Родительское собрание в подготовительной к школе группе Тема: «Готовность речи ребёнка к школе»
материал (подготовительная группа)
Родительское собрание в подготовительной к школе группе Тема: "Готовность речи ребёнка к школе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_09.2020.docx | 52.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в подготовительной к школе группе
Тема: «Готовность речи ребёнка к школе»
Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка.
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, методами и приемами ее развития;
- познакомить с технологией интеллект – карт и речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома;
- вовлекать родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Ход собрания:
Перед началом собрания родители знакомятся с выставкой литературы по развитию речи и языке. Группа оформлена пословицами и поговорками о речи и языке.
- Язык до Киева доведет.
- В добрый час молвить, в худой промолчать.
- Мал язык, да всем телом владеет.
- Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово сказав, не схватишь.
- Кто говорит, тот сеет.
- С тобою разговориться, что меду напиться.
- Слово не стрела, а сердце сквозит.
- Без языка и колокол нем.
- Не пройми копьем, а пойми языком.
- Язык без костей работает на хозяина и гостей.
- Язык впереди ног бежит.
Логопед: Добрый вечер, уважаемые родители! Благодарю Вас, что вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады всех вас видеть. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.
Итак, тема нашей встречи «Готовность речи ребёнка к школе»
Логопед: Предлагаю посмотреть короткий видеофильм с рассуждениями ваших детей о значении некоторых сложных для их понимания слов.
Логопед: Известно, что хорошо развитая речь открывает большие возможности для психического и интеллектуального развития ребенка. Если ребёнок владеет речью в соответствии с возрастными нормами, у него расширяется кругозор, обогащаются знания об окружающем мире. Он может связно излагать свои мысли, что позволяет полноценно общаться с окружающими. Современные родители понимают, что в век технологий живое общение часто заменяют гаджеты. Поэтому их волнуют вопрос, как обеспечить полноценное развитие своему малышу? Какие причины влияют на появление речевых проблем?
Логопед: Психологи заявляют, что у детей, поступающих в школу, часто обнаруживаются речевые проблемы, которые мешают им успешно обучаться. Наиболее серьезными из них считаются:
- односложность и невыразительность речи, построенной из элементарных предложений;
- скупость словарного запаса;
- применение жаргонных словечек, нелитературных фраз;
- неумение передать своими словами содержание текста;
- невнятная дикция;
- низкая грамотность (неправильно поставленные ударения, ошибки в падежных окончаниях, неверно выбранный род существительных).
Логопед: Если у дошкольника нет речевой патологии, то причиной появления таких проблем, по мнению специалистов, становится поведение взрослых, окружающих ребенка, которые:
- мало общаются с ребенком, само общение сводится только к удовлетворению потребностей, связанных с едой, гигиеной, режимом;
- вводят запреты: «не мешай, я занят», «мне некогда с тобой играть», «займись сам своим делом», «без меня ничего не трогай»;
- в семье разговаривают в повышенном тоне, употребляют сленг;
- не придают значения тому, что ребенок постоянно занят компьютерными играми;
- мало читают, не обсуждают с малышом прочитанное;
- дома не принято обсуждать семейные события;
скудная детская библиотечка;
- ребенку не хватает полноценного общения со сверстниками;
- взрослые считают, что достаточно посещения детского сада или группы, а дома проводить речевые занятия необязательно.
Логопед: Можно найти еще много причин такого рода, которые тормозят развитие речи дошкольника. О них необходимо знать родителям, так как они должны понимать, что речь взрослых, манера общения в семье служат образцом для подражания детям. Во многом от них зависит, как будет их малыш разговаривать. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Навыки правильной речи приобретаются в семье, однако большую часть времени ребёнок проводит в иной среде – в детском саду. И мы глубоко убеждены, что для формирования полноценного, гармоничного речевого развития, необходимо взаимопонимание и взаимодействие педагогов, работающих с ребёнком и семьи, воспитывающей его.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно принесет положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребенку.
Развитие речи ребенка в детском саду ведется по следующим направлениям:
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Обогащение активного словаря.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
Своевременная работа с семьей по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребенка.
Логопед: Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу? (воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске):
Речь должна быть
- Грамотной
- Понятной
- Выразительной
- Осмысленной
- Богатой и т.д.
Логопед: Это идеал. А что же получается на самом деле?
