Консультация для родителей по теме «Посеем в детских душах доброту».
консультация (старшая группа)

Кулакова Евгения Анатольевна

Цели: формирование духовно-нравственных качеств у детей, толерантности, чувства уважения и к окружающим, воспитание нравственного, ответственного, инициативного и

компетентного гражданина России.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для родителей49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

по теме «Посеем в детских душах доброту».

Цели: формирование духовно-нравственных качеств у детей, толерантности, чувства уважения и к окружающим, воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи: 

-формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

-развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

-развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимания и сопереживания другим людям.

Ход консультации.

  1. В начале консультации провести игру «Мы идем в поход». Ведущий расставляет несколько человек, которые знают правила игры (после фразы «Я возьму в поход, например, «рюкзак» и, передавая волшебную палочку, говорит «пожалуйста»- это обязательное условие), а остальным участникам говорит, чтобы были внимательнее. Кто сказал слово «пожалуйста» ему ведущий говорит: «Мы берем тебя в поход», а кто не сказал «пожалуйста» и передал палочку, ему говорят «мы не берем тебя в поход». Цель игры учить вежливости. После игры спросить у родителей, почему некоторых участников не взяли в поход? (ответы родителей).  
  2.  Начать консультацию со стихотворения Е. Евтушенко «Сколько прелести есть в человеческих лицах...».

Человек – это существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Период детства – это время развития всех сил человека: как духовных, так и телесных; время приобретения знаний об окружающем мире; формирования нравственных навыков и привычек.

В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни в этом возрасте начинается с нравственного самоопределения становления самосознания.

 Конечно, начинать работу по духовно-нравственному воспитанию нужно с создания для детей уютной, теплой атмосферы. Каждый ребенок должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к семье, улице, детскому саду начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное нравственное чувство. Для этого была разработана система нравственного воспитания:

а).  Понимать и учитывать в работе источники нравственного опыта воспитанников (такими источниками являются: учебная деятельность, общественно-полезный труд, отношения между детьми в коллективе, отношения между воспитанниками и педагогами, педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы и искусства.

б). Правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах: т.е. для каждого возрастного периода существует план реализации нравственного воспитания, начиная с 1-ой мл.группы. В 1-ой мл.гр. распространены наиболее простые формы деятельности, например, оказание помощи (собрать игрушки, помочь одеться своему товарищу), затем с каждым возрастным периодом эти формы деятельности нарастают и усложняются.

в). Включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявления личности детей. Т.е., когда ребенок уже всему научился, может проанализировать сам самостоятельно тот или иной поступок, найти решение какой-либо ситуации и самому проявить себя, как личность, которая сама предложит свою помощь или окажет сочувствие кому-либо.

        Поэтому и тема сегодняшней консультации «Посеять в детских душах доброту».

  1. Хотелось бы процитировать слова известного педагога В.А. Сухомлинского: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его над сделать!»

Зависит ли это от педагога воспитание добрых чувств ребенка? Да, зависит! Но в первую очередь ведущая роль в воспитании нравственных чувств отводится семье, семья – это первоисточник приобретения знаний об окружающем мире и отношения между людьми. А мы в свою очередь являемся помощниками для закрепления знаний, умений и навыков.

        Чем же воспитатель может помочь в воспитании нравственных качеств и чувств у ребенка. Для начала, педагог продумывает план работы по нравственному воспитанию: подбирает литературу, демонстрационный материал и т.д. (смотрите в презентации с 5-го слайда).

  1. Работа с родителями по предложенной ситуации «Если ваш ребенок обидел своего товарища…» Как надо поступить? Какие действия вы отрицаете, а какие, наоборот, приветствуете? Объясните почему? А какие вы не использовали, но вам понравились? (обсуждение родителей), (смотрите со слайда 15-го).

  1. Игра с родителями «Эстафета» (нужно закончить предложение «Я могу помочь преодолеть ребенку гнев, если…», передавая волшебную палочку следующему родителю.)

6.  «Эмпатия, что это такое и нужно ли оно?» (смотри слайды с 35 по 38-ой).

        Дошкольный возраст является важным этапом в развитии человека. В этот период происходит становление и развитие фундаментальных свойств психики. Ребенок развивается как субъект общения. Следует отметить, что если проблеме интеллектуального развития детей посвящено достаточно большое количество исследований, то вопросам, связанным с развитием эмоциональной сферы ребенка, уделено гораздо меньше внимания. Эмоциональное развитие детей, как правило, рассматривалось в связи с их коммуникативным развитием или проблемой готовности ребенка к школе. к настоящему времени еще целый ряд важнейших сторон развития эмоциональной сферы детей оказался вне поля внимания. В частности, это касается развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста. Существенную роль в формировании эмоциональной сферы ребенка играет умение правильно воспринимать и оценивать эмоции другого человека.

