«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»
консультация (подготовительная группа)

Нина Павловна Захарова

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - разрушение  личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.docx57.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - разрушение  личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Современное российское общество восстанавливать, утерянные в 90-2000-х годах,   духовно-нравственные идеалы. Нравственно -патриотическое  воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью нравственно –патриотического   воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек.  Систематическое нравственно - патриотическое  воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Нравственно -патриотическое  воспитание на основе ознакомления с родным городом и краем формирует  ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по нравственно -патриотическое  образованию и воспитанию детей! Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

1. Предлагается:

- Познакомить детей с историей, культурой родного города, края;

- развивать в детях нравственно –патриотические   качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;

- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;

- упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;

- способствовать всестороннему развитию личности.

3. Цель:  

Формирование основ у детей старшего дошкольного возраста  начал гражданственности  посредством ознакомления воспитанников с  родным краем, городом.

4. Задачи:

  1. Расширить представления детей об истории, символиках  города.  
  2. Способствовать  расширению и углублению представлений детей о родном  крае, быте, жизни народов ханты.
  3. Формировать  толерантность, чувство  уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
  4. Формировать  осознанно - правильное отношение  к природе родного края.
  5. Развивать  творческие способности  детей на местном материале, познакомить с народными промыслами.
  6. Увеличить  охват  родительской общественности, принимающих

активное  участие в мероприятиях, проводимых в рамках ДОУ,  города.

5. Предполагаемый результат:

  1. Будет создан учебно-методический комплекс с материалами о родном городе;
  2. Будет создана микроразвивающая среда в группе, способствующая патриотическому воспитанию детей;

3.Расширятся   знания  детей о промысле, быте, традициях, одежде коренных жителях севера.

4. Повысятся знания детей о государственных символиках города   (герб, флаг, гимн города);

Будут сформированы интегративные качества  ребенка:  любящий свою семью, дом, родной город, край; знающий культуру своего народа и историю своей Родины; бережно относящийся к окружающему миру

6. Трудности:

На сегодняшний день существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание:

  • «Наследие» М.Ю.Новицкой
  • «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой
  • система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной
  • «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук
  • «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой и др.

    Но все предлагаемые методические пособия  недостаточно учитывают специфику региона, где они будут применяться, т.е.  не вариативны, а статичны, применимы только в том регионе, где были разработаны, и в данное время. Таким образом, возникает ряд  проблем:

  1. между потребностью  ознакомления детей с родным краем и отсутствием адаптированных программ обучения  дошкольников  для конкретного региона.
  2. между необходимостью реализации принципа интеграции в образовательном процессе дошкольного учреждения и недостаточной разработкой подходов к ее организации;
  3. между потребностью вовлечения  родительской общественности в образовательный процесс  для совместной деятельности и отсутствием  их заинтересованности в этом.

    Программа направлена на формирование основ у детей старшего дошкольного возраста  начал гражданственности  посредством ознакомления воспитанников с  родным краем, городом.

В программе  учитываются  региональные особенности,   которые  не могут не сказаться  на  содержание  реализуемого   образовательного процесса  в ДОУ:

-  что  обуславливается  тематикой  ознакомления детей с трудом взрослых: нефтяников; в округе проживают малочисленные народы Севера. Воспитанники знакомятся с условиями жизни, промыслами народов ханты, манси; систематически  посещают этнографические выставки, музеи, совершают экскурсии по городу, знакомятся с достопримечательностями города;

-  в образовательном учреждении создан музей по ознакомлению детей с  родным краем. Вместе с тем, в образовательной  деятельности ДОУ используется краеведческий материал, иллюстративная серия учебных   пособий  «Детям об истории ХМАО-Югра».  

Программно-методическое:

- совершенствование системы работы по формированию интереса у детей и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем, городом.

- корректировка тематических планов,  интегрированного плана взаимодействия с профильными специалистами;

- корректировка содержания диагностического инструментария.

Материально-техническое:

- создание картотеки, альбомов, коллажей, панорам, макетов, видео, аудио материалов, конспектов мероприятий

   

В основу реализации проекта  положены следующие принципы:

  • принцип регионализации – изучаемый материал отражает региональные, географические, исторические, архитектурные, сведения об общественной жизни города, его особенностях, интересен, увлекателен для детей.
  • принцип личностно-ориентированного взаимодействия – индивидуально-личностное  формирование и развитие морального облика ребенка. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом и родителями, а не просто пассивно перенимают их опыт.
  • принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим напрвлениям.
  • принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
  • принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

         Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников необходимы определенные условия:

  • создание благоприятных социальных условий;
  • организация развивающей образовательной среды;
  • обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала c опорой на опыт и чувства детей;
  • повышение компетентности педагогов в вопросах патриотического воспитания;
  • тесный контакт c семьей, опора на ее традиции и опыт.

