Консультации для педагогов и родителей воспитанников МДОУ
книга (подготовительная группа)
Консультации для педагогов ДОУ и родителей воспитанников ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультации для педагогов | 2.15 МБ |
Ю. Гиппенрейтер | 1.59 МБ |
Ю.Б.Гиппенрейтер | 1.51 МБ |
Тест для родителей "Какой я родитель?" | 15.05 КБ |
Познавательное развитие старших дошкольников | 19.22 КБ |
Влияние мультфильмов на сознание дошкольников | 18.21 КБ |
Готовность ребенка к школьному обучению | 16.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Педагог-психолог Спиридонова Ольга Сергеевна
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам пройти психологический тест: «Какой я родитель?»
Вопросы
Можете ли Вы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
5. Сохранять самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас
из себя?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
6. Поставить себя на место ребенка?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы – добрая фея (добрый
волшебник)?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства,
представляющий Вас в невыгодном свете?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
9. Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить
ребёнка?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
10. Пообещать ребёнку, исполнить его желание за хорошее поведение?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает,
и ни во что не вмешиваться?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
12. Не прореагировать, если Ваш ребёнок ударил, грубо оттолкнул,
незаслуженно обидел другого ребёнка?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
13. Устоять против детских просьб и слёз, если Вы уверены, что это –
каприз, детская прихоть?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
Подсчет баллов
Ответ «а» оценивается в 3 балла, «б»- в 2 , «в» - в 1 балл.
От 30 до 39 баллов. Ребёнок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы
стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с
уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов
воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете
правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
От 18 до 30 баллов. Забота о ребёнке для Вас – вопрос первостепенной
важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не
всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы
чересчур строги, в других случаях излишне мягки, кроме того, Вы склонны к
компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует
серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Менее 18 баллов. У Вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам
недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью.
Обратитесь за помощью к воспитателям, психологу, ознакомьтесь с книгами
по семейному воспитанию.
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие старшего дошкольника
Педагог-психолог Спиридонова Ольга Сергеевна
Современное общество нуждается в активной личности, способной к
познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и
творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой
личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Основной
задачей работы педагогов дошкольного учреждения является развитие
личности дошкольника, готовности его к школьному обучению. Проблема
развития ребенка, подготовки его к школе, сложна и актуальна, ее развитие
неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у
дошколят.
Что же вкладывается в понятие «познавательный интерес»?
Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к
миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с
окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной
задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их
использовать в практической деятельности. Исследования педагогов и
психологов показывают, что при наличии интереса познавательная
деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно,
плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной
деятельностью. Развитие познавательного интереса является первостепенной
задачей умственного воспитания дошкольников.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое
формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с
окружающим миром и не является изначально присущим человеку от
рождения. Также можно сказать, что познавательный интерес –
избирательная направленность человека на познание предметов, явлений,
событий окружающего мира, активизирующая психические процессы,
деятельность человека и его познавательные возможности. Развитие
познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления,
закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать в
работе с дошкольниками.
В процессе обучения детей дошкольного возраста познавательный
интерес является средством обучения – т. е как средство привлечения
внимания к обучению, активизации мышления детей, как средство,
заставляющее увлеченно работать. В этом случае можно говорить о
занимательности обучения. Назначение «занимательности обучения» состоит
в следующем:
-первоначальный толчок к познавательному интересу;
-опора для эмоциональной памяти, средство для запоминания;
-своеобразная «разрядка» напряженности на занятии, средство переключения
эмоций, внимания, мыслей;
-средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.
Познавательный интерес выступает и как мотив учебной деятельности.
Для образования мотива в старшем дошкольном возрасте уже недостаточно
внешних воздействий (занимательности). Мотивы должны опираться на
потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет
необходимость, ценность, занимательность, закрепляется в мотиве. Мотив
заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках учебной
деятельности, но и за их пределами.
В работе над развитием познавательного интереса детей старшего
дошкольного возраста необходимо учитывать следующие факторы:
-создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе;
-обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности
каждому ребенку;
-стимулирование включение ребенка в деятельность (игровую,
познавательную, личностную, практическую);
-включение в познавательную деятельность различные виды восприятия
(зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые).
