Консультации для педагогов и родителей воспитанников МДОУ
книга (подготовительная группа)

Спиридонова Ольга Сергеевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Педагог-психолог  Спиридонова Ольга Сергеевна

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам пройти психологический тест: «Какой я родитель?»

Вопросы

Можете ли Вы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

 2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

 3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

 4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

 5. Сохранять самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас

из себя?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

 6. Поставить себя на место ребенка?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

 7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы – добрая фея (добрый

волшебник)?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

 8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства,

представляющий Вас в невыгодном свете?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

 9. Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить

ребёнка?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

 10. Пообещать ребёнку, исполнить его желание за хорошее поведение?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

 11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает,

и ни во что не вмешиваться?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

 12. Не прореагировать, если Ваш ребёнок ударил, грубо оттолкнул,

незаслуженно обидел другого ребёнка?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

 13. Устоять против детских просьб и слёз, если Вы уверены, что это –

каприз, детская прихоть?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

Подсчет баллов

Ответ «а» оценивается в 3 балла, «б»- в 2 , «в» - в 1 балл.

От 30 до 39 баллов. Ребёнок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы

стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с

уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов

воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете

правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

От 18 до 30 баллов. Забота о ребёнке для Вас – вопрос первостепенной

важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не

всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы

чересчур строги, в других случаях излишне мягки, кроме того, Вы склонны к

компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует

серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Менее 18 баллов. У Вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам

недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью.

Обратитесь за помощью к воспитателям, психологу, ознакомьтесь с книгами

по семейному воспитанию.



Предварительный просмотр:

Познавательное развитие старшего дошкольника

Педагог-психолог Спиридонова Ольга Сергеевна

Современное общество нуждается в активной личности, способной к

познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и

творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой

личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Основной

задачей работы педагогов дошкольного учреждения является развитие

личности дошкольника, готовности его к школьному обучению. Проблема

развития ребенка, подготовки его к школе, сложна и актуальна, ее развитие

неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у

дошколят.

Что же вкладывается в понятие «познавательный интерес»?

 Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к

миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с

окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной

задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их

использовать в практической деятельности. Исследования педагогов и

психологов показывают, что при наличии интереса познавательная

деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно,

плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной

деятельностью. Развитие познавательного интереса является первостепенной

задачей умственного воспитания дошкольников.

 Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое

формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с

окружающим миром и не является изначально присущим человеку от

рождения. Также можно сказать, что познавательный интерес –

избирательная направленность человека на познание предметов, явлений,

событий окружающего мира, активизирующая психические процессы,

деятельность человека и его познавательные возможности. Развитие

познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления,

закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать в

работе с дошкольниками.

 В процессе обучения детей дошкольного возраста познавательный

интерес является средством обучения – т. е как средство привлечения

внимания к обучению, активизации мышления детей, как средство,

заставляющее увлеченно работать. В этом случае можно говорить о

занимательности обучения. Назначение «занимательности обучения» состоит

в следующем:

-первоначальный толчок к познавательному интересу;

-опора для эмоциональной памяти, средство для запоминания;

-своеобразная «разрядка» напряженности на занятии, средство переключения

эмоций, внимания, мыслей;

-средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.

 Познавательный интерес выступает и как мотив учебной деятельности.

Для образования мотива в старшем дошкольном возрасте уже недостаточно

внешних воздействий (занимательности). Мотивы должны опираться на

потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет

необходимость, ценность, занимательность, закрепляется в мотиве. Мотив

заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках учебной

деятельности, но и за их пределами.

 В работе над развитием познавательного интереса детей старшего

дошкольного возраста необходимо учитывать следующие факторы:

-создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе;

-обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности

каждому ребенку;

-стимулирование включение ребенка в деятельность (игровую,

познавательную, личностную, практическую);

-включение в познавательную деятельность различные виды восприятия

(зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые).

Развитие познавательного интереса у дошкольников возможно при наличии

развивающей среды.

 Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка,

окружающая ребёнка имеет большое развивающее значение. При внешней

пассивности окружающие предметы активно воздействует на детей. В

процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о

назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание

на их форму, размер, цвет, материал, пропорции.