Ход педагогического совета

Задача нравственно-патриотического воспитания сегодня очень актуальна. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мола знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Цель педагогического совета: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

Задачи педсовета:

  1. совершенствовать работу в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
  2. обновить содержание и формы работы по патриотическому воспитанию, учитывая возможности взаимодействия педагогов, детей и родителей.
  3. пополнить знания педагогов в области нравственно-патриотического воспитания.


Выступление старшего воспитателя:

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение им ело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма. Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие документы:

- Конституция Российской Федерации.


- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.


- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»


- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.


- Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.


- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.


- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.


- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»



Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.

● Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»

● Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России»

● Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

● Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина»

● «Мой родной дом» под редакцией Оверчук Т. И.

● Новицкая М.Ю. «Наследие»



Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:


- создание развивающей среды по нравственно-–патриотическому воспитанию;


- тематические занятия;


- взаимодействие с родителями;


- взаимодействие с социумом (экскурсии по родному поселку, в музей, библиотеку и др.).


Дискуссия с педагогами:

1.Ответьте на вопросы:

1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?

(государство)

2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы?

(флаг)

3.Официальная эмблема государства?

(герб)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?

(семья)

5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?

(страна)

6.Старинный женский головной убор замужней  женщины?
(Кокошник)

7.Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
(Косоворотка)

8.Украшение и оберег от сглаза на одежде?
(Вышивка)

10.Население определенной стороны? (Народ)

11.Отечества страна, в которой человек родился? (Родина)

12.Человек любящий свою страну? (Патриот)

2.Аналитическая справка по итогам контроля (приложение)

3.Презентация дидактической игры по нравственно-патриотическому воспитанию.

4.Задание на сообразительность: Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

«Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Тот не ошибается, кто ничего не делает».

«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская).«Бодливой корове Бог рогов не дает».

«Как постелешь, так и поспишь»-(гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется.»

«На море много черного, но не все это тюлени» (финская). « Не все то золото, что блестит».

«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу.»

«Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет.»

«Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».

5.Творческое задание: нарисуйте образ, возникающий у Вас при слове Родина.

Решение педагогического совета:

1..  Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания, совершенствуя формы , методы и приемы работы по данному направлению .

2.  Грамотно оформлять документацию по воспитательно - образовательной работе; планирование, конспекты ООД .

3. Планировать проведение совместных мероприятий с родителями, совершенствуя формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

4. Пополнять уголки по нравственно-патриотическому воспитанию

5. Оформить электронный сборник материала по нравственно-патриотическому воспитанию.

приложение №1

Аналитическая справка

по итогам тематического контроля «Организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

На основании годового плана работы на 2016-2017 учебный год, в срок 13.02.2017г. по 27.02.2017г. в Центре развития ребенка «Сказка» проходил тематический контроль с целью определение уровня воспитательно- образовательной работы по организации работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выявление причин и факторов, определяющих качество работы по данному направлению .

Основные методы контроля:

*оценка профессиональных умений воспитателей. (Просмотр организованной образовательной деятельности ).

*анализ создания условий в группах ( в рамках смотра-конкурса ).

*анализ планирования работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

*анализ форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

В ходе реализации годовой задачи по нравственно — патриотическому воспитанию проведены следующие мероприятия:

· Смотр-конкурс среды по нравственно-патриотическому воспитанию (средние, старшие, подготовительная группы).

· Консультация для педагогов и родителей

. Методическая неделя в форме взаимопосещение педагогами и анализ открытых занятий

Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа планов, беседы с воспитателями, обследования материальной базы и развивающей среды в группе.

В результате проведённого контроля было установлено, что средние, старшие и подготовительная группы детского сада организуют нравственно-патриотическую деятельность детей в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ проводится систематически через организованную образовательную деятельность.

Педагоги всех возрастных групп знают программные задачи своей возрастной группы, ориентируются в формах организации детской деятельности по привитию у детей нравственно-патриотических чувств, методике проведения различных видов деятельности с детьми. Проводимая педагогами работа с дошкольниками отражается в планах воспитательно-образовательной работы. В информационных уголках группы также не отражается работа с родителями воспитанников, в виде консультаций.