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:
Односложная – состоящая из одних простых предложений речь;
Бедная речь – недостаточный словарный запас;
Слова – «паразиты»
Замусоривание речи – употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых, неумение грамотно сформулировать вопрос.
Составление рассказов – неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)
Не могут логически объяснять, речь не выразительна, не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где - то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова, плохая дикция, не выговаривание звуков. Это потом скажется на письме. (эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает).
Логопед: Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у нас (зачитываю слова из 2-го столбца) Что же делать?
Мы приготовили памятку с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и рекомендациями по развитию речи, которые вы можете использовать в домашних условиях.
Логопед: Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме? И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, я предлагаю вам поучаствовать в мастер-классе по составлению интеллект-карт.
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольном образовании возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как: любознательность, самостоятельность, активность, инициативность, а также познавательного развития.
Одной из таких технологий является метод создания интеллект-карт, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
Этот метод был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном.
Концепция интеллект-карт основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Дело в том, что мозгу трудно воспринимать символьную информацию в виде текстов, таблиц. Намного проще сознанию переваривать информацию, которая основана на ассоциациях, задействует иерархическое мышление, визуализирована, дополнена цветом и картинками в соответствии с ассоциациями.
В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря к.п.н. В.М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллект-карта - это уникальный и простой метод запоминания информации с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые особенности детей, активизируется мышление.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение таких карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Существуют правила составления интеллект-карт:
- При работе используются только цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т. д.
- Лист располагается горизонтально.
- Главная идея обводится в центре страницы (для ее изображения можно использовать рисунки, картинки).
- Для каждого ключевого слова проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении)
- Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
- Над каждой линией –ветвью пишется одно ключевое слово.
- Писать надо разборчиво, печатными буквами.
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Практическая часть мастер-класса
Логопед: А сейчас мы вместе составим интеллект-карту.
-Предлагаю Вам ключевую идею «Звуки». Нарисуем по середине листа овал и напишите в нем название нашей идеи.
-От неё рисуем толстую линию красного цвета. Звуки бывают гласные, а они в свою очередь: ударные и безударные. От слова гласные отводим в разные стороны две тонкие красные линии и подписываем их.
-Звуки бывают согласные. От ключевой идеи отводим толстую черную линию и подписываем её.
-Согласные звуки бывают мягкие и твердые. От слова «согласные» отводим линии зеленого и синего цвета и подписываем их.
- Согласные звуки бывают глухие и звонкие. От слова «согласные» отводим линии тонкие черные линии и подписываем их.
-Если составляете такую карту вместе с ребёнком, можно использовать вместо слов символы, рисунки.
- Уважаемые родители, сейчас мы разделимся на 2 группы, каждая группа получает лист бумаги, фломастеры, картинки и карту- инструкцию. Мы попробуем с вами составить интеллект – карту.
Первая группа раскрывает тему «Одежда», а вторая – «Животные»
Все команды выполняют задания.
Далее каждая группа представляют работы.
Вот такие интересные интеллект-карты у нас с вами получились.
Главное достоинство метода – его универсальность, и то, что методика очень проста и может быть использована любым из вас. И мы видим, что карта поможет ребенку легче запомнить всю информацию.
Логопед: Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.
И напоследок хочется вам пожелать: «Любите своих детей и помогайте им. Дети – это самое дорогое, что у Вас есть!».
Большое спасибо за то, что Вы сегодня приняли участие в нашей беседе. Пожалуйста, оставьте отзыв о нашей сегодняшней встрече.
Благодарим за внимание, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»
В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....
Родительское собрание в подготовительной к школе группе "Готовность ребенка к школе"
Цели: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обесп...
Родительское собрание в подготовительной группе. Тема: "Психологическая готовность к обучению в школе: что нужно знать родителям?"
Актуализизация знаний родителей по проблеме психологической готовности к школе....
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе "Готовность речи ребёнка к школе"
конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе...
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребёнка к школе»
Цель: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению....
Итоговое родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС»
В рамках закона об образовании вышел «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования”, коротко — ФГОС, и он вступил в силу с 1 января 2014года, в данный...
Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»
В конспекте описан ход родительского собрания в подготовительной к школе группе. Раскрыты особенности возраста детей 6-7 лет. Даны рекомендации родителям для качественной подг...