Развитие познавательного интереса у дошкольников возможно при наличии
развивающей среды.
Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка,
окружающая ребёнка имеет большое развивающее значение. При внешней
пассивности окружающие предметы активно воздействует на детей. В
процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о
назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание
на их форму, размер, цвет, материал, пропорции.
Нельзя говорить о полноценном развитии ребенка – дошкольника, если его
окружающая обстановка примитивна и хаотична, и он не получает от
взаимодействия с ней позитивную информацию. С помощью развивающей
среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное
состояние, а можно мешать проявлению фантазии, развитию
индивидуальности, отрицательно влиять на взаимоотношения детей друг с
другом, на процесс обучения. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы
каждый предмет являлся органичной частью развивающего пространства,
стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные,
карандаши, бумага…находились в доступных для детей местах). В группе
ДОУ должны быть созданы условия, позволяющие каждому ребенку
самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями
окружающее пространство; должны быть выделены зоны для
познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, зоны для
чтения и наблюдения за живой природой и др.
Предметная среда способствует развитию познавательного интереса
ребенка только в том случае, если он:
-увлечен изучаемым материалом;
-стремится выполнить разнообразные, особенно сложные задания;
-проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в
достижении результатов;
-обращается к взрослому с вопросами, характеризующими их
познавательный интерес.
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в
большой мере зависит и от воспитателя, поэтому к нему предъявляются
особые требования: воспитатель должен быть не только профессионалом, но
и развитой личностью. Так, например, К.Д. Ушинский, в свое время отмечал:
«Только личность может действовать на развитие и определение личности,
только характером можно образовать характер».
Воспитатель, как личность, состоится в том случае, если он:
-делает все для того, чтобы укрепить в каждом ребенке веру в свои силы;
-развивает у них чувство собственного достоинства;
-развивает творческие силы детей;
-поощряет их за продвижение;
-не ослабляет деятельности детей недоверием, негативными оценками;
-использует приемы, способствующие двигательной энергии.
Если дети любят и доверяют педагогу, то они считают, что она самая
красивая, рисуют себя рядом с ней и делают только так, как она сказала.
Большое значение имеет и профессиональное мастерство педагога,
который должен знать, что до тех пор, пока побудитель деятельности будет
исходить от него (педагога), а не будет опираться на «внутреннюю» среду
ребенка, развитие познавательного интереса будет ситуативным. Только те
знания ценны, которые добыты своим трудом! Педагог не должен давать
готовых знаний, образцов, определений. Он должен:
-стимулировать каждого ребенка на их поиск,
-создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы использовать
свой прошлый опыт,
-организовывать поисковую деятельность,
-ставить простейшие опыты,
-формировать умение спрашивать, наблюдать.
Таким образом, показателем познавательного интереса будет, если дети:
-думают (анализируют, обобщают, доказывают);
-удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
-внимательны, целеустремленны, настойчивы, проявляют волю;
-фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).
Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников
является внешняя привлекательность наглядного материала, использование
игровых приемов в образовательном процессе:
-внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых
атрибутов;
-коллективных форм выполнения заданий, путешествий, КВН, конкурсов,
смекалистых, игр – соревнований, головоломок. Действенным приемом
развития познавательного интереса у дошкольников является умело
поставленный вопрос, заставляющий думать, размышлять, находить.
Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у
дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и
семьи.
Предварительный просмотр:
Влияние мультфильмов на сознание детей
Педагог-психолог Спиридонова Ольга Сергеевна
Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов,
и врачей. Особенно сейчас эта тема актуальна, когда введен режим
самоизоляции. В таких условиях почти для каждого ребенка телевидение
стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и
ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще
только складывается, и существенную роль в его формировании играет все,
что он получают из окружающей его среды: игры, сказки, совместные
занятия, в том числе и телевизионные передачи. Многим кажется, что это
способ времяпровождения, но это не так. На самом деле это и средство
воспитания.