1. Наблюдение педагогического процесса.

В ходе тематической проверки была организована методическая неделя и просмотрены занятия. Просмотренные занятия были направлены на знакомство с новым и закрепление пройденных тем. Педагоги использовали разнообразные игровые приёмы, проблемные ситуации, дети в конце занятия дети подводили итоги. Анализируя просмотренные занятия можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. Все просмотренные занятия были по обобщению и закреплению пройденных тем. Дети старшего дошкольного возраста в большинстве знают название улиц родного поселка, его достопримечательностей, имеют представление о символике Российской Федерации, знают президента Российской Федерации. Педагоги знакомят детей с семьей, малой Родиной, Родиной РФ , государственной символикой и т.д.

В рамках тематического контроля были проведены открытые просмотры :

  1. Средняя группа «Вишенка», тема «Народные промыслы», дети показали системные знания о народных промыслах: гжель, хохлома, городецкая роспись. Воспитатель Смирнова Л.С. интересно в игровой форме провела занятие, первая часть которого была в виде подведения итогов по народным промыслам, на которой дети отвечали на поставленные воспитателем вопросы, вторая часть продуктивная дети рисовали городецкую роспись.
  2. Средняя группа «Дюймовочка»,воспитатель Т.А.Волкова занятие было организовано с применением ИКТ, дети рассказывали, что такое доброта, правила поведения, по сказкам определяли плохие и хорошие поступки героев, проговаривали пословицы о доброте .
  3. Старшая группа «Цветик –семицветик», занятие «Мой родной поселок», воспитатель Н.Б.Куваева организовала занятие с применением ИКТ в форме путешествия по родному поселку, где дети называли улицы поселка и домашний адрес, здания и достопримечательности родного поселка. Читали пословицы и стихи о Родине.
  4. Старшая группа «Капитошка» занятие «Наша Родина Россия», воспитатель Т.С.Ильина показала итоговое занятие по данной теме, в ходе занятия дети рассказывали о Родине, называли столицу Москвы, крупные города, города нашей области. У детей выстроены знания о геральдике – флаг, гимн, герб. Много назвали пословиц о Родине.
  5. Подготовительная группа «Ромашка» тема занятия «Космос», воспитатель Л.Н.Поздышева провела занятие с использованием ИКТ, на занятии дети рассказывали когда празднуется в России день космонавтики, называли известных космонавтов, отгадывали загадки о космосе, называли планеты.

Но вместе с тем анализ просмотренных занятий показал, что воспитатели недостаточно системно организуют образовательную деятельность, т.е. не достаточно логично выстроена структура занятия и подобраны правильно вопросы и задания.

Рекомендации:

-Педагогам необходимо больше заниматься самообразованием, изучать современные технологии и применять их в своей образовательной работе.

- Не забывать, что даже на итоговом (обобщающем занятии), необходимо внести небольшую по объёму информацию (новые сведения).

2. Анализ профессионального мастерства воспитателей.

Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают цели и задачи своей возрастной группы по нравственно-патриотическому воспитанию. В организованной образовательной деятельности и нерегламентированной совместной деятельности с детьми умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Все педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал, но не всегда точно и доступно формулируют вопросы к детям. Воспитатели довольно грамотно подбирают демонстрационный и рационально его размещают во время проведения занятия.

3. Анализ РППС.

   В ДОУ, группах созданы условия по нравственно- патриотическому воспитанию

В методическом кабинете имеются подборка детской художественной, методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.   Приобретены в 2016-2017 уч.году учебно- наглядные и дидактические пособия: «Семья» «Государственные символы России», «Государственные праздники», «Детям о космосе», «Народы мира», «Народы России и ближнего зарубежья», «Права ребенка», «Расскажи про детский сад», «Российская армия», «Славянская семья, родство и занятия», «Эволюция транспорта», «Чудо узоры, народные промыслы», «Народные костюмы», «Российская геральдика и государственные праздники».

   Во всех группах имеются дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. Во всех возрастных группах созданы условия для развёртывания сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Мы - строители» и др.. В игровых уголках имеется вся необходимая атрибутика, некоторые предметы сделаны руками детей и педагогов из бросового материала.

