Как диагностируют аутизм
консультация
Предварительный просмотр:
Как диагностируют аутизм?
Апрель — месяц распространения информации об аутизме. По последним данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, расстройства аутистического спектра (РАС) встречаются у каждого 59-го ребенка — чаще, чем детские рак, диабет и СПИД, вместе взятые. Как диагностируют эту особенность развития и какие признаки могут заметить родители? Рассказывает клинический психолог, эксперт фонда «Обнаженные сердца» Татьяна Морозова.
Аутизм — поведенческий диагноз, а значит, нет такого оборудования, которое могло бы выявить эту особенность развития. Врач наблюдает за поведением ребенка, разговаривает с родителями или воспитателями, проводит тесты.
Во многих странах мира, а с недавнего времени и в России родителям рекомендуют проводить у ребенка скрининг на аутизм в возрасте полутора лет. Для этого используют специальный опросник М-MCHAT — на основе ответов на вопросы родителей или воспитателей специалист определяет, стоит ли направить ребенка на дальнейшее обследование. Для точной постановки диагноза необходима работа команды специалистов: отоларинголога, который должен исключить потерю слуха, логопеда, оценивающего навыки речи, эрготерапевта, оценивающего физические и моторные навыки, а также психолога, невролога или психиатра.
СИМПТОМЫ АУТИЗМА
Аутизм заставляет ребенка воспринимать окружающий мир иначе, чем сверстники, и испытывать трудности с коммуникацией и социальным взаимодействием. Это спектральное расстройство, а значит, симптомы у детей с этим диагнозом могут различаться. Вот несколько наиболее распространенных.
Трудности с развитием социальных навыков
С самого рождения типично развивающийся ребенок — существо социальное: он пристально смотрит на людей, поворачивается на звук голоса, хватает палец и улыбается. В отличие от него многие дети с аутизмом уже на первом году жизни предпочитают играть с предметами, а не с людьми, и реже имитируют поведение окружающих. Ребенок с РАС часто выбирает более однообразные занятия, предпочитает играть один, не всегда позволяет присоединиться к своей игре, не понимает, как взаимодействовать со сверстниками.
Многие дети с аутизмом не смотрят в глаза, но очень важно понимать, что так делают не все люди с этим диагнозом. Более того: неспособность поддерживать прямой зрительный контакт характерна не только для людей с РАС.
Несмотря на то что дети с аутизмом привязаны к своим родителям, последним бывает сложно распознать эту привязанность.
Трудности с развитием коммуникации
В год типично развивающийся ребенок обычно говорит одно или пару слов, поворачивается и смотрит, когда слышит свое имя, показывает пальцем, когда хочет игрушку, а когда ему предлагают что-то неприятное, четко дает понять, что ему это не нравится.
Большинство младенцев, у которых позднее проявляются симптомы аутизма, гулят и лепечут в течение первых нескольких месяцев, однако постепенно перестают это делать. До полутора лет их речь может развиваться вполне типично, но затем либо происходит остановка, либо ребенок перестает использовать слова, которые употреблял раньше. У некоторых детей развитие речи задерживается до 5-9 лет. В работе с ними важно использовать методы дополнительной коммуникации.
Людям с аутизмом сложно понимать язык тела, интонацию, игру слов, сарказм
Дети с аутизмом часто используют язык необычным образом — например, повторяют одну и ту же фразу снова и снова.
У некоторых детей с РАС речь начинает развиваться довольно рано, их словарный запас необычайно велик, однако поддерживать диалог им сложно. Их речь — это монолог (практически на любую тему), и ответы собеседника не предполагаются.
Кроме того, людям с аутизмом сложно понимать язык тела, интонацию, игру слов, сарказм. Например, ироничную фразу «О, это просто великолепно!» они воспринимают буквально. Многим из них сложно интонировать: их голос не отражает того, что они чувствуют. Они могут говорить взволнованно и нараспев или же монотонно, «как роботы».
Ригидность и повторяющееся поведение
Дети с аутизмом могут совершать странные повторяющиеся телодвижения — например, хлопать руками или ходить на цыпочках. Такое поведение может быть как ярко выраженным, так и едва уловимым. Они могут часами выстраивать в линию свои машинки и поезда вместо того, чтобы с ними играть, и очень расстраиваются, если кто-то подвинет одну из игрушек. Некоторые дети повторяют одни и те же звуки или фразы, которые по смыслу не соответствуют ситуации.
