Буклет "Веселый язычок"
учебно-методический материал (старшая группа)
Данный материал необходим родителям для выполнения полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet.doc | 927.5 КБ |
buklet.doc | 927.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативные упражнения
«Тоннель». Дети встают на четвереньки, образуют тоннель. Дети по очереди проползают по тоннелю, в конце становясь «тоннелем».
«Я – дрозд, ты – дрозд». Выполнение движений по тексту.
Дети встают парами.
Я - дрозд, ты - дрозд,
У меня - нос, у тебя – нос.
У меня - щечки гладеньки,
У тебя – щечки гладеньки,
У меня – губки аленьки,
У тебя – губки аленьки.
Мы два друга, мы любим друг друга.
«Паровозик» в парах. Первый вагончик закрывает глаза, второй вагончик становится ведущим. Везет «паровозик», преодолевая расставленные препятствия. Затем дети меняются местами, и путь повторяется. В конце обсуждаются результаты «Кем быть сложнее?».
«Путаница» . Дети встают в круг и берутся за руки. Водящий отворачивается, а дети запутываются, перелезая друг под другом, поворачиваясь. Водящий после сигнала поворачивается и распутывает детей.
«Снеговик». Дети разбиваются на пары. Один из детей снеговик, а другой – ребенок. Ребенок «лепит» снеговика, похлопывая «снеговика» по разным частям тела. Затем снеговик и ребенок меняются ролями.
Задачи психомоторной
коррекции:
- Развитие внимания и наблюдательности;
- Развитие мелкой моторики;
- Снятие психоэмоционального напряжения;
- Развитие эмоционально выразительных движений;
- Развитие произвольности и самоконтроля;
- Развитие координации движений;
- Обучение навыкам релаксации и дыхательных упражнений.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
- Разминка
- Телесные упражнения
- Упражнения для развития мелкой моторики
- Когнитивные и коммуникативные упражнения
- Глазодвигательные упражнения
- Дыхательные упражнения
- Растяжка
- Релаксация
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»
г. Камень-на-Оби
ПСИХОМОТОРНАЯ КОРРЕКЦИЯ
Учитель-логопед: Игина О.В.
Камень-на-Оби
2020 г.
Дыхательные упражнения
«Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.
«Дворники». И.п. – встать на колени и сесть на пятки, ноги вместе. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. С вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом – вниз.
«День - ночь». И.п. – встать, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх, постепенно «растягивая» все тело (не отрывать пятки от пола); задержать дыхание. На выдохе постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице; задержать дыхание. Вернуться в исходное положение.
РАСТЯЖКА
«Струночка». И.п. – лежа на спине. Ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струночкой и растягивать тело, потягиваясь одновременно сначала двумя руками, затем двумя ногами, затем правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.
«Звезда». И.п. – лежа на спине, а затем на животе. Ребенку предлагается изобразить своим телом «звезду», слегка разведя руки и ноги, а затем выполнить растяжки. Усложнение заключается в том, что ребенок выполняет сначала линейные, а затем диагональные (реципрокные )растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а потом левая рука и правая нога.
«Травинка на ветру». И.п. – сидя на полу. Детям предлагается изобразить всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Логопед поясняет: «Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх)».
РЕЛАКСАЦИЯ
«Раскачивающееся дерево» (стоя).
Предложите ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни – это ноги, ствол – туловище, крона – руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается: наклоняется вправо и влево (3-5 раз), вперед и назад. Во время движений необходимо стремиться соблюдать ритмичность дыхания.
Цель артикуляционной гимнастики
Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
«Футбол»
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
«Гармошка»
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»
г. Камень-на-Оби
«Веселый язычок»
Артикуляционная гимнастика
Учитель-логопед: Игина О.В.
Камень-на-Оби
2020 г.
«Улыбка»
Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.
«Дудочка»
Дети вытягивают губы вперед трубочкой. Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.
«Иголочка»
Дети улыбаются, приоткрывают рот, узкий, прямой язык просовывать между зубами. Удерживать на счет до 5.
«Горка»
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«Качели»
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
12. "Подбери слово". Птица - перья. Рыба - вода, огурец - овощ, ромашка – цветок.
