Развитие детской самостоятельности
статья
Предварительный просмотр:
Развитие детской самостоятельности
Содержание
1 Введение
2 Новорожденность
3 Ранний возраст
4 Дошкольный возраст
5 Младший школьный возраст
6 Развитие детской самостоятельности
7 Что такое самостоятельная деятельность?
8 На что похожа самостоятельность?
9 Как воспитать в дошкольниках самостоятельность?
10 Итог работы по формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста.
11 Заключение
12 Литература
Введение
Известно, что около 50% способностей к обучению закладывается в первые четыре года жизни ребенка, а еще 30% - до семи лет. В течении первых двух лет жизни созревают основные мозговые структуры, обеспечивающие готовность к обучению. Всё остальное, что человек узнает и чему научится в своей жизни, он будет строить на этом фундаменте.
Ребенок сам ставит цель, определяет задачи и ищет пути их решения. Формируются навыки самостоятельной деятельности, которые зависят от условий, обеспечивающих наиболее гармоничное развитие самостоятельности.
Взрослые должны организовывать условия для самостоятельной активности ребенка. Для этого необходимо знать этапы развития ребенка.
Онтогенез – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни.
Самостоятельность – целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим ребенком в совокупности выполняемых действий и корректируемая им по процессу выполнения и результату деятельность. Сама деятельность детей при этом может быть полностью или частично организованной педагогом, а может быть и самостоятельной.
Новорожденность
Ребенок рождается и своим первым криком оповещает этот мир о своём появлении. Он приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, ребенок отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем.
Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес – почти в 2 раза. Ребенок начинает все более интенсивно и успешно двигаться и, значит, приобретает большие возможности познания окружающего мира. Наиболее важным в этот период является развитие движений руки. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни.
В 5-6 месяцев ребенок может уже схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координаций. Значение этого момента велико: хватание – первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.
Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченным им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает их из руки в руку и т.д.
После десяти месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Интересно то, что эти функциональные действия не становятся еще предметными: они связаны с теми отдельными объектами, с которыми действовал взрослый, показывая ребенку, как укачивать куклу, как кормить её с ложечки и т.п.
К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что этим можно делать».
В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность .
Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1-го года. Как всякий кризис он связан со всплеском самостоятельности.
Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, книги, посуду. Не все желания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя» или «нет», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность. И здесь очень часто скрывается причина отсутствия самостоятельности у детей, которая обнаруживается, когда ребенок начинает ходить в детский сад. Многие дети привыкли, что каждое их действие обеспечивается помощью взрослых, которые оберегая своего ребенка, заглушают любое проявление самостоятельности. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.
Ранний возраст
В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, ребенок становится биологически независим. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого – ситуация «Мы», как назвал её Л. С. Выготский. Следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции.
Примерно в двухлетнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. Мышление в этот период наглядно-действенное. Мышление развивается в процессе практической деятельности. Происходит перенос действий в другие условия. Вслед за отделением действий от предметов, с которыми они были связаны, и их обобщением, у ребенка появляется способность соотносить свои действия с действиями взрослых как образцы. Взрослый задает ребенку образцы действий, контролирует, корректирует и оценивает их выполнение. У ребенка при вычленении собственных действий из совместной деятельности появляется новое отношение к ним – как к своим действиям, что отражается в речи: «Вова дает кушать», «Наливает воды Тата», и позже «Я играю», «Я иду гулять». Действия, называемые Д. Б. Элькониным личными, становятся одной из предпосылок нового всплеска самостоятельности и, таким образом, подготавливают следующий переходный период – кризис 3-х лет.
Кризис 3-х лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. По Д. Б. Эльконину, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях с взрослыми: негативизм, своеволие, протест-бунт, обесценивание. В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе с взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание «Я сам» - центральное новообразование этого периода.
Дошкольный возраст
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не мене сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Накопление практического опыта действий и развитие познавательной и общественной направленности формируют у ребенка-дошкольника стремление к самостоятельности. Самостоятельность развивается с возрастом ребенка, изменяясь по направленности и характеру проявлений. В формировании самостоятельности и способности к самореализации значительная роль принадлежит образцам, в качестве которых выступают конкретные люди - воспитатели, родители. Ребенок подражает им. Возрастает значение активной деятельности самого ребенка. Она регламентируется известными и понятными ему правилами поведения. Последовательное их применение воспитателем т обоснованная оценка действий детей, защищающих или нарушающих определенное правило, становится критерием оценки и самооценки детей, основой морального их поведения. Повседневное действие по правилам обеспечивает формирование у дошкольников сложившихся бытовых, культурных и нравственных привычек. И если в раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка, то к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.
Младший школьный возраст
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него занимательная деятельность, очень значимая. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Как всякий кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений – значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается нового возрастного периода. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным.
Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения, определенная самостоятельность и независимость, настойчивость и упорство, целеустремленность и в связи с этим, повышенная познавательная активность. Ребенок становится школьником тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию. Он включается в учебную деятельность как наиболее значимую для него.
