Рекомендации по постановке и автоматизации звука "С"
консультация
Рекомендации по постановке и автоматизации звука "С"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_po_postanovke_i_avtomatizatsii_zvuka_s.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по постановке и автоматизации звука [С]
Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа: подготовительный этап, этап постановки звука и автоматизация звука.
Что же такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда. Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.
Подготовительный этап включает в себя работу, направленную на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциации движений органов, участвующих в речевом процессе.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
- Упражнения следует выполнять только в присутствии взрослого и при его участии, потому что неправильное выполнение не даст никаких результатов.
- Артикуляционная гимнастика должна выполняться перед зеркалом, ребенок должен видеть в нем и взрослого и себя. Таким образом, он сможет повторять за взрослым, копируя его технику.
- Упражнения повторяются до 10 раз в зависимости от сложности.
- Гимнастика не должна выполняться быстро, главное не скорость, а четкость движений.
- Артикуляционная гимнастика должна выполняться каждый день! по 5-10 мин.
Артикуляционная гимнастика для звука [С]
«Заборчик»
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Уголки губ максимально разведены. Обращаем внимание на положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние. Счет до 10.
«Трубочка»
Вытягиваем губы вперед при сомкнутых зубах – «трубочкой». Удерживать под счет до 10.
«Заборчик»- «Трубочка»
Упражнения выполнять поочередно «Заборчик» - «Трубочка». Губы удерживать в каждой позиции 3-5 секунд.
«Загони мяч в ворота»
Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Можно подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет до 10.
«Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет до 10.
«Дуем на лопаточку»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Можно дуть в бутылочку, на вертушку, шарики.
«Почистим нижние зубки»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.
«Горка»
Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать под счет до 10. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).
Прежде чем приступать к постановке и автоматизации звука [С], важно знать, как именно этот звук произносится.
Артикуляция звука [С] следующая:
- Губы находятся в легкой улыбке, при этом нижние и верхние резцы слегка обнажены.
- Между зубами есть небольшая щель (1-2 мм).
- Кончик языка широко распластан. Он упирается в нижние резцы.
- Боковые части языка соприкасаются вверху с коренными зубами, спинка при этом выгнута.
- Спинка языка формирует небольшую щель с альвеолами для того, чтобы был проход струи воздуха.
- Воздушная струя сильная.
- Задняя стенка глотки смыкается с мягким нёбом, не давая воздуху попадать в носовую полость.
- Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).
Автоматизация звука [С] в слогах
Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.
Говорит взрослый: Говорит ребенок:
У стены стоит коса, са-са-са, са-са-са.
Стоп, сломалось колесо, со-со-со, со-со-со.
Страшно вечером в лесу, су-су-су, су-су-су.
Мы испачкали носы, сы-сы-сы, сы-сы-сы.
Зеленеют все леса, са-са-са, са-са-са.
На столе стоят весы, сы-сы-сы, сы-сы-сы.
Сумку маме принесу, су-су-су, су-су-су.
В сумке вкусный ананас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.
Косточку принес Барбос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.
Я на санках еду вниз, ис-ис-ис, ис-ис-ис.
Совы полетели в лес, эс-эс-эс, эс-эс-эс.
Я услышал громкий бас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.
На тарелке абрикос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.
Там, у пристани, баркас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.
Внимательно послушай чистоговорки.
Начало говорит ребенок, продолжает взрослый.
Со-со-со - у Сони колесо.
Са-са-са - вот летит оса.
Су-су-су – в лесу увидели лису.
Сы-сы-сы - у сома усы.
Сэ-сэ-сэ - рядом с садом есть шоссе.
Со-со-со - сдулось колесо.
Са-са-са - у Сони коса.
Са-са-са - в лесу оса.
Сы-сы-сы - у Сани бусы.
Сы-сы-сы - тикают часы.
Ос-ос-ос - на поляне много ос.
Ус-ус-ус - мы несем домой арбуз.
Ыс-ыс-ыс - мы пошли гулять на мыс.
Ас-ас-ас - у Сони ананас.
Автоматизация звука [С] в словах
Уточнить значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук [С],
повтори каждые 3 слова. Затем назови 5 слов самостоятельно по памяти.
Сад — сок — сом. Суп — сук — сам.
Совы — сода — сотня.
Сыпать — сытый — сытный.
Судак — сухой — сундук.
Судно — сумка — сутки.
Сухо — сани — садик.
Сапог — сынок — станок.
Ответь на вопрос взрослого рифмующимся словом. Затем четко, выделяя звук [С], повтори его нужное количество раз так, чтобы получились «отвечалки-повторялки».
Говорит взрослый: Говорит ребенок:
Я кому даю две миски? Киске, киске, киске, киске.
Ливень льет куда с небес? В лес, в лес, в лес, в лес.
Кто к дивану тапки нес? Пес, пес, пес, пес.
Что ты сам допить не смог? Сок, сок, сок, сок.