13. "Расскажи стихотворение".
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
14. "Расскажи сказку". Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
15. Игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.
Образец:
сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик … и т. п. Таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»
г. Камень-на-Оби
«Словесные игры и упражнения, способствующие активизации речевого развития детей»
Учитель-логопед: Игина О.В.
Камень-на-Оби
2020 г.
1. "Слово на ладошке". Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
2."Что бывает?". Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Зеленый - ... дом, помидор. Зимняя - ... одежда, рыбалка.
Домашнее - ... печенье, задание.
3.Скороговорки - языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона вороненка.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
4."Общие слова".
1) Ребенок должен назвать фрукты..., мебель..., птиц..., овощи..., одежду...
2) Ребенку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, береза, клен - это...
5."Четвертый лишний".
Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: ваза - роза - нарцисс - гвоздика
6."Посчитай". Считаем все, что можно посчитать. Н-р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока... пять красных яблок и т.д.
7. "Скажи наоборот".
Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".
Существительные: лето - зима, день - ночь, холод - ...тепло, север - юг и т.п.
Глаголы: пришел - ушел, нырнул - вынырнул
Прилагательные: широкий - узкий, маленький – большой, богатый - бедный и т.п.
Наречия: далеко - близко, высоко – низко.
8. "Подбери слово".
Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: "назови фрукт, название которого начинается со звука «А» (апельсин, абрикос, ананас...)
9."Большой - маленький".
Ребенку предлагается назвать ласково, н-р, ложка - ложечка, стул – стульчик, звезда-звездочка, цветок-цветочек, стол-столик.
10."Отгадай загадку".
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н-р: "Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?" (репка)
Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат (помидор).
11. "Назови, какой...".
Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок – яблочное
Предварительный просмотр:
Коммуникативные упражнения
«Тоннель». Дети встают на четвереньки, образуют тоннель. Дети по очереди проползают по тоннелю, в конце становясь «тоннелем».
«Я – дрозд, ты – дрозд». Выполнение движений по тексту.
Дети встают парами.
Я - дрозд, ты - дрозд,
У меня - нос, у тебя – нос.
У меня - щечки гладеньки,
У тебя – щечки гладеньки,
У меня – губки аленьки,
У тебя – губки аленьки.
Мы два друга, мы любим друг друга.
«Паровозик» в парах. Первый вагончик закрывает глаза, второй вагончик становится ведущим. Везет «паровозик», преодолевая расставленные препятствия. Затем дети меняются местами, и путь повторяется. В конце обсуждаются результаты «Кем быть сложнее?».
«Путаница» . Дети встают в круг и берутся за руки. Водящий отворачивается, а дети запутываются, перелезая друг под другом, поворачиваясь. Водящий после сигнала поворачивается и распутывает детей.
«Снеговик». Дети разбиваются на пары. Один из детей снеговик, а другой – ребенок. Ребенок «лепит» снеговика, похлопывая «снеговика» по разным частям тела. Затем снеговик и ребенок меняются ролями.
Задачи психомоторной
коррекции:
- Развитие внимания и наблюдательности;
- Развитие мелкой моторики;
- Снятие психоэмоционального напряжения;
- Развитие эмоционально выразительных движений;
- Развитие произвольности и самоконтроля;
- Развитие координации движений;
- Обучение навыкам релаксации и дыхательных упражнений.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
- Разминка
- Телесные упражнения
- Упражнения для развития мелкой моторики
- Когнитивные и коммуникативные упражнения
- Глазодвигательные упражнения
- Дыхательные упражнения
- Растяжка
- Релаксация
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»
г. Камень-на-Оби
ПСИХОМОТОРНАЯ КОРРЕКЦИЯ
Учитель-логопед: Игина О.В.
Камень-на-Оби
2020 г.
Дыхательные упражнения
«Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.
«Дворники». И.п. – встать на колени и сесть на пятки, ноги вместе. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. С вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом – вниз.
«День - ночь». И.п. – встать, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх, постепенно «растягивая» все тело (не отрывать пятки от пола); задержать дыхание. На выдохе постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице; задержать дыхание. Вернуться в исходное положение.