Повторяющееся поведение иногда принимает форму продолжительной сильной увлеченности.
Многие дети с аутизмом нуждаются в постоянстве: небольшое изменение рутины (более поздний или ранний прием пищи, другой порядок одевания или принятия ванны, новый маршрут) может вызвать большой стресс.
Повторяющееся поведение иногда принимает форму продолжительной сильной увлеченности. Например, ребенок с аутизмом может досконально изучать все, что связано с пылесосами или маяками, знать наизусть расписание поездов. Зачастую более взрослые дети с аутизмом очень интересуются цифрами или буквами, символами, датами, наукой.
Особенности обработки сенсорной информации
Многие дети с аутизмом необычно реагируют на сенсорные стимулы или сигналы, проявляя либо сверхчувствительность, либо недостаточную чувствительность. Такая реакция вызвана трудностями в обработке и интерпретации сенсорной информации. Сложности могут быть связаны с любой сенсорной системой: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом, ощущением движения или положения тела.
ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ СОПУТСТВОВАТЬ АУТИЗМУ
Как и их сверстники, дети с РАС могут заболеть. Однако исследования показывают, что некоторым заболеваниям и состояниям они подвержены чаще.
Так, примерно у 30% людей с аутизмом обнаруживаются судорожные расстройства или эпилепсия. Это больше свойственно детям с когнитивными проблемами. У 10-15% детей с аутизмом есть генетические расстройства: синдром хрупкой Х-хромосомы, синдром Ангельмана, туберозный склероз, синдром дупликации 15-й хромосомы или другие аномалии.
Исследования последних лет показывают, что у детей с РАС чаще, чем у сверстников, встречаются нарушения желудочно-кишечного тракта.
Нередки и трудности со сном и едой: высокая избирательность, трудности с введением новых текстур пищи и так далее.
ПОСЛЕ ПОСТАНОВКИ ДИАГНОЗА
Многим современным родителям свойственно искать нужную информацию в интернете. Родители детей с РАС не исключение. Однако сориентироваться в огромном объеме информации довольно сложно. Отдельную опасность представляют обещания шарлатанов, которые гарантируют «исцеление» ребенка от аутизма и предлагают сомнительные методы: уколы, диеты, лечение током и медикаментами, которые не применяют в развитых странах.
Медицинских способов «излечения» аутизма на сегодняшний день нет, но можно работать над устранением состояний, которые ему сопутствуют: судорог, гиперактивности.
Чем раньше начать помогать ребенку (в идеале — до двух-трех лет), тем больших успехов можно добиться
Скептически стоит относиться и к сообщениям об «уникальной авторской методике». Помощь детям с РАС — сложная задача, для решения которой в разных странах существуют технологии и методы, эффективность которых доказана многочисленными исследованиями.
Конечно, родители не должны сидеть сложа руки: чем раньше начать помогать ребенку (в идеале — до двух-трех лет), тем больших успехов можно добиться. В России есть службы ранней помощи — благодаря им дети с особенностями развития преодолевают сложности, учатся общаться, готовятся к посещению детского сада и школы. Эти службы дают детям возможность жить такой же жизнью, как и их типично развивающиеся сверстники, — заводить друзей и учиться новому.
Автор-составитель: А.Ю. Лифарева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Методики, диагностирующие уровень развития исследовательских способностей детей"
Методические рекомендации "Методики, диагностирующие уровень развития исследовательских способностей детей"...
Как по-новому диагностировать социально-коммуникативное и речевое развитие детей Оксана Скоролупова, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС)
Как по-новому диагностировать социально-коммуникативное и речевое развитие детейОксана Скоролупова, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС...
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей, как его диагностировать?
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет исключительно актуальную проблему в связи с его высокой распространенностью среди детского населения....
Как играть с ребёнком, у которого диагностирована ЗПРР?
Информация...
Как по-новому диагностировать познавательное развитие детей
В процессе педагогической диагностики воспитатели оценивают степень достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы во всех возрастных группах. Планируемые результаты...
СДВГ у детей дошкольного возраста: как диагностировать и помочь ребенку.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей – это расстройство развития, которое проявляется неврологическими и поведенческими отклонениями, когда в головном мозге процессы возбуждения п...
нарушение которое не видят и не диагностируют
консультация...