Консультация «Детско-родительский проект как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей».
консультация (старшая группа)

Матвеева Наталия Филипповна

Педагоги в детском саду давно и успешно внедряют метод проекта в работу с детьми. Ведь в ходе реализации проекта развивается познавательная активность ребёнка, любознательность, интерес к окружающему. В ходе решения проблемы малыш учится самостоятельно находить решения, добывать информацию, познаёт радость открытия нового знания и делится им с другими детьми. А могут ли родители создавать проекты со своими детьми? Как родителям, не имеющим педагогического образования можно создать совместный проект со своим ребёнком? И нужно ли? Без сомнения – нужно. Ведь какая бы замечательная работа не велась в детском саду, какими бы замечательными не были педагоги, воспитывается ребёнок всё-таки в семье. Совместная деятельность родителей и ребёнка способствует их сближению, появлению общих интересов, взаимопониманию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsia_dlya_roditeley_detskiy_proekt.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  

«Детско-родительский проект

как средство взаимодействия педагогов ДОУ,

детей и родителей»

 «Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.

Роджер Левин

Педагоги в детском саду давно и успешно внедряют метод проекта в работу с детьми. Ведь в ходе реализации проекта развивается познавательная активность ребёнка, любознательность, интерес к окружающему. В ходе решения проблемы малыш учится самостоятельно находить решения, добывать информацию, познаёт радость открытия нового знания и делится им с другими детьми. А могут ли родители создавать проекты со своими детьми? Как родителям, не имеющим педагогического образования можно создать совместный проект со своим ребёнком? И нужно ли? Без сомнения – нужно. Ведь какая бы замечательная работа не велась в детском саду, какими бы замечательными не были педагоги, воспитывается ребёнок всё-таки в семье. Совместная деятельность родителей и ребёнка способствует их сближению, появлению общих интересов, взаимопониманию.

Что представляет  собой этот метод? 

«Проект» (лат.) «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».

(Этимологический словарь)

Проект – это

  • специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ;
  • самостоятельная или коллективная творческая работа, (завершенная работа) имеющая социально значимый результат.

Метод проектов — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критически творчески мыслить.

Это метод обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребёнка перед сверстниками и собственную самооценку. В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей. Для метода проектов характерна групповая деятельность.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПРОЕКТЫ В ДОУ?

Проекты:

- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

- способствуют развитию творческих способностей детей;

- способствуют умению наблюдать и слушать;

- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

- способствуют развитию мышления;

- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

- развивают воображение;

- развивают внимание, память, речь.

Проектная деятельность – треугольник взаимодействия ПЕДАГОГ - ВОСПИТАННИКИ-РОДИТЕЛИ:

Деятельность воспитателя:

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт.

Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Деятельность воспитанников:

Деятельность дошкольников в проектной деятельности можно разделить на три этапа:

  • «Учимся задавать вопросы»

Дети от природы исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве.

Используются дидактические игры: «Вопросительные слова», «О чём может спросить картинка», «Угадай, о чём спросили».

Ребенку шепотом задается вопрос. Он громко отвечает на него. Например: «В какие игры ты любишь играть? » Ребенок отвечает: «Я люблю играть в игру… .». Остальным надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять задание, предупредите отвечающих детей, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

  • «Учимся решать проблему»

Для того чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.

Помогут в этом несложные упражнения: «Четвёртый лишний» (из одной области) «Посмотрите на мир чужими глазами», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Волшебные превращения»;

  • «Учимся делать выводы, обобщать полученные данные»

Основная задача – помочь детям в ходе несложных собственных рассуждений сделать вывод.

Для формирования первичных навыков умения делать простые аналогии можно воспользоваться упражнениями: «На что похоже» (очертания деревьев за окном, узоры на ковре и т. д.).

Задания, позволяющие детям сделать собственные выводы и строить умозаключения: «Как люди смотрят на мир» (предложить детям набор фигур или линий, дети должны ответить на вопрос: что здесь изображено.) Ответы фиксируем, затем подводим итог: каждый видит свою картинку, и каждый прав.

Деятельность родителей:

Родители, так же как и педагоги выступают как источники информации, консультанты, партнеры ребенка и помощники в его саморазвитии.

Так с чего же следует начать проект со своим ребёнком дома?