По итогам смотра-конкурса предметно-пространственной среды по нравственно- патриотическому воспитаниюза лучшее оформление , за  творческий и инновационный подход к оформлению уголка, за богатое содержание материалов комиссия признала лучшими:

1место – группа «Вишенка» воспитатель Л.С.Смирнова

2место - группа «Пчелка» воспитатель Т.В.Михайлова, Е.В.Горева

3 место – группа «Цветик- семицветик» воспитатель Н.Б.Куваева

Отметить номинацией «Фольклор для малышей» группу «Звездочка» воспитатель Н.Л.Шабарова, в уголке представлено разнообразие материала для развития детей по фольклору и оформление в данном стиле; «Старина» группу «Божья коровка» воспитатель Н.В.Махова - в уголке представлен уголок - музей русской избы с домашней утварью и хозяевами , «Хлеб всему голова» группу «Кораблик», воспитатель И.С.Махрова- оформлен мини – музей русской кухни , в оформлении уголка приняли активное участие родители.

4. Анализ планирования воспитательно-образовательной работы.

В результате проведённого контроля было установлено:  все группы детского сада организуют нравственно-патриотическую деятельность детей в соответствии с основной образовательной программой ДОУ.  Планирование данной работы проводится по темам: «Моя семья» через игры, беседы и рассматривание иллюстраций знакомят детей с понятием семье, членами семьи, профессиями и т.д, «Мой родной поселок», где закрепляют улицы,здания, достопримечательности поселка, учат с детьми домашний адрес, моя родина Россия ,Космос, ,День народного единства , День защитника Отечества , Международный женский день , Народная культура и традиции и т.д. Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы берутся из комплексно-тематического планирования предложенного в ООП, изменяется содержание, объем познавательного материала и сложность в зависимости от возраста детей.

Воспитателями запланированы ряд мероприятий, который включает беседы: «Знакомство с детским садом» «Как вести себя в группе», «Учимся здороваться, прощаться, благодарить», «Что такое хорошо, что такое плохо», «О вежливости» , «Мы жители большой страны», «Человек славен трудом». Чтение и обсуждение рассказов известных детских писателей: Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Э. Успенского и др. Заучивание наизусть, продуктивная деятельность.

Собеседование с педагогами показало, что работа по данной теме осуществляется в процессе занятий познавательного и художественно-эстетического цикла, а также в совместной деятельности с детьми: экскурсии и целевые прогулки; праздники и развлечения; беседы, рассматривание наглядного материала, чтение художественной литературы; дидактические, сюжетно-ролевые игры; продуктивный труд по созданию макетов природных уголков родного края; создание мини-музеев; выставки результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родном крае).   

Но хочется отметить , что в группах педагоги недостаточно уделяют внимание театральным играм (кукольный театр, фланелеграф, настольный театр). Воспитатели не достаточно планируют работу по ознакомлению детей с историей родного поселка, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Рекомендации:

1. Всем педагогам отражать в планах воспитательно-образовательной работы с детьми всю проводимую в данном направлении работу.

2. Воспитателям средней, старшей и подготовительной к школе групп продолжать знакомить детей с достопримечательностями и природой нашего поселка, историей и почетными гражданами.

3. Продолжать работу по формированию представлений об Отчизне, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 5. Работа с родителями.

 Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с родителями создаются альбомы «Моя семья», «Мой родной поселок», «Родина Россия», «Русский быт», «Космос», «Русская кухня»,«Все о хлебе», «Народные промыслы» и др. Родители принимают активное участие в оформлении выставок и мини-музеев по данному направлению.

 Анализ результатов проверки по работе с родителями по нравственному воспитанию показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия - это наглядно- текстовая информация; рекомендации для родителей по данной проблеме; рубрика «Читаем детям», родительское собрание «Воспитание культуры поведения у дошкольников»; индивидуальные консультации, беседы.  Совместно с родителями отмечаются общественные праздники: День матери, 23 февраля, Международный женский день и др..

Выводы по тематическому контролю.

Проведённый тематический контроль «Организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС» продемонстрировал эффективность воспитательно-образовательной работы в Центре развития ребенка «Сказка» по данному направлению . В образовательном учреждении созданы предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему нравственно-патриотического воспитания детей в целом. Дети среднего и старшего дошкольного возраста на достаточном уровне владеют нравственными знаниями, в процессе совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности приобретают представление о нормах и правилах поведения, развитии нравственных чувств и эмоций, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. По результатам тематического контроля видно: предметно - развивающая образовательная среда в группах создана в соответствии с ФГОС ДО, обновляется и пополняется в соответствии с возрастом детей. Прослеживается система в планировании работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.