Нельзя говорить о полноценном развитии ребенка – дошкольника, если его

окружающая обстановка примитивна и хаотична, и он не получает от

взаимодействия с ней позитивную информацию. С помощью развивающей

среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное

состояние, а можно мешать проявлению фантазии, развитию

индивидуальности, отрицательно влиять на взаимоотношения детей друг с

другом, на процесс обучения. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы

каждый предмет являлся органичной частью развивающего пространства,

стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные,

карандаши, бумага…находились в доступных для детей местах). В группе

ДОУ должны быть созданы условия, позволяющие каждому ребенку

самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями

окружающее пространство; должны быть выделены зоны для

познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, зоны для

чтения и наблюдения за живой природой и др.

 Предметная среда способствует развитию познавательного интереса

ребенка только в том случае, если он:

-увлечен изучаемым материалом;

-стремится выполнить разнообразные, особенно сложные задания;

-проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в

достижении результатов;

-обращается к взрослому с вопросами, характеризующими их

познавательный интерес.

 Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в

большой мере зависит и от воспитателя, поэтому к нему предъявляются

особые требования: воспитатель должен быть не только профессионалом, но

и развитой личностью. Так, например, К.Д. Ушинский, в свое время отмечал:

«Только личность может действовать на развитие и определение личности,

только характером можно образовать характер».

Воспитатель, как личность, состоится в том случае, если он:

-делает все для того, чтобы укрепить в каждом ребенке веру в свои силы;

-развивает у них чувство собственного достоинства;

-развивает творческие силы детей;

-поощряет их за продвижение;

-не ослабляет деятельности детей недоверием, негативными оценками;

-использует приемы, способствующие двигательной энергии.

Если дети любят и доверяют педагогу, то они считают, что она самая

красивая, рисуют себя рядом с ней и делают только так, как она сказала.

 Большое значение имеет и профессиональное мастерство педагога,

который должен знать, что до тех пор, пока побудитель деятельности будет

исходить от него (педагога), а не будет опираться на «внутреннюю» среду

ребенка, развитие познавательного интереса будет ситуативным. Только те

знания ценны, которые добыты своим трудом! Педагог не должен давать

готовых знаний, образцов, определений. Он должен:

-стимулировать каждого ребенка на их поиск,

-создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы использовать

свой прошлый опыт,

-организовывать поисковую деятельность,

-ставить простейшие опыты,

-формировать умение спрашивать, наблюдать.

Таким образом, показателем познавательного интереса будет, если дети:

-думают (анализируют, обобщают, доказывают);

-удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;

-внимательны, целеустремленны, настойчивы, проявляют волю;

-фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).

Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников

является внешняя привлекательность наглядного материала, использование

игровых приемов в образовательном процессе:

-внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых

атрибутов;

-коллективных форм выполнения заданий, путешествий, КВН, конкурсов,

смекалистых, игр – соревнований, головоломок. Действенным приемом

развития познавательного интереса у дошкольников является умело

поставленный вопрос, заставляющий думать, размышлять, находить.

Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у

дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и

семьи.



Предварительный просмотр:

Влияние мультфильмов на сознание детей

Педагог-психолог Спиридонова Ольга Сергеевна

 Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов,

и врачей. Особенно сейчас эта тема актуальна, когда введен режим

самоизоляции. В таких условиях почти для каждого ребенка телевидение

стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и

ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще

только складывается, и существенную роль в его формировании играет все,

что он получают из окружающей его среды: игры, сказки, совместные

занятия, в том числе и телевизионные передачи. Многим кажется, что это

способ времяпровождения, но это не так. На самом деле это и средство

воспитания.

В выборе мультфильма надо быть так же внимательнее, как и в выборе

книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо

сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что

в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она

имеет понятие, что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в

этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как

правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный

только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не

сочувствовал. Очень важно, что в старых добрых мультфильмах злой

персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его

отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику

ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или

ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения

(которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как

заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.

 Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие

притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий

духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают

«положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе

качеств настоящего человека. Но к большому сожалению, с наших голубых

экранов все больше и больше транслируются американские мультфильмы,

которые не безвредны для подрастающего поколения.