      Современные дошкольники не всегда способны не только осознавать и контролировать свои эмоции, но и распознавать эмоции других людей. С помощью эмпатии происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей. По мере психического развития ребенка эмпатия становится источником нравственного развития. Выделяют 3 компонента эмпатии:

- Первый компонент эмпатийного процесса- сопереживание - представляет собой переживание ребенка тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним. Способность воспринимать и переживать эмоциональные состояния зависит от уровня эмоциональной восприимчивости, т. е. умения осознавать и выражать свои чувства, сопереживать другим людям. Дети должны не только вспомнить и воспроизвести пережитые эмоции и чувства, но и осознать природу их появления, овладеть способами их выражения вербально и с использованием пантомимики, обогатить свой эмоционально-чувственный, эмпатийный опыт. Часто такой опыт взаимодействия помогает детям не только лучше понимать эмоции и чувства других, но и избегать конфликтных ситуаций, контролировать и «откладывать» негативные эмоциональные проявления.

- Второй компонент эмпатийного процесса - сочувствие - представляет собой переживание ребенком собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.

- Третий компонент эмпатийного процесса - содействие - представляет собой комплекс вербальных и невербальных действий, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии. 

В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми и разнообразными видами деятельности, изменяется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познает окружающий мир и самого себя. Все это окрашено яркими переживаниями ребенка. Он еще мал, чтобы воспринимать мир разумно, рационально осмысливая его: многое усваивается дошкольником через эмоциональную сферу.

В конце раннего детства ребенок может проявлять эмпатические переживания по отношению не только к близким людям. С накоплением жизненного опыта эмпатические переживания у ребенка становятся более устойчивыми.

В дошкольном возрасте, особенно во второй его половине, развиваются все компоненты эмпатийного процесса, причем дети способны к достаточно острым переживаниям сочувствия и к ярким проявлениям зависти. Как зависть, так и сострадание воплощаются в поступках. Первые десять лет жизни ребенка особенно благоприятны для развития его эмоциональной сферы и образного мышления. В силу сложности самой природы эмоций направленное воздействие на эмоциональную сферу сопряжено с большими трудностями, причем эффект эмоционального научения оказывается менее стойким.

У детей от четырех до шести лет совершенствуются параметры выделения экспрессивных признаков, дифференцированности и обобщенности экспрессии, а в механизмах развития распознания и понимания эмоций существенную роль играют вербальные функции. Начиная с четырехлетнего возраста у детей появляется способность различать истинные и внешне проявляемые эмоции. Эта способность отчетливо формируется у ребенка к шести годам, при этом он лучше распознает отрицательные эмоции.        

В этот же период у ребенка развивается способность осознавать правомочность противоречивых эмоций, переживаемых одновременно. В эмоциональной сфере ребенка происходит сдвиг основных причин, вызывающих эмоции из области неперсональных в область межперсональных отношений, и эмоции начинают обусловливаться не только внешними, но и субъективными факторами.

Заключение: стихотворение В.Бокова

«Друзья мои, внушайте людям веру. И чаще говорите, «Добрый день!» И следуйте хорошему примеру. Продляйте добрым словом жизнь  

Рефлексия: о чем мы сегодня с вами говорили? Насколько важна эта тема? Что нужно для этого делать, чтобы был виден результат? Какие вы сделали для себя выводы и что нового узнали?

Вывод: Чтобы ребенок был правильно воспитан, нужно нам вместе идти в одном направлении, быть солидарными в воспитании нравственных качеств у ребенка, закреплять те нормы и правила поведения, с которыми ребенок познакомился в детском саду, и тогда мы получим правильно воспитанную духовно-нравственную личность.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Посеять в детских душах доброту».

Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим, воспитание  понимания, сопереживания, доброты....

Деловая игра для педагогов на тему "Посеем в детских душах доброту"

Задачи:- Уточнить нравственные представления и понятия, характеризующие культуру внешнего вида и поведения в общественных местах- На основе проблемных ситуаций выявить уровень знаний-  Выявление ...

Презентация к родительскому собранию на тему:"Посеять в детских душах доброту..."

Писал А.С. Макаренко:«Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны орган...

презентация для родителей по теме «Посеем в детских душах доброту».

Цели: формирование духовно-нравственных качеств у детей, толерантности, чувства уважения и к окружающим, воспитание нравственного, ответственного, инициативного икомпетентного гражданин...

Консультация родителей на тему: «Посеем в детских душах доброту»

Консультация родителей на тему: «Посеем в детских душах доброту»...

Консультация для родителей «Посеять в детских душах доброту»

Консультация для родителей«Посеять в детских душах доброту»...

Консультация для родителей «Посеять в детских душах доброту»

Все мы родом из детства и что заложили в детстве, так и проживаем жизнь...