Работа педагогического коллектива по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено. Имеют место недочеты в работе отдельных групп и педагогов. Считать работу по реализации годовой задачи удовлетворительной

Рекомендации:  

1.  Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания, совершенствуя формы , методы и приемы работы по данному направлению .

3.  Грамотно оформлять документацию по воспитательно - образовательной работе; планирование, конспекты ООД .

4. Планировать проведение совместных мероприятий с родителями, совершенствуя формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

5. Пополнять уголки по нравственно-патриотическому воспитанию. Собрать и оформить во всех возрастных группах картотеку русских пословиц и поговорок, отражающих разные стороны: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине. Срок – до мая 2017г. (итоговый пед.совет) Ответственные – воспитатели всех групп.

6.Оформить электронный сборник работ по нравственно-патриотическому воспитанию в виде презентаций обучающего характера :

Группа «Божья коровка» «Русский быт» (старина), воспитатель Н.В.Махова; «Народные традиции и обычаи», воспитатель О.М.Зубарева

Группа «Золотая рыбка» «Наш любимый детский сад», воспитатель Г.А.Комиссарова

Группа «Звездочка» «Фольклор» , воспитатель Н.Л.Шабарова

Группа «Кораблик» «Хлеб всему голова», воспитатель И.С.Махрова

Группа «Пчелка» «Семья», воспитатель Т.В.Михайлова

Группа «Вишенка» «Народные промыслы», воспитатель Л.С.Смирнова

Группа «Дюймовочка» «Уроки вежливости», воспитатель Т.А.Волкова; «Достопримечательности родного поселка», воспитатель Е.В.Горева

Группа «Цветик –семицветик» «История родного поселка», воспитатель Н.Б.Куваева; «Богатство природы родного края», воспитатель Т.В.Гутченко

Группа «Капитошка» «Наша родина Россия» воспитатель Т.С.Ильина; «День победы» воспитатель Л.В.Солдубаева

Группа «Ромашка» «Космос» воспитатель Л.Н.Поздышева», «Российская армия» воспитиатель И.Н.Абаимова.

