Консультация для педагогов и родителей воспитанников "Нетрадиционные техники и упражнения в изобразительной деятельности"
консультация

Таюнда Татьяна Моризовна

Представлены несклько техник нетрадиционного рисования и упражнения, в которых их можно использовать

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

для педагогов и родителей воспитанников

Нетрадиционные техники  и упражнения в изобразительной деятельности

Граттаж - техника, которая издавна использовалась в России и называлась «рисование по восковой прокладке» - процарапывание.

Описание: начинаем использовать только со старшего возраста «сначала наносим цветной фон акварелью и подсушиваем бумагу. Далее весь фон полностью затрём воском. Нальём в розетку чёрной гуаши и добавим немного шампуня, тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью подготовленный  лист. А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок.

Чем не гравюра! Но надо иметь ввиду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты глазомер и координация движений.  

Упражнения:

- «В рождественскую ночь» (яркие звёзды и тонкий месяц процарапываем аккуратно).

- «Что за звёздочки такие…» (процарапываем снежинки и ни одна снежинка не похожа на другую).

- «Ночной мотылёк»  (яркий фонарь показался ночному мотыльку солнцем).

- «Салфетка для мамы» (может быть различной формы и с любым рисунком).

- «Волшебная поляна» (Кто-то злой закрасил всю поляну чёрной краской. Ничего страшного. Посмотри, появилась бабочка, а вот цветок).

- «Дворец для Снегурочки» (ночь и вдруг сказочный терем, в котором живёт Снегурочка).

- «Полёт в космос» (космонавтов встречают холодные звёзды и незнакомые планеты).

- «Вечерний город» (как красиво, когда зажигаются огни в окнах домов и уличные фонари!).

- «Ветер по морю гуляет» (летит кораблик на всех парусах по водной глади).

Монотипия - техника, развивающая у детей воображение, фантазию, чувство цвета, формы.

Описание: можно заниматься с детьми со средней группы. Для работы понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисуем половину круга на правой от сгиба стороне листа, затем левую половинку листа прижмём к правой и разгладим сложенный таким образом лист. Раскроем и посмотрим, что получилось. Мяч? А может быть солнце? Тогда дорисуем лучи. Нанесём яркие пятна на одну половинку листа бумаги, прижмём другую. Что получилось?

Упражнения:

- «В стране Двуляндии» (необычная страна, в ней ничего не бывает по одному).

- «Каких я видела бабочек» (На бумагу наносятся различные цветные пятна. А затем бумагу можно складывать в разных направлениях).

- «Осенний парк» (дорогу и небо нарисуем в технике монотипия, сложив лист по «линии горизонта». А потом по небу полетят облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья).

- «Я и мой портрет» (нарисуем себя и посмеёмся).

- «Город на реке» (нарисуем город, согнём бумагу по «линии горизонта». Намочим вторую половину бумаги и прижмём к первой – город отразиться в воде).

- «Белый пароход» (согнём лист бумаги по «линии горизонта». Нарисуем рисунок в верхней части листа, а затем, намочив нижнюю часть, сложим лист. Пароход отразиться в волнах моря).

-«Гномы – близнецы» (нарисуем одного гномика. Сложим лист пополам, разгладим. Вот и брат).

Печатки - техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

Описание: для начала нужно изготовить «печатку». Печатки изготовить несложно самим: надо взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова! Прижимаем её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию!

Упражнения: для детей младшей группы можно предложить нарисовать:

- цветы для пчёлки;

- бабочек порхающих над лугом;

- грибы на полянке;

- овощи в корзинке;

- фрукты в вазе и т.п.

В средней группе дети могут использовать «печатки» с геометрическим рисунком и меняться ими в процессе работы:

- открытки;

- пригласительные билеты;

- платки;

- салфетки

В старших группах используем приём дорисовывания недостающих деталей предметов к готовым «печаткам», составление композиций из разных «печаток»:

- букет цветов;

- закладки;

- букет из рябиновых веток.

Рисование по сырой бумаге - своеобразная техника рисования.

Описание: начинать осваивать эту технику можно уже в младших группах. Для рисования в этой технике нам понадобиться влажная салфетка и ёмкость с водой. Намочим бумагу и разместим её на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмём акварельный мелок или кисточку с акварельной краской и начнём рисовать.

Упражнения: средняя группа:

- «Плывут по небу облака» (проведём плавную линию и она волшебным образом превратиться в … А на что похожи наши облака?).

- «Аквариумные рыбки» (встретились две дуги… А получилась рыбка. Подрисуем ей глаз, рот, чешуйки. А теперь проведём вертикальные линии – заколыхались в воде водоросли).

- «Зайцы на поляне» (провели короткую линию, а увидели серенькую, пушистую шубку непоседы).

  Старшая группа:

- «Летний дождь» (мокрые дорожки, блестящие от капель деревья, мелькает чей – то зонтик).

