежение к детским идеям, предложениям, попыткам), так и гиперопека (например, когда родитель привыкает круглосуточно развлекать и занимать ребенка, не оставляя ему простора для собственных действий или размышлений; еще один пример гиперопеки – стремление родителя сделать всё вместо ребенка, считая, что он еще мал, неловок, что ему тяжело, что “я справлюсь быстрее и лучше”). Поэтому самый важный принцип развития самостоятельности в раннем возрасте – не делать за ребенка то, что он может сделать сам (даже если вы делаете это быстрее и лучше). Помогать ребенку стоит только в том случае, если он просит вас о помощи или если его попытки сделать что-то самостоятельно могут оказаться опасными. Разлитый по полу борщ или лужа в туалете опасностью не считаются.

Кстати, другой крайностью по сравнению с гиперопекой является желание родителей как можно быстрее “развить и повзрослить” своего ребенка. Для этого родители побуждают ребенка делать что-то самостоятельно, даже если он не испытывает к этому желания, интереса, не обладает достаточными навыками. Самостоятельность как бы развивается из- под палки. Но нужно учитывать, что в таком случае те действия, к которым мы приучаем (самостоятельно одеваться, кушать ложкой, выливать за собой горшок и т.п.),в сознании ребенка соединяются с эмоционально- негативными переживаниями. То есть ребенок может научиться делать то, чему вы его обучаете, но вряд ли будет это любить.

Оптимальный вариант – следовать за инициативой ребенка. Навыки самостоятельности лучше всего развиваются, когда у ребенка есть реальная мотивация – научиться, попробовать, справиться. Эту инициативу (взять ложку, развязать шнурки и т.п.) следует подмечать – и вовремя давать необходимую информацию (например, показать, за какую веревочку потянуть, чтобы шнурок развязался) и давать возможность пробовать. Наверняка вы замечали, что многие навыки, над которыми вы бились долгие месяцы, ребенок может ухватить буквально за один день, если вы поддержали его инициативу в этом. В раннем возрасте именно эти простые приемы способствуют развитию самостоятельности. Впрочем, простыми они являются далеко не для каждого, поскольку требуют осознанности, доверия к ребенку, ведь родителям проще всё сделать самим. Педагоги рассматривают ранний возраст как начальное звено в единой системе непрерывного образования.

Благодаря ранней социализации, то есть благодаря взаимодействию с социальным окружением, ребёнок интенсивно овладевает самостоятельностью, при этом рациональная педагогика играет важную роль в обеспечении фундамента общего развития.

Что дети к концу раннего дошкольного возраста должны научиться делать самостоятельно:

- мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом;

- не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место;

-одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать,

-вывертывать на лицевую сторону, пуговицы застегивать, расстегивать, завязывать шнурки ботинок;

-замечать непорядок, в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью ко взрослому;

- своевременно пользоваться носовым платком, туалетом

- пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;

- правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу четвертого года жизни, салфеткой;

- убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место. Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании:

В одевании:

- вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребенка;

- индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков);

- постоянное место для хранения ночной рубашки, пижамы

- удобная для одевания одежда (легко застегивающиеся пуговицы;

- шнурки для обуви с твердыми наконечниками;

-достаточно свободные резинки на юбках, трусах, колготах, шортах; соответствующий голове ребенка размер ворота, удобные застежки на платьях, кофточках).

В умывании:

- устойчивая подставка под ноги (расстояние от нее до края раковины должно быть примерно 55см, а до крана - 65-70см, т. е. равняться расстоянию от пола до согнутой в локте руки ребенка);

-постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки, стаканчика или подставки для нее (при покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма);

- отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части;

удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи. Если в семье несколько детей, подбираются разные по цвету или орнаменту полотенца. Удобный для ребенка размер полотенца - 40-50см в ширину, 50-70см в длину).

При приеме пищи:

-стул в соответствии со столом (расстояние от сиденья до крышки стола должно равняться 18-19 см, под ноги нужно сделать подставку, расстояние от нее до сиденья стула - 25-28см);

-небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка; - на доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками.

В дошкольном возрасте детский сад, безусловно, внесет свой вклад в развитие самостоятельности. Но до этого этапа основная задача лежит на родительских плечах. Как фундамент, родители закладывают навыки будущей зрелости. И будет ли этот фундамент прочным, зависит именно от вас.

Рекомендации по формированию навыков самостоятельности у детей раннего возраста.

1. Вещи малыша должны находится в его доступности, на нижней полке или в нижнем ящике комода.

2. Покупая одежду, старайтесь выбирать с простыми застежками, чтобы кроха сам мог одеть или снять выбранные предметы гардероба.

4. Покажите место куда нужно бросать грязное бельё и пусть малыш сам решает, какая вещь должна туда отправиться.

5. В доме обязательно должно быть большое зеркало, в которое ребенок сможет посмотреть и решить, правильно ли он оделся и нужно ли ему причесаться.

6. Необходимо помнить, что ненужно выполнять заребенкато, что онможет сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, тодайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, вы можете одеть ребенка быстрее, чем онсделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду ивсе вокруг, нотогдавы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.