Срок – до мая 2017г. (итоговый пед.совет) Ответственные – воспитатели всех групп

Реализация нравственно-патриотического компонента воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО Подготовила: ст.воспитатель МБДОУ №3 "Дюймовочка" Колдашова Ю.И. Актуальность: Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения всегда занимало значимое место в социальном заказе. В современном мире оно приобрело еще большую актуальность. И начать свое выступление хотелось бы, процитировав президента РФ В.В. Путина: «Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, а прежде всего, служить обществу и стране». Дошкольный возраст – это самый благоприятный период для развития таких качеств, как патриотизм. Ведь дети в таком возрасте наиболее восприимчивы, эмоциональны, готовы к сопереживанию. Именно в дошкольном возрасте идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно более плодотворно проводить воспитательную работу. Целью работы по патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО, является: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально - нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Патриотическое воспитание дошкольников реализуется в основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО, в образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие», в интеграции с другими образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное», «Художественно- эстетическое», «Физическое развитие». Вариативная часть Образовательной программы МБДОУ № 3 «Дюймовочка» нацелена на развитие детей в гражданско-патриотическом направлении. Работа в данном направлении ведется на основе программы по гражданско-патриотичекому воспитанию «Мы живем в России» Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Данная программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ориентирована на использование программы с детьми в возрасте от 4 до 7 лет , и рассчитана на 3 года обучения. Выбор данного направления для части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива. Цели программы: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи программы: формировать у детей уважительные отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине на основе приобщения к культуре, традициям и родной природе. формировать представления о России как о родной стране, о государственной символики России, о Москве как о столице России; воспитывать чувство патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыки, изодеятельности, художественного слова. создавать благоприятные условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; обеспечивать психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования. Принципы и подходы к формированию Программы. В основу реализации программы положены следующие принципы: • принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми; • принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, родная культура; • принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.; • принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе; • принцып занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата. Планируемые результаты освоения вариативной части Программы 1. Испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду 2. Имеют представление о значимости труда родителей, испытывают гордость и уважение к труду взрослых; 3. Имеют знания о месте проживания: город Моршанск, Тамбовская область, об истории и достопримечательностях своего города; 4. Сформированы представления о Москве – столице России; 5. Сформированы представления о государственных символах страны - флаге, гербе и гимне; 6. Имеют представления о других национальностях населяющих нашу Родину (уважают их культуру и традиции); 7. Имеют знания о природе родных мест, флоре и фауне (умеют любоваться природой, бережно относиться к ней) Формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, 1 раз в неделю начиная со среднего дошкольного возраста, в процессе которых дети получают знания; навыки по изучаемым тематическим блокам. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам (День Конституции, День защитника Отечества, День Победы и др., а также национальные праздники) Задачи по нравственно-патриотическому воспитанию мы также решаем во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – т.к. воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Тематика, которой придерживаются педагоги следующая: «Моя семья», «Мой микрорайон (улица)», «Мой детский сад», «Мой город», Моя страна». Работа по каждой теме должна включает ООД, игры, экскурсии, НОД детей, по некоторым темам – праздники. В работе по нравственно- патриотическому воспитанию используются и другие методы: Целевые экскурсии Беседы с детьми о городе Моршанске, о Тамбовском крае, о Москве Использование детских художественных произведений, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение) Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» ( по р.Цне, в прошлое города и т. д.). Для решения задач гражданско-патриотического воспитания в течении года проводились мероприятия с приглашением родителей: ООД, праздники патриотической и православной тематики: «Рождественские встречи», «Масленица», «День победы», праздник «Пасха» и др. Метод проектов Наиболее эффективной формой работы по патриотическому воспитанию является проектная деятельность, так как основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста можно сформировать лишь при условии целенаправленной и систематичной работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых. В течение года в каждой возрастной группе реализовывались проекты по духовно-нравственному воспитанию: в младших группах- «Русские матрешки» (воспитатель Ширшова В.С.), «В гостях у сказки» (воспитатель Хохлова С.В.), в средних «Народные праздники и традиции» (воспитатели Кураксина А.Б. и Гоева Т.А), «Моя страна» в старшей группе (воспитатели Латыпова Е.Н., Решетникова Т.П.) Воспитатели подготовительных групп Серина Е.А.и Корабельникова С.В. продолжили работу, начатую в 2015-2016 учебном году, по реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию «Мой родной край» с детьми группы комбинированной направленности от 6 до 7 лет №1 и №2. Родители и воспитанники принимали участие в конкурсе с использованием проектной деятельности: «Семейные династии», «Наша дружная семья» (семья Колдашовых –победители, семья Тишиных –призеры конкурса) Организация предметно-развивающей среды: Для реализации патриотического воспитания дошкольников во всех возрастных группах организованы и пополняются уголки по данному направлению: « Народная игрушка», «Наша Родина-Россия», « Православные праздники Руси», «Земля Моршанская», «Русская изба» и др., куда могут обращаться и дети, и родители, и педагоги ДОУ. Рекомендации по содержанию уголков Создавая уголок патриотического воспитания, необходимо учитывать психологические особенности каждой возрастной группы. В младшем дошкольном возрасте основной целью по патриотическому воспитанию является знакомство с ближайшим окружением, даются элементарные представления о родном крае. Следовательно, уголок должен содержать в себе: Альбомы «Моя семья», «Детский сад», «Родной город», Иллюстрации с животными наших лесов, картинки с характерными признаками времен года; Дети трех лет находятся в период интенсивного формирования речи, поэтому значимое внимание надо уделить текстовым материалам: сказки, потешки, прибаутки, небольшие стихотворения из русского фольклора; В этом возрасте у ребенка внимание носит произвольный характер, он запоминает то, что ему больше всего понравилось, какие-то яркие моменты. Поэтому нелишне будет оснастить уголок куклами в ярких русских сарафанах и кокошниках, дымковские раскрашенные игрушки, матрешки свистульки – тем, что вызовет интерес у ребенка. В среднем дошкольном возрасте уголок патриотического воспитания стоит укомплектовать более глубокими дидактическими материалами. В этом возрасте начинает формироваться наглядно-образное мышление, ребенок способен усвоить информацию об отвлеченных предметах. Следовательно, в уголок необходимо добавить: Государственную символику (герб, флаг, гимн); Портрет президента Фотографии родного города с его достопримечательностями Родословное древо детей Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики и другая русская национальная посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; русские народные игрушки); Художественную литературу, соответствующую возрасту детей Картотека дидактических игр Творчество детей по патриотическому воспитанию, например открытки к 23 февраля и т.д. В старшем и подготовительном дошкольном возрасте уголок стоит наполнить материалами формирующими гражданскую позицию ребенка, а основным направлением работы по патриотическому воспитанию должны быть - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России. Поэтому актуальным будет преобразовать уголок в групповые разделы и добавить в каждый информацию: Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения города», «Промышленность города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», « Наше духовное наследие», «Достопримечательности», « Архитектура», « Спорт», подбор литературы о городе (например, стихи), карта города, символика города (флаг, герб). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города); Мой край – символика области, карта области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (города области, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство). Родная страна – карта России (хорошо, если это будет детская карта России, которая содержит необходимый материал, рассказывающий о городах России (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности), природные зоны нашей страны, народы населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство, символика страны, различные макеты ( достопримечательности городов, архитектура и т. п.) Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему «Наши предки – славяне». « Богатыри земли русской», « Великая Отечественная война», « Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы», художественная литература и дидактические игры по теме, макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.) Приобщение к истокам русской народной культуры – иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», « Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме. Духовно – нравственное воспитание – материал, дающий детям первоначальное представление о православии ( это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему « Русская икона», макет храма, детская Библия). Художественная литература по фольклору ( сказки, былины, предания) Великие соотечественники – портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию. Наша планета Земля – глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны. Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание одного уголка, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности. Так, например: в уголке изо-деятельности могут быть представлены образцы декоративноприкладного искусства в уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», « Больница», «Магазин», что способствует обогащению представлений детей о профессиях горожан; в уголке физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм; в литературном уголке помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, поговорки, прибаутки и т.д.) в уголке музыкального развития присутствуют национальные музыкальные инструменты, аудиодиски с русскими народными песнями и др. Таким образом, мы видим, что вся предметно-развивающая среда группы может быть направлена на реализацию нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Проблемы Реализуя нравственно-патриотическое воспитание, мы столкнулись с рядом проблем. Главная проблема- нежелание родителей участвовать в предлагаемых ДОУ мероприятиях. Многие родители наших детей, в большинстве молодые люди сами выросли в 90-е годы, в эпоху «Иванов, не помнящих родства» и не имеют представления о методах воспитания гражданственности, патриотизма, сами нуждаются в том, чтобы их научили методам и приемам воспитания у своих детей патриотизма и любви к Родине. Таким образом, недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно - патриотического воспитания. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях. Данная тема актуальна, но решается не полностью. Перспективы Формирование нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и способствующая максимально бережному и ненавязчивому влиянию на воспитательную позицию семьи. Поиск новых, инновационных форм работы с детьми, способных качественно улучшить результаты работы в данном вопросе. В работе с родителями планируем не только традиционные формы взаимодействия с родителями (собрания, консультации педагогов и специалистов, оформление папокпередвижек, стендов, брошюр, буклетов), но и нетрадиционные формы (семейные экскурсии, организация практикумов – с обсуждением вариантов решения вопросов патриотического воспитания, дискуссии, педагогические качели, педагогическая мастерская), использование ИКТ (презентаций, видео, ЭОР для просмотра их родителями дома и т.д.). Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию дошкольников: Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие документы: - Конституция Российской Федерации. - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утверждённой Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы. - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», где говорится о том, что воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий социализации ребенка на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. - Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г. - Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г. - Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 5 апреля 2013 г. - Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».

