Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе по теме: «Уроки финансовой грамотности в семье»
консультация (подготовительная группа)
Место проведения: музыкальный зал
Форма проведения: круглый стол.
Продолжительность: 20 - 25 мин.
Цель: повышение педагогической грамотности родителей.
Ход собрания:
Слайд 1
Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители!
Тема нашего собрания «Уроки финансовой грамотности в семье».
Слайд 2
С повесткой дня нашего собрания, Вы можете познакомиться на представленном слайде.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Слайд 3
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Слайд 4
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Слайд 5
С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России.
Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она знакомит их с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие.
В результате дошкольники получат представление о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран. Отдельный блок программы посвящен рекламе – для того, чтобы дети научились объективно ее оценивать и отличать свои реальные потребности от навязанных.
Еще одна задача программы – помочь малышам с раннего детства сформировать полезные экономические навыки и привычки. В частности, беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду.
Программа включает теоретические материалы и учебную литературу, а также примеры игр и конкурсов, детские сказки, пословицы и поговорки по каждой теме. На основе этих рекомендаций педагоги могут разрабатывать занятия самостоятельно. В программе даны все необходимые для этого методики и материалы».
Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.
Слайд 6
Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.
Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление по работе с детьми. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Необходимо четко объяснить функцию денег на понятном ребенку языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится. Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.
Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у детей. Дети должны понимать, что в детский сад (а тем более в будущем в школу) необходимо ходить за знаниями, а не за поощрение в качестве покупок, или денег. А помощь по дому – это условия жизни в семье, где у каждого должен быть круг своих обязанностей.
Можно найти выход из ситуации с финансами – дать карманные деньги детям на личные нужды. Эти средства будут принадлежать только ребенку.
Слайд 7
Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком. Для этого можно использовать игры, представленные на слайде.
Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить кредит, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.
Педагог: Предлагаю немного отдохнуть.
Динамическая пауза
Приготовьте свои ручки - «Будем денежки считать»:
Один, два, три, четыре, пять (поочередно разжимаем пальцы рук)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук, по окончании – пальцы в кулак).
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
Слайд 8 Теперь переходим к практической части
Задание 1
С помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия. Задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д. Я буду задавать вопросы, а вы должны назвать сказку. По мере отгадывания на слайде появляются произведения.
1.Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? (Колосок)
2. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах)
3. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок)
4. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (Лисичка со скалочкой)
5. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? (Теремок)
Слайд 9
6. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-лягушка»)
Слайд 10
7. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? («Три поросенка»)
8. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? («Как старик корову продавал»)
9. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход? («Вершки корешки»)
Вывод: знакомя детей с художественной литературой мы таким образом знакомим детей с финансовой грамотностью.
Задание 2. Все мы знаем, что основной вид деятельности у детей - игра. Какие сюжетно-ролевые игры могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей? (магазин, банк, поездка в автобусе).
Назовите два финансовых действия, с которыми мы знакомим детей в играх - магазин, театр, банк? (Покупка и продажа).
С каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»? (обмен).
«Выполни действие». Вам необходимо обыграть следующие экономические понятия: обмен валюты в банке и покупка продуктов в магазине.
Вывод: данное задание позволило увидеть элементы финансовой грамотности в сюжетно-ролевой игре. Расширяя предметным оборудование среду, нам легко будет познакомить детей с такими понятиями как деньги, обмен, покупка, продажа. Даже через игру мы невольно формируем представление детей о финансовой грамотности, начиная уже с младшего дошкольного возраста.
Слайд 11-12
Задание 3. Следующее наше задание «Угадай пословицу или поговорку». Я вам буду показывать цепочку картинок. Вам необходимо поочередно прочитать пословицу по картинке и объяснить ее смысл.
«Деньги любят счет», «Деньги куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Вывод: через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, о их ценности, о их экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей.
Слайд 13 Задание 4. Следующее задание: интерактивный экономический кроссворд. Отгадав правильно кроссворд, в выделенных клеточках вы узнаете название документа, содержащего основополагающие принципы внешней или внутренней политики государства, основы деятельности международных организаций или выражающий их позицию по какому-либо вопросу. (Декларация)
- Средства, получаемые в результате какой-либо деятельности (доход)
- Список доходов и расходов (бюджет)
- Один из видов косвенного налога (акциз)
- Денежный сбор с населения или предприятия за определенные услуги (пошлина)
- Денежная единица, какой-либо страны (валюта)
- Вывоз товара за границу (экспорт)
- Обязательный платеж, взимаемый государством с физического или юридического лица (налог)
- Обесценивание денег (инфляция)
- Печатание государственных денег и ценных бумаг (эмиссия)
- Денежное обеспечение нетрудоспособных и пожилых людей (пенсия)
Педагог: Сегодня я познакомила вас с рядом игр которые вы легко можете использовать в работе с финансовой грамотностью со своими детьми. Хочу подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо также помнить, что сегодняшние дети – это будущее.
Решения родительского собрания:
- Принять к сведению информацию по вопросу «Уроки финансовой грамотности в семье»
- Принимать активное участие в решении задач по основам финансовой грамотности у детей в 6-7 лет».
Ответственные: родители, педагоги. Срок: в течение учебного года.
Буклет «Финансовая грамотность дошкольников»
Памятка
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
Рекомендуем прочитать детям:
1. Приключения кота Белобока, или экономика для малышей. Волгоград, 2015. Тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников.
2. Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб., Питер, 2013.
3. Кийосаки Р. Богатый папа, бедный папа. М., Попурри, 2014.
4. Хилл Н. Думай и богатей! М., Попурри, 2014.
5. Бодо Ш. Мани, или Азбука денег. М., Попурри, 2006.
6. Годфри Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Добрая книга, 2006
7. Нормакова И.В., Протасевич Т.А Начала экономики. М, Вита-пресс, 2014.
8. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом. Альпина Бизнес Букс, 2000.
9. Руль А. Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту. ИГ «Весь», 2013.
10. Светлова М. Деньги в твоей жизни. ИГ «Весь», 2013.
11. Эггерт Дж. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании. ИГ «Весь», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Скоро в школу»
Конспект родительского собрания содержит приложения:"Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу" "Рекомендации для родителей будущих первоклассников"...
Родительское собрание в подготовительной к школе группе на тему : «Скоро в школу!»
Поступление в школу – это вхождение ребёнка в мир новых знаний, прав и обязанностей, сложных, разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Как войдёт ребёнок в новую жизнь, как сложится первый...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы». Воспитатель: Зубкова В.А
План проведения родительского собрания. 1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»; Цель: ...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Скоро в школу!»
Конспект родительского собрания в подготовительной группе №5 компенсирующей направленностина тему: «Скоро в школу!»...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе. Тема: «Основы финансовой грамотности обучающихся старшего дошкольного возраста. Требования времени!».
Финансовая грамотность...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно - экспериментальной деятельности»
Целью собрания,является развитие у детей познавательной активности, способствованию проявления интереса детей к поисково-исследовательской деятельности....
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы».
План проведения родительского собрания. 1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»; Цель: ...