 А начать можно с простого разговора. Грамотные родители стараются, как можно чаще разговаривать со своими детьми. Ведь именно из разговора со своим ребёнком мы можем узнать, что его волнует, что радует, его интересы, затруднения в понимании процессов и явлений окружающей жизни. Из разговора с ребёнком можно выявить массу тем для будущего проекта: «Почему идёт дождик?», «Когда изобрели колесо?», «Из чего делают машины?», «Почему медведь зимой спит?», «У всех ли деревьев листья распускаются одинаково?», «Откуда берётся радуга?»… Список можно продолжать бесконечно.

Узнали, что интересно  ребёнку, а теперь нужно понять, что ребёнок знает, чего не знает и что хочет узнать о предмете или явлении окружающей жизни.

Следующим шагом будет определение источников информации. И не забывать, очень важно не давать детям готовых ответов. Пускай ребёнок сам определит область поиска. Родители же в этот момент выступают на правах партнёра, советчика, и ненавязчиво помогаете ребёнку справиться с возникшими затруднениями: «Это ты хорошо придумал посмотреть в книге, а как ты думаешь, сможем мы найти ответ на вопрос в Интернете? А Ольга Петровна (воспитатель) сможет нам помочь? А не хотел бы ты проверить на деле (с помощью опыта) правильно мы думаем или нет?».

С этого момента начинается самое интересное – непосредственная реализация проекта – Родители вместе со своим ребёнком пытаются найти нужную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете. Опрашивают всех кого можно по интересующему вас вопросу – воспитателей в детском саду, родственников, руководителей секций. Пробуют опытным путём подтвердить или опровергнуть имеющуюся гипотезу. Они рисуют, изучают, наблюдают, склеивают и разбирают на части – всё, что поможет им решить проблему, утолить жажду знания и насладиться волшебством открытия. При этом не забывают всё документально фиксировать – фото и видео съёмками, зарисовками.

Всё узнали, всё выяснили, получили массу приятных эмоций от общего дела, в ходе проекта возникли новые вопросы, и родители с детьми снова стоят на пути решения новой проблемы, нового проекта. В этот момент важно не забыть подвести итоги всей проведённой работы. А  это может быть презентация для детей в дошкольном учреждении, которое посещает ваш ребёнок. Это не просто рассказ, а рассказ, подтверждённый документально фотографиями, видео — фильмами, продуктами деятельности. Пускай малыш сам с гордостью расскажет о своих достижениях, о том, какие преграды приходилось преодолевать на пути к знанию. Восхищенье сверстников, вопросы, интерес в их глазах станут лучшей наградой для вашего ребёнка.

Примерное распределение совместных проектных действий взрослых и детей на этапах проектирования

Этапы проектной деятельности

Действия родителей

Деятельность детей

Подготовительный

Формулируют проблемы, определяют темы, цели (зачем?) и сроки. Планируют предстоящие дела и определяют средства

Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств реализации

Аналитический

Проводят совместный поиск информации в литературе, Интернете, обращаются за помощью к специалистам. Анализируют, дискутируют, предлагают выбор модели-аналога. Составляют алгоритм действий, распределяют обязанности и поручения

Организуют совместный поиск информации.

Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы. Отстаивают свои позиции в дискуссии, принимают поручения, договариваются с другими участниками проектирования

Основной

Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму.

Реализуют основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, сравнение, согласование, экспериментирование, приобретение, оформление, изготовление, беседы, обсуждения, корректировка, доработка и др.).

Готовят сюрпризы и призы втайне от других. Проводят совместные и индивидуальные репетиции

Участвуют в экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях. Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо

Презентационный

В обусловленный срок участвуют в представлении (участникам проекта или гостям) продукта проектной деятельности

Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участникам проекта и гостям) продукта проектной деятельности на равных

Рефлексивный

Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз?

Отвечают на вопросы и задают их.

Намечают темы следующих проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Детско-родительский проект как метод взаимодействия педагогов, родителей и детей».

Ценность детско-родительских проектов заключается в том, что они тесно связаны с развивающим, лично-ориентированным общением, взаимодействие в системе "ребёнок-взрослый", построено на соучастии. Это о...

Выступление на педсовете "Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей"

Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей...

Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОО, детей и родителей.

Дошкольное детство - уникальный период в жизни ребенка, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер....

Статья на тему: «Взаимодействие педагогов ДОУ, детей и родителей в проектной деятельности»

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...

Выступление на педсовете «Взаимодействие педагогов ДОУ, детей и родителей в проектной деятельности».

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...

Детско-родительский клуб – как эффективное средство взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Одной из форм взаимодействия с семьями воспитанников является клубная деятельность. Родительский клуб учитывает актуальные потребности родителей, создает условия для формирования у них активной жизнен...