Анализируя работу педагогов по вопросам сущности и структуры патриотизма, необходимо отметить, что патриотизм — это социальное, исторически обусловленное явление духовной жизни народа, результат влияния общественной среды и воспитания. Работа в этом направлении должна быть системной и целенаправленной. Патриотизм определяется отношением к Родине, уважению к Отечеству, чувством ответственности за свою Родину, отношению к народу, культуре, традициям, языку, истории, природе родного края. Для каждого человека Родина начинается с первых глубоких впечатлений детства, с земли, которую увидел, познал, ощутил впервые, на которой сделал первые шаги. Любовь к Родине возникает с чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос. Дошкольный возраст является самым естественным и верным путем для формирования нравственных ценностей. Именно в этот период важна роль эмоциональных переживаний, закладывается «фундамент» настоящего патриотизма. В настоящее время социокультурная ситуация ставит перед педагогами современной дошкольной образовательной организацией проблему поиска эффективных средств по изучению истории родного края, традиций и культуры народа. Взрослея, ребенок переносит чувство любви к малой родине в уважение, преданность и любовь к своей стране. Следовательно, воспитание у дошкольников любви к своей семье, природе, к месту, где они живут — это приоритетная цель работы нашего педагогического коллектива. Основные задачи, стоящие перед нами: Дать и расширить знания воспитанников о родном поселке, городе, стране и их: истории, культуре, географии, архитектуре, традициях, достопримечательностях, выдающихся земляках, природе и т. д. Заложить основы гражданско-патриотической позиции личности. Сформировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. В своей работе используем различные технологии: – игровые, – информационные, – коммуникативные, – проблемные, – развивающего обучения, – консультативные, – визуальные, – проектные, – ИКТ. Работа по формированию нравственно-патриотических чувств будет эффективна при установлении тесной связи семьи и ДОО, поскольку семья обладает особыми педагогическими возможностями (любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность и др..) Это создаёт необходимые условия для воспитания нравственных чувств и формирует модель поведения ребенка во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. В работе с детьми по ознакомлению с родным поселком, его природой, главными достопримечательностями мы широко используем целевые прогулки, тематические экскурсии, наблюдения, организуем прогулки «выходного дня» с родителями (т. е. рекомендуем родителям те места, куда можно отправиться с ребёнком в выходной день). Все мероприятия организуются согласно комплексно-тематическому плану работы ДОУ (тематическим неделям).

