Значение грамотной речи ребёнка для дальнейшего обучения в школе. Сообщение на родительском собрании в подготовительной к школе группе.
статья (подготовительная группа)
Значение грамотной речи для дошкольника. Требования ФГОС ДО к речи будущего первоклассника. Критерии грамотной, развитой речи детей 6-7 лет. Пять составляющих устной речи дошкольников: 1)произношение, 2) фонематическое восприятие, 3)богатый словарь, 4)лексико-грамматический строй речи, 5)связная речь. О красивом, уверенном письме в школе - необходимость развивать мелкую моторику руки посредством лепки, рисования, дидактических игр. О всестороннем развитии ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сообщение на родительском собрании. | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение грамотной речи ребёнка
для дальнейшего обучения в школе.
Сообщение на родительском собрании в подготовительной к школе группе.
Трудно представить себе жизнь современного человека без речи: любое действие, требующее контакта с другими людьми, мы сопровождаем словами. Речь необходима нам для любого взаимодействия и во всякой деятельности. Ежедневно на нас обрушивается огромный поток информации, из которого каждый выбирает для себя то, что подходит лично ему.
Если в прежние времена можно было заменить речь жестами, изображениями, взглядом, то теперь практически любая профессия требует от человека владение языком на высшем уровне.
С помощью речи люди не только сообщают современникам о том, что происходит в данное время, но и передают из поколения в поколение всё богатство знаний, накопленных человечеством.
В 21 веке необходимо уметь не только грамотно и точно излагать свои мысли, но и формулировать намерения, направленные на достижение лучших результатов. Все это невозможно без речевой деятельности.
Речь – это процесс общения, опосредованный языком.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте ДО (Приказ Минобрнауки РФ от 17. 10. 2013г. №1155 , вступил в силу с 01.01.2014г.) говорится:
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.»
Все родители мечтают о том, чтобы ребёнок учился легко и с удовольствием.
Готовность ребёнка к началу школьного обучения, определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше будет развита устная речь к поступлению в школу, тем легче будет овладеть чтением и письмом, тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.
Подготовка ребёнка к успешному обучению в школе — главная наша с вами задача, товарищи родители!
При поступлении в школу ребёнок должен овладеть:
- правильным, чётким звукопроизношением;
- умением слышать и различать звуки родного языка;
- выделять гласные и согласные звуки,
- мягкие-твёрдые, звонкие-глухие согласные звуки;
- умением правильно строить простое предложение;
- овладеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание;
- составлять рассказы или сказки по картинкам (или серии картинок);
- составлять самостоятельно рассказ-описание.
Для воспитания полноценной речи по возможности необходимо устранить все то, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. В семье ребёнка понимают с полуслова и он не испытывает каких-либо затруднений, если его речь несовершенна.
Но, со временем, круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется, и очень важно, чтобы его речь понимали и сверстники и взрослые.
В современной школе всё больший процент школьников встречается с фонетическими дефектами, которые выявляются тогда, когда ребёнку нужно читать вслух, отвечать или задавать вопросы в присутствии всего класса.
Если у ребёнка хорошо развита речь, (то есть он в принципе умеет хорошо говорить и понимает услышанное), это ещё не значит, что у него развиты коммуникативные навыки— важнейшее свойство, необходимое человеку в условиях современной жизни.
Например, в ситуации большого класса он может вдруг потерять дар речи и, выйдя к доске, не сможет связать и двух слов. Такое часто бывает и со взрослыми. Значит, он не готов говорить перед группой людей, его речевых способностей, пусть и хорошо развитых, недостаточно, чтобы в данной, конкретной ситуации успешно общаться.
Оказывается, что для того, чтобы речевые способности смогли проявиться в различных ситуациях конкретного общения в жизни, необходимо сочетание развитости речи с эмоциональной стабильностью, с развитием воли (с умением преодолеть свою неуверенность, страх), должна быть также сформирована потребность выражать свои мысли и чувства.
Итак, важной составляющей основой успешного обучения в школе является правильная, развитая речь ребёнка. Мы понимаем, что чем богаче и правильнее речь у ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, довольно быстро начнают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, и в результате развиваются комплексы, снижается успеваемость, появляется неуверенность в себе.
Плохая речь также сильно отражается на грамотности, т.к. письменная речь формируется на основе устной.
Ко времени поступления в школу устная речь дошкольника должна быть сформирована и не отличаться от речи взрослых.
Речь состоит из пяти взаимосвязанных составляющих. Недоразвитие одной из них делает речь неполноценной.
Первое - произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми.