Утрата интереса к игре и становление учебных мотивов связаны с особенностями развития самой игровой деятельности. В играх по правилам, характерных для старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, выигрывает тот, кто лучше освоил игру. Например, для игры в классики нужна специальная тренировка, чтобы уметь точно бросать битку и прыгать, хорошо координируя свои движения. Ребенок стремится успешно выполнять определенные действия. В игровой деятельности смещается акцент с процесса на результат. Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, становится более самостоятельным. И здесь важен процесс общения с близкими людьми, воспитателями, учителями – теми взрослыми, которые в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения могут помочь ребенку воспринимать, перерабатывать и усваивать опыт многих поколений человечества. Каждый ребенок способен вырасти в высоконравственную, творческую личность с активной жизненной позицией.
Итак, если воспитатель, родители, учителя будут знать этапы развития личности ребенка в период новорожденности, младенчества, раннего возраста, дошкольного возраста и т.д., то смогут правильно направить процесс обучения, познавательной активности, самостоятельной деятельности. Подготовить ребенка к самостоятельности, независимости, полноценной жизни. Развить ребенка, как самостоятельного человека, умеющего выбирать и нести ответственность за свой выбор, заполнять своё свободное время полезной и интересной деятельностью, быть свободным в коллективе таких же свободных людей.
Развитие детской самостоятельности
Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности.
Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.
В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
“Самостоятельность” – очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Oсновные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте - это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором - синдром беспомощности.
Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка. Причины разные: страх за него, желание уберечь от неминуемого поражения или презрительное отношение к его `глупым` затеям. Итог один - отмирание инициативности как первого звена в формировании самостоятельности.
Естественно, не проявятся и все последующие ее компоненты. Конечно, предметная самостоятельность не отмирает полностью - просто переносится ребенком в другую сферу активности (например, в общение с взрослым) и начинает проявлять себя в неспецифической форме: ребенок `мается`, не знает, чем себя занять - то, что он хочет делать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится.
Тогда он переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит ее из себя - короче, реализует свою потребность в независимости другим способом. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик, который без мамы не может учиться и общаться с ровесниками.
Синдром беспомощности - это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности. У малышей нет даже того первого компонента самостоятельности, который все-таки присутствует у инфантильных детей - инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны.
Особо грубые формы задержки свойственны детям, которые с раннего возраста воспитывались в детских домах, круглосуточных группах детского сада и т.д.
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует развитию его личности в целом.
В наше время многие родители мало дают возможностей в развитии самостоятельности своего чада. В виду своей занятости предпочитают сделать за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому. Когда трёхлетний ребёнок приходит в детский сад и не может самостоятельно застегнуть сандалии, надеть колготы, пользоваться ложкой и т.д., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребёнок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становится всё больше. Тогда перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос.
Что такое самостоятельная деятельность?
Для многих взрослых самостоятельный ребёнок – это тот, который быстро и самостоятельно делает то, что ему скажут (переодевается, умывается, ест и т.д.), в общем, не мешает жить. Самостоятельность – хитрое слово, основа основ современного образования.Самостоятельная деятельность – это внутренне мотивированная деятельность. Делает ребёнок что-то – вот вам и деятельность. А это не так. Допустим, рисуют дети птичку. Один хочет угодить воспитателю – старается нарисовать аккуратно, но ему это совершенно не интересно. Второму просто нравится рисовать – он не заботится о правильности, наслаждается процессом. Третий всё делает, чтобы поскорее пойти поиграть. Четвёртый очень любит птичек, поэтому не только делает всё тщательно, но и что-то привносит от себя, пытаясь передать движение крыльев, красоту оперенья. Цель у всех одна – нарисовать птичку, а вот мотивы – разные, поэтому и результаты различны.
Как отмечал Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. Чем это плохо? На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития.
Сегодня ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия.
Важно понимать, что для формирования самостоятельности значима именно внутренняя, собственная мотивация ребёнка. Когда «надо» меняется на «хочу». Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Именно поэтому проблема формирования детской самостоятельности не затрагивает аспекта самообслуживания. Последнее связано с выработкой определённых навыков, которые следует расценивать как проявление организованности, а не самостоятельности. Задачи того, что ребёнок делает, диктуются требованиями социума, а не его потребностями, и выполняются именно как навык, как привычка действовать определённым образом в определённых условиях.
На что похожа самостоятельность?
У нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок – это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых.
На что же похожа самостоятельность?
Чем старше становился ребенок, тем меньше в нем находили “несовершенств”, но сути дела это не меняло. И только в последнее время у нас утвердился “позитивистский” подход к развитию ребенка: за ним наконец-то признали право быть личностью. А самостоятельность – верная спутница личностного развития.
Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Наиболее типичные ответы:
“это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих”;
“способность рассчитывать только на свои силы”;
“независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество”;
“умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще”;
“умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому”.
Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу 3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок. Значит ли это, что правы были те психологи, которые утверждали, что полная самостоятельность малышам недоступна и посему о личности ребенка говорить преждевременно? И да, и нет.
Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать ее у ребенка очень сложно: мы оперируем критериями “зрелой” самостоятельности, а у него она выражена неявно, часто мимикрирует под другие качества или обнаруживается только частично. Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться – непростая задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии.
Как воспитать в дошкольниках самостоятельность?
Задача каждого ребенка - стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанные выборы и строить свою жизнь. Задача взрослых - помочь ему в этом нелегком деле. Главная сложность в формировании детской самостоятельности у педагога заключается в затрате его личностных качеств: терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельностный подход. Самостоятельность и ответственность закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше.
Считаются наиболее эффективными следующие методы обучения:
проблемное обучение;
методы ТРИЗ;
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии
Каждый ребенок – уникальная личность, развивается индивидуально.
Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания – все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности.
Вот пример из практики. В группе были дети, которые чувствовали себя неуверенно, зажато, с трудом выражали свои мысли, некоторые испытывали страх и неуверенность при общении. Ставилась цель: раскрепостить детей, добиться того, чтобы каждый ребёнок без страха рассказал о своей деятельности не только перед своими товарищами, но и перед незнакомыми взрослыми. Эта работа началась в среднем возрасте. В группе часто беседовали на разные темы: о перелётных и зимующих птицах, о животных в нашем зоопарке, о труде, о профессиях, о разных событиях, которые произошли в жизни детей и др. Во время этих бесед дети самостоятельно предлагали свои варианты представлений на эти темы в виде рисунков, поделок, стихов. А в старшей группе дети свободно обменивались информацией, делали выводы, особенно это было показательно в проекте «Все работы хороши». Совместно с детьми была выбрана профессия строитель. Но эта профессия охватывает ряд других отдельных профессий, без которых нельзя построить дом: кровельщик, каменщик, крановщик и др. Когда готовился этот проект, дети самостоятельно сделали выбор того, как они будут участвовать в проекте. Кто–то решил стать проектировщиком, а кто-то представить профессию плотника, штукатура, маляра. И на вопрос - почему именно эта профессия, дети обосновывали свой выбор. А были и такие, кто занял место в зрительном зале. И это тоже был самостоятельный выбор.
Кроме того участие в проекте помогло детям научиться публично выступать, свободно чувствовать себя перед аудиторией взрослых и детей. И можно с уверенностью сказать, что в будущем дети будут способны свободно высказывать свое мнение перед аудиторией, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, действовать самостоятельно, без подсказки, свободно выражать свои чувства, ставить перед собой задачи и решать их самому.
Какие трудности возникают при реализации самостоятельной деятельности?
во-первых – недостаточно теоретических знаний по данному вопросу;
во-вторых – отсутствие у родителей готовности умело направлять, развивать, обогащать самостоятельную деятельность детей;
в-третьих – недостаточное использование различных ситуаций для формирования детской самостоятельности;
в-четвёртых – безразличие некоторых родителей к деятельности своего ребёнка. Ребёнок предоставлен самому себе, его инициатива не поддерживается родителями.
Итог работы по формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста.
В результате такой работы можно сказать, что дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, понимали значение слова «самостоятельность», свободно оперировали этим понятием применительно к себе и сверстникам. Повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей.
Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Заключение
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими моральными принципами.
Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Список литературы:
1. Микляева Н. В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности / Детский сад от А до Я, 2008. – №1 – с. 17-23.
2. Шептихина Г. В. Семейные взаимоотношения, как условие развития активной жизненной позиции у детей старшего дошкольного возраста / Детский сад от А до Я, 2008. – №1 – с. 32-39.
3. Абузярова Л.А. Проблемы развития детской активности и самостоятельности: право детей на свободу выбора / Детский сад от А до Я, 2008. – №1 – с. 8-16.
4. Ломбина Т. Н., Лукина В. Г. Основные направления развития детской активности / Детский сад от А до Я, 2008. – №1 – с. 78-87.
5. Ямалтдинова Д. Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся. / Начальная школа, 2008. – №2 – с. 8-10.
6. Абдурахманов Р. А. Специфика и условия развития детей в дошкольном и школьном возрасте / Юнита, 2000. – №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Планирование и организация условий для развития детской самостоятельности в соответствии с ФГОС ДО"
Методическое объединение воспитателей групп дошкольного возраста по проблеме развития детской самостоятельности в соответствиями с ФГОС ДО1 Готовность педагогов к профессиональной деятельности в конте...
Развитие детской самостоятельности и инициативы
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка самостоятельности и инициативы является так же...
"Применение модульного конструктора из нетрадиционного материала для развития детской самостоятельности и инициативы"
Материал будет интересен воспитателям ДОО...
Выступление "Квест- технология развития детской самостоятельности" (из опыта работы)
В представленном материале отражается опыт работы того, как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность. Выполнить задачу ФГОС ДО – научить детей проявлять инициативу и самостоятел...
Развитие детской самостоятельности
Представляю вашему вниманию полезную консультацию для родителей....
Консультация для педагогов. «Приёмы развития детской самостоятельности в образовательной деятельности»
ФГОС ДО как основном нормативном документе большое значение отводится проблеме создания условий для развития детской самостоятельности и инициативы....