Что сосед принес для нас? Квас, квас, квас, квас.
Что добавлю я в фасоль? Соль, соль, соль, соль.
Закончи каждую чистоговорку словом со звуком [С]. Проговори чистоговорки- «свистелки» 3-5 раз.
Ас-ас-ас, мы купили... (ананас).
Ос-ос-ос, на столе стоит... (поднос).
Вас-вас-вас, наливай в стаканы... (квас).
Вес-вес-вес, на полях растет... (овес).
Вес-вес-вес, над скамейкою... (навес).
Кос-кос-кос, мы увидели... (кокос).
Эс-эс-эс, сильный ливень льет с... (небес).
Ос-ос-ос, сумку носит умный... (пес).
Закончи каждую чистоговорку в рифму, самостоятельно добавь слово со звуком [С].
Са-са-са, бегает в лес... (лиса).
Со-со-со, у коляски... (колесо).
Су-су-су, в миске суп себе... (несу).
Су-су-су, совы ухают... (в лесу).
Сы-сы-сы, а у деда есть... (усы).
Сы-сы-сы, на столе стоят... (весы).
Ста-ста-ста, спит собака у... (куста).
Сок-сок-сок, кекса вкусного... (кусок).
Сос-сос-сос, пыль попала в... (пылесос).
Сна-сна-сна, за зимой идет... (весна).
Весёлые рифмовки. Послушай стихи. Добавь подходящие по смыслу слова, правильно произноси звук [С].
Зимой и летом зелена
Стоит красавица…(сосна)
Все играли, а вратарь
В это время грыз…(сухарь)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую…(лису)
Щиплет травушку коза,
Косит травушку…(коса)
Распустились утром розы,
На цветах сверкают…(росы)
А у папы для красы
Под носом пышные…(усы)
Дрессированный барбос
Откусить мне хочет ...(нос)
Нас по снегу повезёт
Двухполозный…(снегоход)
Хоть у белки малый рост,
Но большой пушистый… (хвост)
Поезд едет очень быстро,
Едут в поезде…(туристы)
Достаю мою расчёску,
Береги свою ...(причёску)
Злые люди бедной киске
Не дают украсть …(сосиски)
Мы пришли сегодня в гости,
Принесли собаке…(кости)
Эй, не стойте слишком близко
Я тигрёнок, а не…(киска)
Мастер, мастер, помоги!
Прохудились…(сапоги)
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не…(садись)
Мы поставили кровать,
Чтобы мягко было…(спать)
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не…(высок)
Заходи в осенний лес
Много здесь вокруг…(чудес)
Носорог бодает рогом
Не шутите с…(носорогом)
Ест киска суп из миски,
Сыта киска, пуста…(миска)
Всю ночь капелям не до сна.
Растаял снег. Пришла…(весна)
Самолёт построим сами
Понесёмся над…(лесами)
В тиши ночей среди ветвей
Поёт так сладко…(соловей)
Чики-чок, чики-чок,
Трещит за печкою…(сверчок)
Пошла муха на базар
И купила…(самовар)
Собрались мы все в кружок,
Завертелись, как…(снежок).
Автоматизация звука [С] в предложениях
Четко, выделяя звук [С], повтори каждое словосочетание 3-4 раза в быстром темпе, сохраняя при этом громкость и внятность произношения.
Высокая сосна.
Садовая скамейка. Стальной насос.
Скользкий спуск. Сосульки свисают.
Смелый спасатель. Опасный спуск.
Автобусная остановка. Сосновый лес.
Состав слова. Способный студент.
Вкусные сосиски. Солист ансамбля.
Пустая посуда. Свободный спуск.
Космонавт в космосе. Посадка сосен.
Спуск самосвала.
Послушай предложения. Представь, что объектов не один, а два.
Составь и проговори новые предложения, выделяя звук [С].
Например: Одна собака ест из миски.- Две собаки едят из мисок.
Один стакан стоит на подносе.
Один автобус остановился у моста.
Один самолет летит над лесом.
Одна лиса испугалась собаки.
Один артист спел песню.
Одна сосна растет у моста.
Четко, выделяя звук [С], произнеси выражения 3-4 раза. Объясни смысл каждого высказывания. Понравившиеся пословицы и поговорки заучи.
Сам не отставай да другу помогай.
Свято место пусто не бывает.
Где много слов, там мало дела.
Сколько волка не корми, он все в лес глядит.
Сегодня густо, а завтра пусто.
Ссора до добра не доводит.
Сверху мил, внутри гнил.
Собирай ягодку к ягодке, будет кузовок.
Соколу лес не страшен. Своя семья — верные друзья.
От слез глазки мокнут, да слезы скоро сохнут.
Собака на сене сама не ест и другим не даст.
Сказанное слово — серебро, несказанное — золото.
Старое старится, молодое растет.
Не торопясь, выделяя звук [С], произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.
Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.
