Развитие детской самостоятельности
консультация
Представляю вашему вниманию полезную консультацию для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_detskoy_samostoyatelnosti.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие детской самостоятельности
У некоторых взрослых в нашем обществе бытует мнение, что ребенок еще не личность, что он не умеет самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых
Это далеко не так. Право ребенка - быть личностью давно признано. А то, что самостоятельность - верная спутница личностного развития давно доказано.
Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться – непростая задача.
Наблюдения показывают, как переоценка, так и недооценка зарождающейся самостоятельности чреваты одним и тем же результатом - беспомощностью наших детей в жизненных обстоятельствах, а то и грубыми задержками в развитии.
Чем же руководствоваться в оценке самостоятельности у малышей? Как распознать ее возрастные проявления?
Нельзя оценивать самостоятельность у детей разного уровня умственного или психического развития по одним и тем же меркам, даже если они и ровесники. Единой для всех самостоятельности нет.
Собираемся с детьми на прогулку. Наблюдаю - кто – то из них старательно натягивает ботиночки, не без успеха сражается с неподдающимися застежками, а кто-то терпеливо ждет, когда освободится воспитатель или няня и поможет одеться.
Но если понаблюдать за теми же малышами на занятиях по развитию речи или рисованию, то можно заметить, что дети, четко разделившиеся на «самостоятельных» и «несамостоятельных», могут поменяться местами.
Как же определить, кто из них самостоятелен на самом деле?
Ученые определили ряд видов деятельности, максимально обеспечивающих психическое развитие детей на разных этапах детства, - овладение ими в полном объеме и позволяет ребенку стать самостоятельным «по возрасту».
Так, от рождения до года общение с близкими взрослыми и есть ведущая деятельность; от 1 года до 3-х лет – действия с предметами, от 3до 7 лет – игра, от 7 до14- учеба и т.д.
Важно помнить, что каждый ребенок уникальная личность, развивающаяся индивидуально, хотя и по общим возрастным закономерностям. Темперамент ребенка, его врожденные способности, сфера интересов и даже поощрения и наказания в семье - всё существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности.
Поэтому, не увлекаясь возрастными нормами, сравнивайте вашего ребенка с тем, что было неделю, месяц или год назад. Если список самостоятельных действий у него растет, значит, он развивается нормально, пусть даже он не вполне справляется с тем, в чем его сверстники более удачливы.
Самостоятельность - понятие субъективное, то есть зависящее от наших чувств, жизненного опыта.
Если 3-х летний малыш самостоятельно завязал шнурки на своих ботинках, мы безусловно, восхитимся его умелостью… . Но нам и в голову не придет восхищаться сыном - пятиклассником только за то, что он шнурует ботинки. Другое дело, если он напишет умный реферат или возьмет на себя часть родительских забот по - хозяйству.
Иначе говоря, самостоятельность – не столько умение исполнять, какое- то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения.
Сережа, с которого мама по забывчивости сняла верхнюю одежду, на моих глазах, ни слова говоря, рухнул на пол и лежал до тех пор, пока мама не догадалась, что лишила его «законного» права раздеться самому. Заново одетый Сергей разделся сам и с чувством глубокого удовлетворения отправился к игрушкам.
Однако активно демонстрируемая самостоятельность не вечна: освоенное действие становится привычным и не вызывает былых восторгов окружающих. Ребенок теряет к нему интерес и начинает искать новое дело, успех в котором вернул бы этот восторг. Тот же Сергей, спустя некоторое время уже не возражал, чтобы его одевали и раздевали. Поэтому так трудно определить, в каком возрасте ребенок полностью становится самостоятельным.
Но хочется отметить, что самостоятельность не означает полной свободы действий и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм.
У детей от 2 до 3 лет жизненный опыт можно сказать отсутствует. И малыши берутся за такие действия только для того, чтобы обрадовать, например маму своими успехами. Не удивляйтесь, если припасенную для гостей красную рыбу, вы обнаружите в кошачьей миске. Пока вы были заняты, ребенок решил покормить кошку. Не ругайте его. Лучше восхититесь его самостоятельностью и покажите, чем он может покормить животное в следующий раз.
Со временем малыш усвоит главное - самостоятельность должна завершиться таким результатом, который устроил бы всех. Всеобщий результат – непременное условие становления подлинной самостоятельности, которая чаще всего возникает от 2до 3,5 лет.
Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропадала, надо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают «приступы» детской самостоятельности: они обременительны и небезопасны. Но и резко пресечь действия нельзя. Это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности.
Какой бы причудливой ни была задумка ребенка, сначала похвалите, эмоционально поддержите её, а уж потом объясните, почему не получилось. Малыш так старается полить все цветы в доме, что не прошел мимо сирени на обоях. Жаль, конечно, испорченных обоев и разбухшего паркета, но удержитесь от брани и объясните ему, что бумажные цветы не поливают. Выслушивая ваши доводы, он со временем освоит все понятия «нормативного», «общепринятого».
В 3,5 года ребенок безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо. Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать действия, малыш уже в какой-то степени независим от взрослого. Но это лишь первый и весьма скромный скачок на пути к зрелой самостоятельности. Изменится возрастная ведущая деятельность, и ребенок будет проходить все этапы освоения самостоятельности.
При развитии детской самостоятельности мы взрослые допускаем две прямо противоположные ошибочные тактики. Первая это излишняя опека ребенка и вторая – полное устранение от поддержки действий малыша. В первом случае у детей развивается инфантилизм (незрелость, отсталость развития), во втором – синдром беспомощности.
Недостаточное по объему и качеству общение со взрослыми, разлука с близкими угнетает развитие многих функций ребенка, в том числе и самостоятельность, хотя, казалось бы, для детей в семье созданы все условия.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что только разные формы активности в сочетании с разумными средствами воспитания способны привести к положительным результатам в развитии детской самостоятельности и, конечно же, в общем развитии вашего ребенка.
Змеева Е.В.,воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 14 р.п.Александро- Невский»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Планирование и организация условий для развития детской самостоятельности в соответствии с ФГОС ДО"
Методическое объединение воспитателей групп дошкольного возраста по проблеме развития детской самостоятельности в соответствиями с ФГОС ДО1 Готовность педагогов к профессиональной деятельности в конте...
Развитие детской самостоятельности и инициативы
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка самостоятельности и инициативы является так же...
"Применение модульного конструктора из нетрадиционного материала для развития детской самостоятельности и инициативы"
Материал будет интересен воспитателям ДОО...
Выступление "Квест- технология развития детской самостоятельности" (из опыта работы)
В представленном материале отражается опыт работы того, как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность. Выполнить задачу ФГОС ДО – научить детей проявлять инициативу и самостоятел...
Развитие детской самостоятельности
Статья о развитии детской самостоятельности...
Консультация для педагогов. «Приёмы развития детской самостоятельности в образовательной деятельности»
ФГОС ДО как основном нормативном документе большое значение отводится проблеме создания условий для развития детской самостоятельности и инициативы....