Консультация для педагогов. «Приёмы развития детской самостоятельности в образовательной деятельности»
консультация
ФГОС ДО как основном нормативном документе большое значение отводится проблеме создания условий для развития детской самостоятельности и инициативы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_samo-ti_avtosohranennyy.docx | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
«Приёмы развития детской самостоятельности в образовательной деятельности»
Подготовила: Демидова Т.В педагог высшей категории.
ФГОС ДО как в основном нормативном документе большое значение отводится проблеме создания условий для развития детской самостоятельности и инициативы.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
П.2 Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
П.3 Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
П.4 Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
На этапе завершения дошкольного образования ребёнок:
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- способен договариваться
- может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
- способен к волевым усилиям
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Развитие ребёнка в первую очередь происходит в различных видах деятельности и культурных практиках.
Способствуют развитию самостоятельности в игровой деятельности: игры с правилами, игры на удачу, смекалку и сообразительность, командные игры.
В коммуникативной деятельности: использование вопросов «эвристического» или проблемного характера, «словотворчество».
В познавательно-исследовательской деятельности: игра-экспериментирование, опыты с опорой на схемы.
При восприятии художественной литературы и фольклора следует подбирать произведения, воспитывающие в детях умение делать выбор и нести за него ответственность, умение добиваться поставленной цели.
Самообслуживание способствует развитию детской самостоятельности через индивидуальные и коллективные поручения, дежурства.
В музыкальной деятельности приветствуются различные виды импровизации, упражнения на самостоятельный подбор движений.
Конструирование с опорой на наглядность и по замыслу также работает на развитие самостоятельности, как и внесение изменений в постройки для решения игровых задач.
В изобразительной деятельности использование неклассических техник позволяет ребёнку проявить фантазию, творчество, способствует различным способам самовыражения, как и игра-экспериментирование с красками.
Подвижные игры с правилами, игры-соревнования, выбор атрибутов, «сочинение» новых игр создают условия для самостоятельной двигательной активности.
Для инициативы необходимы личностные качества:
- воображение
- уверенность в себе
- ориентация в социальных рамках
- способность взаимодействовать с другими
Развитию самостоятельности способствует:
освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели).
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы.
Методы:
1) Дидактическая игра;
2) Продуктивные виды деятельности.(конструирование, рисование, лепка, аппликация);
3) Самоорганизованная деятельность;
4) Трудовая деятельность;
5) Метод «проектов»;
6) Развитие коммуникативных качеств;
7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе ООД;
При отборе приёмов, способствующих развитию детской самостоятельности педагог, в первую очередь, учитывает возрастные особенности детей.
2-3-хлетним детям мы предоставляем самостоятельность во всём, что не угрожает их жизни и здоровью, ненавязчиво помогаем реализовать замысел ребёнка, одобряем даже самые минимальные успехи, обогащаем среду предметами разных свойств и качеств. Воспитатель должен откликаться на просьбы ребёнка нарисовать или слепить для него что-нибудь по его указанию.
В 3-4 года воспитатель всячески поощряет проявления детской самостоятельности, поддерживает стремление научиться делать что-нибудь самостоятельно, создавать условия для воплощения собственных планов и замыслов каждого ребёнка.
Дети среднего дошкольного возраста начинают делать собственные умозаключения и задача воспитателя относиться к этому с уважением, создание условий для переодевания и ряженья, наборы атрибутов и элементов костюмов так же способствуют проявлению детской самостоятельности и инициативы. В игровой деятельности взрослый участвует только по приглашению и в качестве партнёра, но не лидера.
В старшем дошкольном возрасте очень важно одобрять желание создавать что-нибудь по собственному замыслу, осознавать полезность продукта для других. В 5-6 лет дети уже вполне могут участвовать в планировании жизни группы на день и на более отдалённую перспективу.
В подготовительной к школе группе дети уже должны адекватно оценивать результаты собственной деятельности, участвуют в ситуациях позволяющих им проявить собственную компетентность, продукты детского творчества постоянно презентуются детям других групп, родителям и педагогам.
Ни одно наше занятие с детьми не должно обходить без мотивационной ситуации, ситуации создания выбора: материалов, инструментов, способов и даже заданий.
Развитию детской самостоятельности и инициативы способствует организация работы детей в микросоциумах: парах, тройках, с обязательными элементами самопроверки и взаимопроверки.
Использование многообразия приёмов рефлексивной оценки помогает развитию у ребёнка навыков самоконтроля и самооценки. Оказывайте детям помощь только тогда, когда это действительно необходимо, чаще употребляйте выражения: «Ты сам с этим справишься, я в тебя верю», «Я чуть-чуть тебе подскажу, а всё остальное ты сделаешь сам».
Используйте приём «некомпетентный воспитатель», когда в ответ на вопросы детей мы говорим: «Я не знаю, как это сделать». С уважением относитесь к любым продуктам детской деятельности, призывайте к этому родителей. Хвалите детей грамотно: «Как здорово ты придумал!», «Я вижу, ты очень старался». Не бойтесь дать детям больше самостоятельности и свободы, сами будьте инициативными и вы поймёте как это здорово!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Приёмы и методы работы с одарёнными детьми в детском саду"
Приёмы и методы работы с одарёнными детьми в детском саду...
Мастер-класс для педагогов «Приёмы игры на детских музыкальных инструментах»
Простые и интересные приёмы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах....
Доклад из опыта работы с презентацией по теме: "Поддержка детской инициативы и самостоятельности в образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей 6-7 лет."
Самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего дошкольного периода....
Консультация для педагогов «Приёмы, облегчающие адаптацию детей к детскому саду»
Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ...
Консультация- буклет для родителей«РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ»
Консультация- буклет для родителей«РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ»...
Статья: "Проектная деятельность по развитию детской самостоятельности и инициативности с применением технологии Лепбук"
Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, инициативное, самостоятельное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, ...
"Проектная деятельность по развитию детской самостоятельности и инициативности с применением технологии Лепбук"
Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, инициативное, самостоятельное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, ...