- «Воробышки зимой» (холодно птичкам, нахохлились они, распустили пёрышки. Ничего скоро весна!).

- «Когда меня обижают»(каким тогда нам кажется мир? Всё расплывается от слёз, становится грустным и серым. Нарисуй, так чтобы мы погрустили вместе).

- «Мой пушистый маленький друг»(я люблю его. Он всё понимает и радуется, когда я с ним играю. А как приятно прижаться к его пушистой мордочке!).

  Подготовительная группа:

- «На дне морском» (покажем, как меняется море в зависимости от погоды).

- «Последний лист»(поздняя осень. Пронизывающий ветер гонит по земле пожухлые листья, клонит стволы деревьев и только один лист ещё трепещет на ветке. Но вот опять подул ветер. И летит вниз последний лист…).

- «В метель» (порыв ветра, ещё один, ещё… Снег колет лицо. Он то вьётся змейкой, то взлетает веером, то мчится в бешеном хороводе, превращая тебя в невидимку).

- «В подводной лодке» (что ты видишь сквозь толщину воды? Водоросли, солнечные лучи, маленьких рыбок, больших рыб…).

- «Радуга – дуга» (цвета расположены в определённой последовательности, смотри не перепутай. Мокрая бумага позволяет добиться результата плавного перехода одного цвета в другой).

Кляксография - игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.

Описание: кляксографию используем в качестве игр и развлечений. Поставим большую, яркую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю… , побежала она вверх оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем.А можно сделать ещё одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы?

Упражнения:

- «Волшебная поляна» (поставим на листе разноцветные капли и раздуем их в разные стороны. Дорисуем стебли листья).

- «Букет цветов»(нарисуем вазу, стебли, листья, а цветы сделаем из клякс. Вот какие астры получились).

- «Волшебная лампа»(нарисуем сказочную лампу. Капнем кляксу – загорелся в лампе свет, а чтобы ярко горел и светил всем добрым людям, раздуем каплю.

Набрызг – непростая техника.

Описание: её суть в разбрызгивании капель с помощью приспособленной для этого зубной щётки и деревянной лопатки (стеки). Держа в левой руке зубную щётку, наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Вот и всё. Лучше осваивать эту технику летом на прогулке, так как сначала капли краски летят не только на бумагу.

 Упражнения:

- «Салфетки» (сделаем набрызг разными красками и полюбуемся эффектом).

- «Снегопад» (по цветному тону делаем набрызг белой краской).

- «Закружила золотая осень»(цветной краской (золотой) набрызгать листву. Кисточкой прорисовать стволы деревьев, ветки кустов. Получается красивый осенний лес).

Печать от руки – очень интересная техника.

Описание: обмакиваем  всю ладонь или её часть в краску  и оставляем отпечаток на бумаге.

Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета и оставляем отпечаток на бумаге. В таком случае мы краску не только видим, но и чувствуем. К отпечаткам ладоней можно добавить отпечатки одного или нескольких пальцев в разных комбинациях или кулачков.

Упражнения:

- «Потеряли перчатки по дороге котятки…» (раскрасим левую руку и приложим её к листу бумаги – одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку (поучимся рисовать левой) и приложим отпечаток рядом. Обе перчатки нашлись!).

- «Чьё лицо?» (отпечаток одной ладони без пальцев похож на чьё-то лицо. Может быть, к нам в гости пришёл домовёнок Кузя? Или Гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали).

- «Наши птицы» (отпечаток руки может превратиться и в утку, и в лебедя, и в любую волшебную птицу, и в важного индюка, задиристого петуха, гадкого утёнка).

- «Цветы» (отпечаток всей ладони приложенный к нарисованному цветочному горшку может быть кактусом или ещё каким-нибудь цветком).

- «Животные»(с помощью данной техники можно изобразить  и испугавшихся животных, у которых шерсть встала дыбом).

- «Ежи»(прекрасная ежиная семья может выйти на прогулку, если прикладывать отпечатки разных по размеру ладошек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С КОЛЛЕГАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФАНТАЗИИ И ТВОРЧЕСТВА, ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ РИСОВАНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....

Консультация для родителей "Игры и упражнения в изобразительной деятельности"

Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста...

Открытое занятие для педагогов по рисованию: «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста «Летний дождик»

Открытое занятие для педагогов по рисованию: «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста «Летний дождик»...

Консультация для педагогов и родителей «Воспитание патриотических чувств посредством изобразительной деятельности»

    Консультация для педагогов и родителей                 Выполнила: Позднякова Л.И «Воспитание ...

Использование изобразительных техник в процессе изобразительной деятельности с детьми с ОВЗ

В стендовом докладе отражены виды нетрадиционных техник, обоснование их применения в работе с детьми с ОВЗ, задачи, принципы организации работы и критерии оценки эффективности...