Статья на тему: «Взаимодействие педагогов ДОУ, детей и родителей в проектной деятельности»
статья

Андрианова Ольга Леонидовна

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей.

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt27.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие педагогов ДОУ, детей и родителей в проектной деятельности»

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей.

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность.

Проектная деятельность - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать.

Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

В современном информационном обществе метод проектов является особенно актуальным.

Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой – на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами, фантазирование, наблюдение – изучение – исследование).

Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.

В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнить недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.

Проектная деятельность включает в себя:

- задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

- целенаправленную детскую деятельность;

- формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;

- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Классификация проектов (Е.С. Полат):

· По предметно-содержательной области:

- монопрект в рамках одной области знаний;

- межпредметный проект на стыке различных областей.

· По характеру контактов: среди воспитанников одной возрастной группы, дошкольного учреждения, города.

· По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый.

· По продолжительности: краткосрочные – одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные.

· По характеру доминирующей в проекте деятельности:

- поисковый (поисковая проектная деятельность)

- игровой (игровая деятельность)

- практико-ориентированный

- исследовательский (исследовательская проектная деятельность)

- творческий (творческая проектная деятельность).

В практике современных дошкольных организаций чаще всего используются смешанные типы проектов:

- исследовательско - творческие, в которых дети экспериментируют, оформляя результаты деятельности в виде газет, дизайна;

- творческо-игровые с элементами творческих игр, когда дети входят в образы персонажей сказки и решают поставленные проблемы;

- информационно - практико-ориентированные, в которых дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, витражи);

- творческие с прикладными целями (оформление детьми результата в виде праздника).

Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться с друг другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.

Для успешной реализации проекта необходимо соблюсти ряд условий:

- Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие.

- Начинать осуществлять проект сразу после выбора темы, пока не угас интерес, мотивация к работе.

- Создание максимально возможного дидактического, информационного, технического и материального обеспечения конкретного проекта (иллюстративно-справочная литература, схемы, диктофон, приборы, игрушки, вспомогательные материалы).

- Проектные задания должны предусматривать использование детьми хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми (теми, что предстоит приобрести). Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед к новым знаниям.

- Четко спланировать ход проекта и определить, каким видам деятельности дошкольники должны научиться на каждом этапе проекта.

- Спланировать предварительную и подготовительную работу (система простых заданий на поиск аналогий и ассоциаций и другие упражнения).

- Спланировать работу детей над проектом, обеспечить мотивацию к труду, выбрать для воспитанников посильные задачи, ненавязчиво помогать ребенку добывать новые знания.

- Всячески приветствовать различные варианты решения одной проблемы.

- Исследование должно идти одновременно с обучением.

- Ребенку важно увидеть значимость проекта, оценку взрослых, ощутить гордость за свою работу.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

Какова же роль родителей в проектной деятельности?

Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей. Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено несколькими причинами:

  • Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
  • Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения.

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ.

Формы участия родителей в проектной деятельности:

  • Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.
  • Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации (написание доклада, поиск художественной литературы).
  • Организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т.д.
  • Техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций.

Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.

Проектная деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребёнка не остаётся в стороне, а принимает активное участие в жизни ДОУ. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, начинают лучше понимать своего ребёнка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность в ДОУ» (Опыт работы)

Первой ступенью общего образования ребенка является дошкольное образование. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Так как дошкольник сам...

СТАТЬЯ на тему: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ

Статья на тему: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОУ...

Выступление на педсовете "Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей"

Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей...

статья "Современные формы взаимодействия педагогов образовательного учреждения с родителями воспитанников"

В статье рассматриваются разнообразные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников....

Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОО, детей и родителей.

Дошкольное детство - уникальный период в жизни ребенка, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер....

Выступление на педсовете «Взаимодействие педагогов ДОУ, детей и родителей в проектной деятельности».

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...