Особенности содержания зарубежных мультфильмов

 Телевидение ориентировано на детей, как на маленьких, так и

подрастающих. Для того, чтобы завлечь детей существует множество

каналов, которые показывают мультфильмы, сериалы. Когда ребенок смотрит

мультфильмы, словно отключается от всего того, что его окружает. Не

реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов

или сериалов в маленьком ребенке просыпается не детская агрессия, а порой

страхи.

Зарубежный мультфильм, только с виду кажется весьма безобидной

поделкой. Часто так же кажется поделкой весьма глупой и грубой, но, не

несущей никакой особой смысловой, а, тем более, идеологической, нагрузки.

Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир,

фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле.

И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя- черепашек стараются

со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что

абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом

старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или

уговорить.

Такие прекрасные анимационные фильмы киностудии «Уолта Диснея»,

как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», несут в

себе доброе начало, но эти фильмы редко транслируются по телевидению. И

дети чаще всего смотрят не очень качественную продукцию о механических

монстрах, вампирах, приведениях и всемогущих роботах. Почти во всех этих

мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение,

перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия.

И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем

зачастую отказываются от игры - лишь бы сидеть перед телевизором.

Доктор медицинских наук Е. Глушкова считает, что чем больше дети смотрят

телепередачи, тем больше устают, а чем больше устают, тем больше тянет их

к телевизору.

 Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых

потом строится его модель мира. Одним из самых важных образов является

женский образ. Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают

особенности женского поведения, а у мальчика подсознательно формируется

идеал женщины, который он будет потом искать. И критерием является не

столько внешность, сколько - поведение героинь мультфильмов. Психологи

(В. Абраменкова, А. Богатырева и др.) просмотрели множество лент

западного кинематографа и пришли к выводу, что поведение большинства

мультгероинь сконструировано таким образом, что при систематическом

просмотре ведет к угасанию желания продолжать род в дальнейшем. Образ

женщины, ранее наделенный романтикой и загадочностью, окрашивается

реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются ранее

традиционные для российских женщин качества, какие прославляют

советские старые добрые сказки - такие как целомудрие, застенчивость,

бескорыстие, скромность, и материнство как таковое. Также отчетливо можно

отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых

мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Во многих

мультфильмах ими наделяется главный, положительный герой. И незаметно

эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям

нужно подражать. Многие героини дерутся со вкусом, демонстрируя свою

правоту. И часто мультгероиня не только наделяется качествами мужского

пола, но и ведет себя как супермен. Особенно ярко это выражено в

фантастических мультфильмах.

 В сюжетно - ролевых играх дошкольники часто подражают своим

любимым героям. В процессе подражания и идентификации они усваивают

социальные роли, нормы поведения, ценностные ориентиры, идентификация

подразумевает сильную эмоциональную связь с персонажем мультфильма,

роль которого ребенок принимает, ставя себя на его место. Но игра в

персонажи будет стереотипна, ребенок будет копировать жесты, манеру

поведения персонажа, и в игре не будет ни творчества, ни развития, а сам

ребенок будет подвержен опасности копировать биомеханические

сооружения. Из-за традиционного подражания складывается неправильное

мышление, образ, что способствует конфликту с родителями.

Необходимо регулировать частоту просмотра дошкольниками

различных мультфильмов. Хороший мультфильм -это замечательно, но на

самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору живое общение, и

если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и

нужны, а иногда и не нужны вовсе.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Педагог-психолог  Спиридонова Ольга Сергеевна

Уважаемые родители будущих первоклассников! Предлагаю Вам

информацию, на которую стоит обратить внимание при подготовке к школе.