В выборе мультфильма надо быть так же внимательнее, как и в выборе
книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо
сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что
в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она
имеет понятие, что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в
этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как
правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный
только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не
сочувствовал. Очень важно, что в старых добрых мультфильмах злой
персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его
отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику
ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или
ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения
(которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как
заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие
притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий
духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают
«положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе
качеств настоящего человека. Но к большому сожалению, с наших голубых
экранов все больше и больше транслируются американские мультфильмы,
которые не безвредны для подрастающего поколения.
Особенности содержания зарубежных мультфильмов
Телевидение ориентировано на детей, как на маленьких, так и
подрастающих. Для того, чтобы завлечь детей существует множество
каналов, которые показывают мультфильмы, сериалы. Когда ребенок смотрит
мультфильмы, словно отключается от всего того, что его окружает. Не
реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов
или сериалов в маленьком ребенке просыпается не детская агрессия, а порой
страхи.
Зарубежный мультфильм, только с виду кажется весьма безобидной
поделкой. Часто так же кажется поделкой весьма глупой и грубой, но, не
несущей никакой особой смысловой, а, тем более, идеологической, нагрузки.
Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир,
фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле.
И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя- черепашек стараются
со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что
абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом
старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или
уговорить.
Такие прекрасные анимационные фильмы киностудии «Уолта Диснея»,
как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», несут в
себе доброе начало, но эти фильмы редко транслируются по телевидению. И
дети чаще всего смотрят не очень качественную продукцию о механических
монстрах, вампирах, приведениях и всемогущих роботах. Почти во всех этих
мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение,
перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия.
И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем
зачастую отказываются от игры - лишь бы сидеть перед телевизором.
Доктор медицинских наук Е. Глушкова считает, что чем больше дети смотрят
телепередачи, тем больше устают, а чем больше устают, тем больше тянет их
к телевизору.
Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых
потом строится его модель мира. Одним из самых важных образов является
женский образ. Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают
особенности женского поведения, а у мальчика подсознательно формируется
идеал женщины, который он будет потом искать. И критерием является не
столько внешность, сколько - поведение героинь мультфильмов. Психологи
(В. Абраменкова, А. Богатырева и др.) просмотрели множество лент
западного кинематографа и пришли к выводу, что поведение большинства
мультгероинь сконструировано таким образом, что при систематическом
просмотре ведет к угасанию желания продолжать род в дальнейшем. Образ
женщины, ранее наделенный романтикой и загадочностью, окрашивается
реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются ранее
традиционные для российских женщин качества, какие прославляют
советские старые добрые сказки - такие как целомудрие, застенчивость,
бескорыстие, скромность, и материнство как таковое. Также отчетливо можно
отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых
мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Во многих
мультфильмах ими наделяется главный, положительный герой. И незаметно
эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям
нужно подражать. Многие героини дерутся со вкусом, демонстрируя свою
правоту. И часто мультгероиня не только наделяется качествами мужского
пола, но и ведет себя как супермен. Особенно ярко это выражено в
фантастических мультфильмах.
В сюжетно - ролевых играх дошкольники часто подражают своим
любимым героям. В процессе подражания и идентификации они усваивают
социальные роли, нормы поведения, ценностные ориентиры, идентификация
подразумевает сильную эмоциональную связь с персонажем мультфильма,
роль которого ребенок принимает, ставя себя на его место. Но игра в
персонажи будет стереотипна, ребенок будет копировать жесты, манеру
поведения персонажа, и в игре не будет ни творчества, ни развития, а сам
ребенок будет подвержен опасности копировать биомеханические
сооружения. Из-за традиционного подражания складывается неправильное
мышление, образ, что способствует конфликту с родителями.
Необходимо регулировать частоту просмотра дошкольниками
различных мультфильмов. Хороший мультфильм -это замечательно, но на
самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору живое общение, и
если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и
нужны, а иногда и не нужны вовсе.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
Педагог-психолог Спиридонова Ольга Сергеевна
Уважаемые родители будущих первоклассников! Предлагаю Вам
информацию, на которую стоит обратить внимание при подготовке к школе.