7. Следует помогать ребенку только в том случае, если онсам проситвзрослого о помощи. Ненужно вмешиваться вдеятельность ребенка тогда, когда ончем-то занят, если оннепросит обэтом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить тоили иное действие, новажно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть онучится постигать какие-то вещи сам иделать маленькие открытия. Но следует быть внимательными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, тоследует, конечноже, оградить его отэтого, даже если оннепросит обэтом.

8. Нужно всячески поощрять стремление ксамостоятельности. Вэтом возрасте ребенок очень часто повторяет: "Ясам!". Важно непрепятствовать ему в этом стремлении (конечно, врамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто взрослые нанеумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: "Немешай!", "Отойди", "Тыеще маленький, несправишься, ясам(а) все сделаю" ит.д. Нужно стараться давать ребенку возможность попробовать свои силы. Нетолько самостоятельности, ноитрудолюбия. Надо поддерживать ребенка иодобрять его действия-ведь онтак нуждается вэтом. Главное неделать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь отмалыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделатьто, что взрослому кажется простым инесложным. Если уребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что унего обязательно все получится.

Тематическое планирование образовательной деятельности

по формированию навыков самостоятельности у детей раннего возраста

Блок

Цель

Совместная деятельность

Работа в режиме дня

Методы и приемы

Развивающая предметно-пространственная среда

Работа с родителями

Умывание

Учить подворачивать рукава одежды перед умыванием и мытьём рук с помощью взрослого. Познакомиться с предметами гигиены и их исп-ем.

Занятия: «Водичка, водичка, умой мое личико!», «Мои чистые ладошки»,

Использование потешки «Водичка водичка», «Чистая водичка. Умоет Саше личико...»

Показ, объяснения, образец взрослых, словесные указания, помощь взрослых, дидактические игры, упражнения для пальчиков, экспериментирование

Игра «Умоем куклу Машу», педагогическая ситуация «Покажи чистые ладошки». Дидактические игры: «Что ты можешь о них сказать?»

Родительское собрание «Первые шаги к самостоятельности» Инфор-е буклеты для родителей «Алгоритмы самообслуживания» Цель: Познакомить с играми на развитие малкой моторики

Прием пищи

Учить правильно сидеть за столом - не ставить локти на стол, ноги под прямым углом.

«Я учусь кушать сам!

Г.Ладонщико в Стихотворени е «Приятного аппетита» стих-е «Зовут эту девочку Маша. А это её тарелочка»

Рассказывание истории про Машу и Мишу «Как вести себя за столом», д\и «Продукты», «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Навыки

Знакомство с пред-ми личной гигиены (полотенце, расческа, носовой платок).

«Мой дружочек – платочек»

Потешки «Не умыться, не напиться без воды...», «Уж я косу заплету»

Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась», Игры на развитие мелкой моторики: «Мозайка» «Застегни расстегни»

Умывание

Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками.

«Мое полотенце – пушистое».

Стихотворение «Я под краном руки мыла…» упражнение «Мыльные перчатки «Чистые ручки»

Словесные указания, объяснения, опыты, упражнения, похвала, пример взрослых, помощь взрослых

Прием пищи

Учить детей принимать правильное положение за столом во время еды держать хлеб в левой, а ложку в правой руке (дети-левши наоборот

«Учимся правильно держать ложку

В.Берестов, рассказывание истории про Машу и Мишу «Как Витю учили есть с ложкой  стих-е «Корабли в тарелках

Игры на развитие мелкой моторики: «Конструктор Лего» Пальчиковая гимнастика

Одевание

Учить снимать одежду последовательно, вешать на стул. Отрабатывать изученные приемы самообслуживания в дид. играх

«Уложим куклу спать» «Я учусь раздеваться сам!»

Чтение потешки «Вот они, сапожки «Тетка Агашка, Cшей мне рубашку

«Раздень, одень куклу», «Сложи одежду правильно«Найди пару для туфельки

Навыки опрятности

Воспитывать желание быть аккуратными опрятным. Учить детей помогать в уборке игрушек.

«Я люблю свои игрушки!

чтение «Что взяла, клади на место» З.Александрова

Дидактическая игра «Что нужно кукле!»

Для детей были созданы условия, побуждающие к использованию имеющихся знаний и умений, стимулирующие активную деятельность. В группе с помощью родителей была преобразована пространственно-развивающая среда для обучения самообслуживания: приобретены специальные игрушки, способствующие как развитию мелкой моторики, так и навыков самообслуживания. В коллективе поддерживался благоприятный психологический климат, способствующий положительным эмоциональным проявлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Консультация для родителей      "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"      Детский сад №211 ОАО "РЖД"...

Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста...

Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Развитие навыков самообслуживания важный этап развития самостоятельности у детей раннгего возраста....

Презентация "Формирование навыков самостоятельности в самообслуживании у детей раннего возраста"

Формирование у детей ясельного возраста навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту....

Тема: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании детей раннего возраста раздевания и одевания, умывания и мытья рук, навыков приёма пищи.

Технологическая карта по темам: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании детей раннего возраста раздевания и одевания, умывания и мытья рук, навыков приёма пищи"....