На данном этапе времени появилась замечательная возможность больше

времени уделить общению и взаимодействию с ребенком, поэтому желаю

Вам провести это время с пользой! Ведь уже совсем скоро для него наступит

новый этап - школьное обучение. Поэтому будет хорошо, если, придя в

первый класс, Ваш ребёнок будет:

Общее развитие

- Знать свою фамилию, имя и отчество. Как зовут родителей, кем работают

родители, домашний адрес;

- Знать в какой стране, городе он живет и уметь называть другие, знакомые

ему страны мира;

- Знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых,

уметь различать зверей, птиц и рыб; отличать диких животных от домашних;

деревья от кустарников; фрукты от овощей;

- Ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их

последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе,

часов в дне, знать и называть дни недели;

- Иметь представления о природных и погодных явлениях;

- Знать основные цвета;

- Знать понятия «право», «лево», «верх», «низ», «над», «под»;

- Знать названия распространенных профессий;

- Уметь рассказать, чем он любит заниматься;

Интеллектуальное развитие

- Решать простые логические задачки, отгадывать загадки;

- Находить лишний предмет в группе предметов;

- Добавлять в группу предметов недостающие предметы;

- Рассказать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;

- Группировать предметы по определенному признаку и называть его;

- Восстанавливать последовательность событий (что было сначала, что было

потом);

Слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, речь

- Находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;

- Точно копировать простой узор;

- Описывать по памяти картинку;

- Запомнить предложение из слов и повторить его;

- Выполнять графические диктанты;

- Прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;

- Пересказать услышанный рассказ;

- Составить рассказ по картинке;

Основы математики

- Уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в

котором пропущены некоторые числа;

- Уметь сравнивать числа первого десятка;

- Уметь называть предыдущее и последующее число относительно рядом

стоящего числа первого десятка;

- Знать понятия «больше», «меньше», «поровну»;

- Знать простые геометрические фигуры;

- Уметь поделить предмет на две, три, четыре равные части;

Чтение

- Отличать буквы от звуков, гласные от согласных;

- Находить нужную букву в начале, середине, конце слова;

- Подбирать слова на заданную букву;

- Делить слова на слоги;

Навыки письма

- Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 минут);

- Правильно держать ручку и карандаш в руке;

- Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

- Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаш от бумаги;

- Уметь рисовать по клеточкам;

- Уметь дорисовывать отсутствующую часть симметричного рисунка;

- Уметь продолжить штриховку рисунка;

- Уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не

растеряться в обществе. Приучайте ребенка содержать свои вещи в порядке.

Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Формируйте у

ребенка умение правильно реагировать на неудачи. Помогите ребенку

обрести чувство уверенности в себе. Приучайте ребенка к

самостоятельности. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его

любознательность, стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения

с ребенком и результат не заставит себя ждать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей воспитанников «Трудности адаптации детей в ДОУ и пути их преодоления»

На ребёнка действуют сразу несколько психотравмирующих факторов:1.  Ломается привычный стереотип жизни, в котором ребёнок чувствовал себя спокойно и уверенно, так как уже привык к нему ...

Консультация для педагогов и родителей воспитанников

Матрёшка – это не просто украшение декора или сувенир. В первую очередь, это старинная деревянная игрушка, игра с которой оказывает большое влияние на развитие детей....

Консультация для педагогов и родителей воспитанников "Нетрадиционные техники и упражнения в изобразительной деятельности"

Представлены несклько техник нетрадиционного рисования и упражнения, в которых их можно использовать...

консультация для педагогов и родителей воспитанников детского сада "Звук-волшебник"

Организация  работы по развитию музыкальности у дошкольников проводится по трем направлениям:Групповая и индивидуальная работа с детьми.Взаимодействие и просветительская работа с родителями.Совме...

Консультация для педагогов и родителей воспитанников: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании у детей раннего возраста»

В раннем возрасте (1-3 года) навыки самостоятельности подразумевают умение себя занять на некоторое время, навыки самообслуживания (кушать ложкой, ходить на горшок, убирать за собой и т.п.), наличие с...

Консультации для педагогов и родителей воспитанников

Главные правила безопасности детей в ДОО и домаДуховно-нравственное воспитание дошкольниковСовременные подходы к взаимодействию ДОО и семьиО наказании и поощрении детей дошкольного возрастаКак работат...

Консультации для педагогов и родителей воспитанников

- "Весенняя аллергия у детей"- "Как предупредить весенний авитаминоз"- "Воспитание детей через художественное слово"- "Осторожно: тонкий лед"- "Безопасное ...