Консультация "Подготовка руки дошкольника к письму"
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.docx | 195.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка руки дошкольника к письму
Одна из самых важных предпосылок успешного обучения – достаточно высокий уровень развития мелких движений руки. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. У многих детей 6 – 7 лет это умение сформировано недостаточно.
Какие же можно использовать игры и упражнения, которые способствовали бы развитию рук и ручной умелости?
Пальчиковая гимнастика. Ученые пришли к выводу, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее – от пальцев. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики руки, которая не только благоприятно влияет на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость. Исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Каждое занятие по подготовке к письму целесообразно начинать с пальчиковых игр, чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения
детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения упражнений пальчиковой гимнастики – 3-7 минут.
Игры с крупой, бусинками,
пуговицами, мелкими камешками
оказывают прекрасное тонизирующее
и оздоравливающее действие.
Детям предлагается сортировать мелкие
предметы, угадывать их с закрытыми
глазами, катать между большим и
указательным пальцами. Можно научить
ребенка перекатывать пальцами одной
руки два грецких ореха или камешка,
пальцами одной руки или между двух
ладоней – шестигранный карандаш.
Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких деталей: семян, пуговиц, веточек и т.д. Любят дети, а потому и охотно занимаются этим, аппликации с использованием крупы и семян.
Вырезывание ножницами – один из необходимых навыков, которым должен владеть дошкольник. К сожалению, многие дети испытывают затруднения при работе с ножницами. Следует уделять особое внимание усвоению основных приемов вырезывания – навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые).
Симметричное вырезывание, вырезывание различных фигурок из старых журналов, открыток – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Работа с бумагой, оригами, плетение. Развитию точных движений руки помогает плетение ковриков из бумажных полос, складывание из бумаги корабликов, самолетиков, фигурок зверей.
Рисование, раскрашивание – самые распространенные, известные всем детям и родителям занятия для развития мелкой моторики руки. Но и они требуют соблюдения ряда правил: необходимо научить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, ребенок не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – усвоении и выполнении необходимых для письма гигиенических правил. К ним относятся: выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради и умения держать карандаш и ручку. Не стоит ограничиваться каким – то одним материалом для рисования. Рисование ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом требуют различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след, что тоже тренирует руку ребенка для дальнейшей работы.
В работе с ребенком очень важно использовать подготовительные графические упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводку и штриховку контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, дорисовывание предметов. Эти упражнения полезно выполнять на нелинованной бумаге. Ребенок должен стараться не отрывать ручку или карандаш от бумаги и не прерывать линии. При этом дошкольник должен быть знаком с основными правилами штриховки и соблюдать их:
*штриховать только в заданном направлении;
*не выходить за контуры фигуры;
*соблюдать параллельность линий.
Что касается вопроса о том, нужно ли учить
ребенка до поступления в школу писать
прописными буквами, ответ однозначен – этого
делать не стоит. Можно работать с ребенком в
тетради с разлиновкой. Полезны упражнения,
направленные на овладение рабочей строкой
(ребенок рисует фигуры – кружочки,
квадраты и т. д., стараясь не выходить за строку),
упражнения на выработку наклона. Все эти
игры и упражнения являются важной подготовительной работой для успешного овладения навыком письма в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подготовка руки дошкольника к письму"
В работе представлен отчет о работе по методической теме...
презентация "Подготовка руки дошкольника к письму"
В работе представлены практические и теоретические материалы по данной теме, а также работы детей....
Подготовка руки дошкольника к письму.
У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети эт...
Консультация для родителей "Подготовка руки дошкольника к письму"
Консультация для родителей...
«-Создание условий подготовки руки дошкольника к письму через игровую деятельность-»
В статье представлен материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму. Цель: развитие мелкой мускулатуры рук и зрительно-мышечной координации....
Подготовка руки дошкольника к письму
Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движения...
Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму
При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...