РАСТЯЖКА
«Струночка». И.п. – лежа на спине. Ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струночкой и растягивать тело, потягиваясь одновременно сначала двумя руками, затем двумя ногами, затем правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.
«Звезда». И.п. – лежа на спине, а затем на животе. Ребенку предлагается изобразить своим телом «звезду», слегка разведя руки и ноги, а затем выполнить растяжки. Усложнение заключается в том, что ребенок выполняет сначала линейные, а затем диагональные (реципрокные )растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а потом левая рука и правая нога.
«Травинка на ветру». И.п. – сидя на полу. Детям предлагается изобразить всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Логопед поясняет: «Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх)».
РЕЛАКСАЦИЯ
«Раскачивающееся дерево» (стоя).
Предложите ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни – это ноги, ствол – туловище, крона – руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается: наклоняется вправо и влево (3-5 раз), вперед и назад. Во время движений необходимо стремиться соблюдать ритмичность дыхания.
Цель артикуляционной гимнастики
Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
«Футбол»
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
«Гармошка»
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»
г. Камень-на-Оби
«Веселый язычок»
Артикуляционная гимнастика
Учитель-логопед: Игина О.В.
Камень-на-Оби
2020 г.
«Улыбка»
Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.
«Дудочка»
Дети вытягивают губы вперед трубочкой. Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.
«Иголочка»
Дети улыбаются, приоткрывают рот, узкий, прямой язык просовывать между зубами. Удерживать на счет до 5.
«Горка»
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«Качели»
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
12. "Подбери слово". Птица - перья. Рыба - вода, огурец - овощ, ромашка – цветок.
13. "Расскажи стихотворение".
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
14. "Расскажи сказку". Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
15. Игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.
Образец:
сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик … и т. п. Таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»
г. Камень-на-Оби
«Словесные игры и упражнения, способствующие активизации речевого развития детей»
Учитель-логопед: Игина О.В.
Камень-на-Оби
2020 г.
1. "Слово на ладошке". Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
2."Что бывает?". Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Зеленый - ... дом, помидор. Зимняя - ... одежда, рыбалка.
Домашнее - ... печенье, задание.
3.Скороговорки - языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона вороненка.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
4."Общие слова".
1) Ребенок должен назвать фрукты..., мебель..., птиц..., овощи..., одежду...
2) Ребенку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, береза, клен - это...
5."Четвертый лишний".
Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: ваза - роза - нарцисс - гвоздика
6."Посчитай". Считаем все, что можно посчитать. Н-р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока... пять красных яблок и т.д.
7. "Скажи наоборот".
Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".
Существительные: лето - зима, день - ночь, холод - ...тепло, север - юг и т.п.
Глаголы: пришел - ушел, нырнул - вынырнул
Прилагательные: широкий - узкий, маленький – большой, богатый - бедный и т.п.
Наречия: далеко - близко, высоко – низко.
8. "Подбери слово".
Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: "назови фрукт, название которого начинается со звука «А» (апельсин, абрикос, ананас...)
9."Большой - маленький".
Ребенку предлагается назвать ласково, н-р, ложка - ложечка, стул – стульчик, звезда-звездочка, цветок-цветочек, стол-столик.
10."Отгадай загадку".
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н-р: "Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?" (репка)
Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат (помидор).
11. "Назови, какой...".
Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок – яблочное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка о язычке
Развитие артикуляционного аппарата. ...
Путешествие язычка
Конспект занятия вокального кружка в старшей и подготовительной группесоставитель Мертвищева О.Г. музыкальный руководитель МДОУ №3 «Орленок»...
конспект непосредственно образовательной деятельности "Здравствуй,умный язычок"
занятие для второй младшей группы...
Подборка артикуляционной гимнастики " Сказки веселого язычка"
Никто не заменит работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не терять времени до поступления в логопедическую группу или на прием к логопеду. Дан...
Артикуляционная гимнастика "Весёлые превращения Язычка"
Комплекс артикуляционных упражнений в стихотворной форме....
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Сказка «О Веселом Язычке»...
Логопедический проект "Мой подвижный язычок, Язычок - Звуковичок"
Информационно - практический проект для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Этот проект призван вызвать интерес детей к...