На данном этапе времени появилась замечательная возможность больше
времени уделить общению и взаимодействию с ребенком, поэтому желаю
Вам провести это время с пользой! Ведь уже совсем скоро для него наступит
новый этап - школьное обучение. Поэтому будет хорошо, если, придя в
первый класс, Ваш ребёнок будет:
Общее развитие
- Знать свою фамилию, имя и отчество. Как зовут родителей, кем работают
родители, домашний адрес;
- Знать в какой стране, городе он живет и уметь называть другие, знакомые
ему страны мира;
- Знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых,
уметь различать зверей, птиц и рыб; отличать диких животных от домашних;
деревья от кустарников; фрукты от овощей;
- Ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их
последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе,
часов в дне, знать и называть дни недели;
- Иметь представления о природных и погодных явлениях;
- Знать основные цвета;
- Знать понятия «право», «лево», «верх», «низ», «над», «под»;
- Знать названия распространенных профессий;
- Уметь рассказать, чем он любит заниматься;
Интеллектуальное развитие
- Решать простые логические задачки, отгадывать загадки;
- Находить лишний предмет в группе предметов;
- Добавлять в группу предметов недостающие предметы;
- Рассказать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
- Группировать предметы по определенному признаку и называть его;
- Восстанавливать последовательность событий (что было сначала, что было
потом);
Слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, речь
- Находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
- Точно копировать простой узор;
- Описывать по памяти картинку;
- Запомнить предложение из слов и повторить его;
- Выполнять графические диктанты;
- Прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
- Пересказать услышанный рассказ;
- Составить рассказ по картинке;
Основы математики
- Уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в
котором пропущены некоторые числа;
- Уметь сравнивать числа первого десятка;
- Уметь называть предыдущее и последующее число относительно рядом
стоящего числа первого десятка;
- Знать понятия «больше», «меньше», «поровну»;
- Знать простые геометрические фигуры;
- Уметь поделить предмет на две, три, четыре равные части;
Чтение
- Отличать буквы от звуков, гласные от согласных;
- Находить нужную букву в начале, середине, конце слова;
- Подбирать слова на заданную букву;
- Делить слова на слоги;
Навыки письма
- Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 минут);
- Правильно держать ручку и карандаш в руке;
- Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
- Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаш от бумаги;
- Уметь рисовать по клеточкам;
- Уметь дорисовывать отсутствующую часть симметричного рисунка;
- Уметь продолжить штриховку рисунка;
- Уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не
растеряться в обществе. Приучайте ребенка содержать свои вещи в порядке.
Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Формируйте у
ребенка умение правильно реагировать на неудачи. Помогите ребенку
обрести чувство уверенности в себе. Приучайте ребенка к
самостоятельности. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его
любознательность, стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения
с ребенком и результат не заставит себя ждать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей воспитанников «Трудности адаптации детей в ДОУ и пути их преодоления»
На ребёнка действуют сразу несколько психотравмирующих факторов:1. Ломается привычный стереотип жизни, в котором ребёнок чувствовал себя спокойно и уверенно, так как уже привык к нему ...
Консультация для педагогов и родителей воспитанников
Матрёшка – это не просто украшение декора или сувенир. В первую очередь, это старинная деревянная игрушка, игра с которой оказывает большое влияние на развитие детей....
Консультация для педагогов и родителей воспитанников "Нетрадиционные техники и упражнения в изобразительной деятельности"
Представлены несклько техник нетрадиционного рисования и упражнения, в которых их можно использовать...
консультация для педагогов и родителей воспитанников детского сада "Звук-волшебник"
Организация работы по развитию музыкальности у дошкольников проводится по трем направлениям:Групповая и индивидуальная работа с детьми.Взаимодействие и просветительская работа с родителями.Совме...
Консультация для педагогов и родителей воспитанников: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании у детей раннего возраста»
В раннем возрасте (1-3 года) навыки самостоятельности подразумевают умение себя занять на некоторое время, навыки самообслуживания (кушать ложкой, ходить на горшок, убирать за собой и т.п.), наличие с...
Консультации для педагогов и родителей воспитанников
Главные правила безопасности детей в ДОО и домаДуховно-нравственное воспитание дошкольниковСовременные подходы к взаимодействию ДОО и семьиО наказании и поощрении детей дошкольного возрастаКак работат...
Консультации для педагогов и родителей воспитанников
- "Весенняя аллергия у детей"- "Как предупредить весенний авитаминоз"- "Воспитание детей через художественное слово"- "Осторожно: тонкий лед"- "Безопасное ...