Важное влияние особенности артикуляционного аппарата оказывают на темпо-ритмические характеристики чтения. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, затрудняется в понимании прочитанного.
Воспитание звуковой культуры речи предполагает:
- формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
- воспитание орфоэпически правильной речи — умения говорить согласно нормам литературного произношения, с правильным ударением;
- формирование выразительности речи при чтении стихов, пересказе, рассказывании — умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Ребёнок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности;
- выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
- воспитание культуры речевого общения как части этикета.
Второе - это фонематическое восприятие, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении.
Овладение фонематическим слухом предшествует другим формам речевой деятельности — устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что дети нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).
Третье – словарь, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может порассуждать.
Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе умение читать, пренебрегая при этом развитием устной речи.
На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению речи дошкольников, а не начинать с него.
Если грамотно развивать устную речь, ребёнок легко и как бы сам собой зачитает; причем избежит тех трудностей, которые неизбежны при попытках обучения неподготовленного ребёнка.
Поэтому, уважаемые родители, не форсируйте процесс становления навыков чтения и письма.
Лучше обратите серьёзное внимание на развитие навыков звукового анализа:
- умению определять наличие данного звука в слове;
- нахождению места звука в слове: начало, середина, конец слова;
- развитие навыков звукового синтеза -учить составлять из звуков слова.
Четвертое – лексико - грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность грамматических представлений (трудности словообразования, словоизменения, неправильное употребление предлогов, окончаний) в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизму.
И пятое – связная речь. Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая, литературная речь взрослого.
О письме. Для того, чтобы у ребёнка был красивый, ровный почерк необходимо развивать мелкую моторику рук. У ребёнка 6-7 лет ещё недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация движений, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев. Поэтому этот возраст является очень благоприятным для развития ручной умелости и графомоторных навыков. Занимайтесь с ребёнком лепкой, рисованием, различными играми, требующими мелких, скоординированных движений пальцев.
О чтении. Учить читать до школы можно, но учить нужно правильно. Главная ошибка родителей, когда они учат ребёнка читать - это неправильное произношение звуков. Учите детей не буквам, а звукам, без призвуков (М, Н, П, а не МЭ, НЭ, ПЭ и т.д.).
Обогащайте словарный запас своих детей.
Ребёнок 6 -7 лет должен:
- понимать и применять обобщающие слова, как: овощи, фрукты, транспорт, мебель, инструменты, посуда, обувь, головные уборы, насекомые, животные;
- правильно употреблять слова, обозначающие времена года (лето,осень,весна,зима);
- знать названия многих профессий.
Всё это не приходит само собой, детей надо знакомить с явлениями жизни, называть и объяснять их.
Задача родителей – не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка.
Посещайте вместе с ребёнком различные выставки, музеи, картинные галереи, театры, цирк, зоопарк; совершайте интересные поездки, заучивайте названия посещаемых стран, городов.
Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края.
В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая интеллектуальная активность, рождается радость познания.
Учите ребёнка связно и подробно рассказывать. Пусть вечером он вам рассказывает, чем занимался в детском саду. После чтения сказки или рассказа можно предложить ребёнку пересказать их содержание. Полезно рассказывание по картинке. Если ребёнок лишь ограничивается перечислением предметов или действий, увиденных на картине, задайте ему вопрос: «О чем эта картина? Что здесь происходит?»
В последний перед школой год нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Подумайте, умеет ли ваш ребёнок внимательно слушать, отвечать на вопросы, подчиняться требованиям старших, всегда ли доброжелательно относится к окружающим.
Таким образом, имея такой солидный фундамент, ваш ребёнок не растеряется в школе и легко овладеет навыками чтения и письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в подготовительной к школе группе Тема: «Готовность речи ребёнка к школе»
Родительское собрание в подготовительной к школе группе Тема: "Готовность речи ребёнка к школе"....
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе "Готовность речи ребёнка к школе"
конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе. Тема: «Основы финансовой грамотности обучающихся старшего дошкольного возраста. Требования времени!».
Финансовая грамотность...
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребёнка к школе»
Цель: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению....
Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме: «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики».
Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме:«Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики».В настоящее время в связи с совершенствование...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе по теме: «Уроки финансовой грамотности в семье»
Место проведения: музыкальный залФорма проведения: круглый стол.Продолжительность: 20 - 25 мин.Цель: повышение педагогической грамотности родителей.Ход собрания:Слайд 1Педагог: Добрый в...
Родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьей посредством игры. Привлечение родителей к сотрудничеству с воспитателями в образовательном процессе....