Знакомство с родным городом происходит в процессе просмотров видеофильмов и видеороликов, а также презентаций о городе Белгороде, рассматривание репродукции картин, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей, выездных экскурсий с родителями (в парки и скверы города, кукольный театр, к памятникам, в государственный историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление и т. д.); в процессе организации непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками, в ходе чтения детской художественной литературы, авторами которых являются наши земляки. Подводим воспитанников к пониманию того, что их город — частица Родины. Итогом проведенных мероприятий обязательно становятся творческие отчеты: фотоматериалы, рисунки, альбомы, гербарии, макеты и планы улиц, домов, построек, оформляются выставки: «Наши земляки достойны уважения», «Моя улица носит имя героя», организация смотров-конкурсов и прочее. Формируя у воспитанников первые простейшие представления об устройстве нашего государства, в группах оформлены патриотические уголки. Их оформление позволяет привлечь внимание и проявить инициативу каждого ребенка. Дети подбирают материал по силам и интересам: «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва — столица нашей Родины». Благодаря материалам таких уголков развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны, а также позволяет наладить совместную работу с педагогом и сверстниками.

Формирование основы гражданско-патриотической позиции личности мы осуществляем в процессе целенаправленной организации тематических занятий, утренников, праздничных концертов с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны и Боевой Славы, солдат Российской Армии. С целью воспитания чувства гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам ВОВ, в рамках празднования годовщины Победы в Великой Отечественной войне в ДОУ разрабатывается план совместных мероприятий педагогов, воспитанников и родителей, где нашли свое отражение: – военно-патриотические проекты: «Простые истории Великой Победы»; – выпуск стенгазет на тему «Ко дню Великой Победы»; – «Уроки мужества» о событиях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов («Праздник Победы», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Пришла весна — весна Победы!»); – акции: «Ветеран живет рядом», «Бессмертный полк», «Дети войны»; – оформление тематических альбомов («Города-герои», «Награды ВОВ», «Оружие и техника ВОВ»). Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что Россия — это родина для всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы страна стала могучей державой. Однако, надо помнить, что нельзя грубо вторгаться во внутренний мир растущего человека, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Успех становления зависит от того, насколько компетентно и ограничено с самых ранних лет маленькому человеку будут привиты идеалы нравственности, духовности и патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию...

«Особенности нравственно – патриотического воспитания дошкольников в современных условиях»

Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Действительно, утрачиваются понятия долга перед обществ...

презентация "Нравственно патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях"

В условиях глубошайших изменений,происходящих в жизни общества,одной из актуальных проблем является патриотическое  воспитание подрастающего поеоления...

Взаимодействие с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в современных условиях.

Главной задачей нравственно-патриотического воспитания дошкольников является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству; расширение представл...

Педагогический совет в форме "устного журнала" «Россия – отчий дом» Тема «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»

Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы и самостоятельности. Прежде всего, следует создать в детско...

Статья "Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников в современных условиях"

Статья содержит описание работы педагогов структурного подразделения "отделение дошкольного образования" с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию при помощи разнообразных средств и...