Я в фасоль насыплю соль, станет вкусною фасоль.
Эй, не стойте близко-близко, я собака, а не киска!
Слоненок удивил слонят, слоненок встал на самокат.
А у нас, а у нас в сумке вкусный ананас.
В кислый сок, в кислый сок сыплю сахарный песок.
Вот сосна в лесу стоит, а на ней сова сидит.
А на нас, а на нас раз свалился ананас.
Ест киска суп из миски; сыта киска, пуста миска.
У маленькой Сани сломались сани.
Саня с Соней сено косят, в сени сено сами носят.
Лег на поле белый снег, он засыпал санный след.
В миске у киски суп и сосиски.
Если сосульку не стоит сосать,
то стоит сосулькой ее называть?
Носом слон не только носит, пьет,
трубит и пылесосит!
Не хватает умных слов уговаривать ослов!
Сова советует сове: «Поспи, соседка, на софе!»
Сломан самокат — отнесем на склад.
Пестренькая сойка! О весне мне спой-ка!
Четко, выделяя звук [С], повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком [С].
ВЫСОКАЯ СОСНА
У Сони в саду стоит высокая сосна.
Сосна совсем сухая.
Сонин папа спилит сухую сосну.
Без сосны в саду станет светлее.
Светлее станет и в Сонином доме.
Из сосны Сонин папа напилит несколько досок.
Из досок выйдет новая скамейка.
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЕ
У Светы есть своя комната.
У окна стоят стол и стул.
На стене висят полки с книгами.
Есть полка с мозаикой,
кукольной посудой и мебелью.
В углу комнаты сидят меховые
слонята, лисята, котики и собаки.
Есть у Светы много кукол.
Только не любит Света сидеть в своей
комнате одна. Она зовет к себе соседку Соню.
Вместе детям намного веселее!
СОНЯ И ОСА
Как-то Соня со своим псом Султаном
гуляла в саду. Соня ходила по саду босиком
и босой ногой наступила на осу.
От укуса осы Соня заплакала и стала
скакать на одной ноге. Султан залаял,
а потом лизнул Сонину ногу.
Тогда Соня успокоилась и засмеялась.
НА АВТОБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ
Слава и Соня стояли на автобусной остановке.
Они ели биг-маги из «Макдоналдса».
Дети заметили бездомную собаку.
Она стояла недалеко от остановки
и внимательно наблюдала за Соней и Славой.
С ее языка стекала слюна. Она тихонько
скулила от голода. Слава отломил кусок
своего биг-мага и дал его бедной собаке.
Собака съела мясо и завиляла хвостом.
Довольная Соня улыбнулась Славе.
ПЕРВЫЙ СНЕГ
Как-то утром пес Барбос сидел в своей будке
и играл с костью. Около будки стояла
пустая миска Барбоса.
Вылез пес понюхать свою миску,
Посмотрел, нет ли в миске хоть
маленького куска мяса. А когда оглянулся
по сторонам, не узнал своего двора.
Вся земля была не серая, а белая.
Кроме того, сверху летели на
землю какие-то белые мухи.
Пес раскрыл пасть, схватил несколько мух
и удивился: на языке осталась одна вода.
Барбос был не глуп, а просто мал, и
первый раз увидел снег.
ОПАСНЫЙ СПОРТ
У Славы и Макса были сноуборды.
Это такие плоские доски, на которых
по снегу люди спускаются с гор.
Один раз зимой Макс и Слава со
своими сноубордами отправились в Австрию.
Там много крутых спусков, с которых
интересно скатываться. Как-то Слава
спускался на сноуборде с самого опасного
и извилистого спуска. Внезапно на трассе
Слава заметил огромную собаку.
Он испугался, свалился со сноуборда,
а когда падал, сломал себе ногу.
Слава и Макс на самолете вернулись в Россию.
Скоро Слава поправился и снова встал на свой сноуборд.
Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации
учителя-логопеда!
Желая Вам успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Постановка и автоматизация звука "К"
Результаты логопедического обследования (диагностики) воспитанников образовательного учреждения показали увеличение числа детей с нарушениями заднеязычных звуков ([к], [г], [х] и парных мягких [к’], [...
Конспект индивидуального занятия. Тема: "Постановка и автоматизация звука "л"
Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями начиная понимать свой недостаток становя...
Звук [ы]. Постановка и автоматизация
Моя авторская презентация содержит сказку для малыша и советы для взрослого по постановке звука, проведении упражнений на автоматизацию. Есть возможность выбора для конкретного ребенка наиболее рацион...
ИДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛОГОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.
Эти занятия были разработаны мною для работы на логопункте при обычном не коррекционном ДОУ. Занятия включают в себя упражнения для развития речевого выдоха, артикуляционную гимнастику, постанов...
Постановка и автоматизация звука[к].
Довольно часто начинающие логопеды испытывают трудность в постановке и автоматизации звука [к]. Подборка данного материала поможет им в этой работе....